Елена, а вы разве не считаете, что «нравственные уроки» всегда относительны. И что кто-то считает абсолютной прелестью, я сочту уродством и девиацией. Допустим, один из моих героев выступает в книге с точки зрения общественной морали необоснованно жестоким, он избивает до полусмерти собственную жену. Плохо? Да. Будет он наказан? Нет. У него есть все причины, чтобы я не считал его злодеем и аморальным. Я вообще не считаю, что мои герои должны быть проводниками идей, они должны просто быть, существовать, жить, раз уж пришли мне в голову. И кто я, чтобы навязывать им или — не дай Аллах! — через них кому бы то ни было свои (подчеркну) относительные и совершенно субъективные представления об истине.
Само собой, но я никогда её не знаю. Ко мне приходят герои, что-то вытворяют, я думаю, что их выходки могут быть интересны и другим людям, я о них рассказываю. Но у меня нет плана «Сегодня я пишу о любви и Боге и это спасёт моральный облик мира».
Никогда не пытался вкладывать идею. Старался сделать героев живыми, их переживания близкими, окружающий их мир настоящим — не более того. Нечто «вечное, доброе, светлое» вроде «зло должно быть наказано» или «любовь торжествует» — зачем? Если читатель пожелает увидеть/найти/раскопать что-то в моей работе, он найдёт это и без моих потуг высказаться. Миллион раз убеждался в этом. Даже там, где я всего лишь — как я это называю — создавал красоту, находили какие-то «вечности». Меня от этого коробит. Для меня основой написания, да и чтения некой вещи является прежде всего интересность/вкусность характеров и захватывающий сюжет. В конечном итоге, думается, даже из Репки можно нечто вынести.
Он не спал уже несколько минут, всё ещё приходя в себя от ужаса ночного кошмара.
Может, лучше как-нибудь полчаса, час не спал? Всего несколько минут, а ты уже пишешь «уже», словно это какой-то гигантский промежуток времени. И как-то очень плохо сочетаются «уже» и «всё ещё» в одном предложении. Они из разных акцентов. И да. Ужас кошмара – масло масляное. А если бы страшный ужас ночного кошмара – что за загляденье бы вышло!
Игнат видел его уже не в первый раз, но каждый раз он немного изменялся, модифицировался и постепенно, раз за разом, стал уже совершенно другим сном.
Если «постепенно», то «становился». Чтобы временные формы глаголов в предложении совпадали. А если всё же «стал», то «изменился».
Детская забава в точности передаёт то, что произошло
Мне кажется, без «то» будет как-то чище.
Каждый раз прибавлялось лишь по незначительной детали и убиралось по чуть-чуть.
Не нравится такая форма глагола. Лучше «добавлялись или исчезали лишь незначительные детали». Как-то так или около того.
как всегда картинки, места и действующие лица сменяли друг
Запятая после «как всегда».
И вдруг будто переключили невидимый тумблер и он оказался в море.
Запятая перед «и».
Очутился там, будто перемещенный невидимой рукой.
А лучше связать с предыдущим предложением и не густить глаголами. « он оказался в море, будто перемещенный невидимой рукой».
Или даже скорее это не его перенесли,
«Скорее» выделяем запятыми.
А он всё в том же положении сидя, но теперь ему это не комфортно, потому что он не на поверхности, а под водой.
Ощущение потерянного глагола «находится».
но Игнат никак не мог сфокусироваться на нём, и разглядеть.
Лишняя запятая перед «и».
необходимо для всей его дальнейшей жизни и без этого она невозможна.
Запятая перед «и».
а главное просто двигаться и всё равно окажешься там, где необходимо обязательно быть.
Перед «и» очень хочется запятую поставить.
И вдруг все стало меняться, необъяснимо и пугающе неотвратимо.
«Стало» очень скучный глагол, безликий, стало да и стало… Может быть, «начало»?
А тень чего-то необъяснимого, которая сопровождала его, стала вырисовываться, увеличиваться и проявлять свои очертания.
Лишнее это «свои», ясно же, что не чужие.
Она стала окружать его со всех сторон,
Ага-а-а, от глагола «стать» у меня уже начинают крошиться зубы. Любимый твой глагол, да?
он не мог уже вырваться из её цепких объятий и уплыть, даже если бы была возможность.
«Уже» либо лишнее, либо нужно его переставить как-то.
Но не было, ни её(возможности), ни сил, ни духа, ведь он не был в состоянии пошевелить даже пальцем, а лишь смотрел, все оценивал, понимал и боялся.
Перед скобкой ставим пробел. Было/был – повтор = некрасиво. И «оценивал» лучше без «все», получится более чистый ряд ощущений.
Страх был жуткий, необъяснимый, животный.
ЖуткиМ, необъяснимыМ, животныМ.
Инстинкты, неподдающиеся разуму овладели им,
После «разуму» запятая.
ужас не давал принять решения для собственного спасения.
А чьего ещё спасения? «Собственного» долой! И не лучше «ужас не давал принять решение, необходимое для спасения»?
Хотя тень и опутала его, но ведь окружающая вода не изменила своих физических свойств, и он мог бы уплыть, но был словно загипнотизированный прикован к месту.
«Словно загипнотизированный» запятыми выделяется.
По запятым должно быть как-то так:
Вот тот момент, которого он, возможно, так долго ждал, и наконец-то увидит то, о чем так долго и, похоже, безрезультатно спрашивал Тенгу.
«Возможно» и «похоже» меня смущают удваивающейся неопределенностью.
На тени стали проявляться две точки, которые росли и начинали, будто гореть зеленоватым огоньком
.
Перед «будто» не нужна запятая.
Они приковали всё его внимание и вдруг тень, будто материальная подхватила его, закружила и понесла. Водоворот увиденного
Перед «и вдруг» запятая, после «материальная» запятая.
Игнатом не укладывался в голове
Мысли укладывались в голове Игнатом. Кто и кем укладывался и в чьей голове, дорогая?
и знакомый, родной дом.
Не нужна запятая.
Оно было близко и одновременно далеко, что не достать.
Лучше «И… так далеко, что…»
пронизывающая мука передернула всего его.
Может, лучше «всё его тело»?
несут как младенца.
Запятая.
Но в этом беспомощном положении Игнат мог ловить эмоции, которыми было охвачено то, что было вокруг него, природа и происхождение которого так до сих пор и не была ему понятна.
Три «было» на одно предложение. Ай-ай-ай. И вообще, я ничего не понял, слишком грузное какое-то предложение. Нужно его другими словами.
Она из нейтрально безучастной становилась постепенно агрессивной.
Лучше «постепенно становилась». Знаешь, есть такой нюанс. Самые главные слова в предложении должны стоять в конце. Эффект усиливается. И если таких слов несколько, то в порядке нарастания их важности. Здесь: сначала постепенно – как ощущает герой, потом становилась – уже факт действия, и в финале – агрессивной. Главное слово, определяющее дальнейшее поведение.
И вот уже она не просто перемещала мужчину куда-то, а кидала из стороны в сторону.
«Она» и «уже» местами переставить.
Он снова из любопытствующего, превратился в испуганного и затравленного.
Лишняя запятая.
Видимо она приняла какое-то новое решение, взамен неудавшемуся плану.
После «видимо» запятая, а перед «взамен» лишняя.
легкие стало сдавливать и постепенно заполнять водой, все было необычайно медленно и прочувствованно каждой его клеточкой.
Вот эта куча наречий мне не нравится. Как-то…
Его прошибла мысль «наверное, так и умирают».
«Прошибла» это неудачно. Прошибло – это когда что-то наружу вышло, «прошиб пот», а мысль… ну что там может делать мысль? Придумай.
Не в состоянии двигаться, лишенный надежды и гипнотизируемый этими глубокими, бездонными глазами, в которые он стал медленно падать, чувствуя беззвучное эхо с их дна, которое кажется, находится на другой стороне галактики.
Э-э-э? А теперь медленно, вдумчиво, сама себе и вслух… Ну-ну-ну, прочти.
Чего не хватает? Не хватает верного глагола. И два «которых» на одно предложение – сомнительно. Разбей это длинное невразумительное на два коротких и чётких.
-Андрей,- имя
Где пробелы у тире?
даже не прозвучало, а будто с остервенением на надоедливую вошь, было настолько сильно эмоционировано тенью, что Игнат уловил это.
Эмоционировать вошь я не пробовал, конечно, но как-то снова слишком мудрёное построение.
главное для Игната сейчас это схватить глоток воздуха.
А если «это» заменить на тире?
Сейчас мужчина оказался, возможно лишь на миг, свободен, нужно успеть этим воспользоваться, ведь он может плыть, выпутываясь и продираясь сквозь водоросли сковывающие, лезущие в руки, рот, попадающие в нос
После «возможно» и «водоросли» запятые.
Слава богам он может дышать!!!
После «богам» запятая.
отсветы движущегося света от фар автомобиля по потолку.
Очень сложно читать предложения или обороты, состоящие из одних существительных.
Кучу лишних слов можно выкинуть сейчас, облегчив чтение и не утратив смысла.
«движущийся по потолку свет фар».
-Фууу, — он понял, что проснулся. Не в силах сдержать чувство облегчения он вздохнул.
Второе «он» замени на что-нибудь.
Сон, то был всего лишь кошмар,
Лучше «Сон. Всего лишь кошмар.»
а сейчас он лежит на кровати, рядом с очаровательной девушкой, в арендованном на время приморском домике.
Ни одна запятая тут не нужна.
Но Игнат, на протяжении всей свой жизни, научился думать, и доверять своим чувствам и ощущениям.
И здесь тоже.
Так, всё по порядку: он всё в том же снятом на недельку домике в Крыму в Новом Свете,
«Неделька» и «домик» рядом. Что-то не должно быть уменьшительно-ласкательным.
Не знает, ни про его сон, ни про все то, через что он прошел, чтобы очутиться здесь.
Перед первым «ни» не нужна запятая.
о том что она жива можно догадаться лишь низко наклонившись почти к самому её лицу, и уловив такое сладкое и нежное дыхание.
Перед «что» запятая, а после «лицу» не нужна.
Её белое тело будто светится, изнутри освещая темноту и разгоняя мрак.
Запятая после «изнутри», а не перед.
холодной как лед и бездушной как истукан.
Перед «как» запятые.
волнистые темные волосы, будто обнимающие и целующие её красоту.
А красота как-то отдельно отстоит от волос? исходя из твоего предложения, получается, что так. Лучше вообще «её красоту» долой.
Должно быть так:
Жаль, что просыпаясь Ольга становилась совсем другой.
Может прав был Тенга.
После «может» запятая.
Ольга спала тихо, будто даже не дыша, Игнат протянул руку, чтобы дотронуться до нее, удостовериться в том, что она реальна. Но тут же остановился, замер, боясь что, прикоснувшись к ней, ощутит лишь холод и окоченение мертвого тела.
А ты не говорила то же самое только другими словами несколькими предложениями выше? Зачем повторяться?
вообще есть ли она? Или это плод его фантазии, так же как Тенга?
После «вообще» и «так же» запятые.
заставило Игната передумать его осуществлять.
Заставило передумать осуществлять. Три – три! – глагола. Некрасиво. Не звучит.
И в то же время, ему не хотелось подводить Ольгу, это опять будет считаться сродни предательству.
После «время» не нужна запятая, и лучше «считаться чем-то сродни…»
Но, в конце-то концов, новое мировоззрение, новая жизненная позиция всё говорит за то, что нельзя идти у неё (или них?) на поводу.
После «позиция» двоеточие.
И если он сделает то, о чем она его просит, то это будет предательством его нового смысла жизни.
Если, он, то, о чем, она, его, это, его. Много-много местоимений.
А ведь знания, пришли к нему с такими муками.
Лишняя запятая.
экстримально-авантюрная операция
«Экстремально авантюрная»
он сегодня во сне понял сполна, и не хотел повторения чего-то подобного наяву.
Перед «и» не нужна запятая.
по настоящему дорога,
По-настоящему
Должно быть так:
ещё там, в больнице, она проявляла к нему внимание, но постепенно он начал догадываться об истинности её мотивов, однако сердцу и чувствам не прикажешь, и он по-прежнему хорошо к ней относился.
А когда же он-то, сам Игнат, начал понимать, что живет неверно?
Как кажется, давно это было
Перед «кажется» запятая.
самом то деле
«Самом-то».
Пожалуй тогда, когда он проснулся в очередной раз.
После «пожалуй» запятая.
в котором смена состоящая из череды бесед с Тенгой и снов, перемежалась обрывками выплывающей памяти из детства.
После «смена» запятая.
Кошмары и кошмарищи. Почитаю попозже, что же дальше.)
Боже упаси нас вырезать «ничего не значащие куски» у Достоевского, за некоторые «куски» ФМ я готов удавить его чистой авторской завистью: как же он офигенен, я так не умею!
Мне кажется, что дело в том, насколько ты, действительно, в настроении. Достоевского мало просто прочитать, его почувствовать нужно. Тут, наверное, тебе и помогло аудио. Иногда услышанная информация лучше ложиться, чем визуальная, иногда наоборот.
Наверное, литинститут дает хорошую базу (всякие там встречи, обсуждения, критики профессиональная), но если нет оригинальной идеи у автора или вкусного характера, то вряд ли что-то получится из истории…
Есть у Ваевского роман. Мы все его величаем «великой зуботычиной», на нём все шишки набивались. Сначала я был для этого романа (огромного, между прочим) просто читателем по мере написания, потом, когда автор созрел до того, чтобы собрать все главы в одну книгу, я снова читал и поправлял ошибки, какие видел. Потом Ваевский решил расширить роман (в расширении я принимал некое соавторское участие), и я вновь его перечитал и поправил. Но тут Ваевского осенило, что в сём романе не так — и я вновь перечитывал уже поправленное. Напомню, что романчик зело велик есть.
Думаешь, после этого меня что-то испугает?
Может, лучше как-нибудь полчаса, час не спал? Всего несколько минут, а ты уже пишешь «уже», словно это какой-то гигантский промежуток времени. И как-то очень плохо сочетаются «уже» и «всё ещё» в одном предложении. Они из разных акцентов. И да. Ужас кошмара – масло масляное. А если бы страшный ужас ночного кошмара – что за загляденье бы вышло!
Если «постепенно», то «становился». Чтобы временные формы глаголов в предложении совпадали. А если всё же «стал», то «изменился».
Мне кажется, без «то» будет как-то чище.
Не нравится такая форма глагола. Лучше «добавлялись или исчезали лишь незначительные детали». Как-то так или около того.
Запятая после «как всегда».
Запятая перед «и».
А лучше связать с предыдущим предложением и не густить глаголами. « он оказался в море, будто перемещенный невидимой рукой».
«Скорее» выделяем запятыми.
Ощущение потерянного глагола «находится».
Лишняя запятая перед «и».
Запятая перед «и».
Перед «и» очень хочется запятую поставить.
«Стало» очень скучный глагол, безликий, стало да и стало… Может быть, «начало»?
Лишнее это «свои», ясно же, что не чужие.
Ага-а-а, от глагола «стать» у меня уже начинают крошиться зубы. Любимый твой глагол, да?
«Уже» либо лишнее, либо нужно его переставить как-то.
Перед скобкой ставим пробел. Было/был – повтор = некрасиво. И «оценивал» лучше без «все», получится более чистый ряд ощущений.
ЖуткиМ, необъяснимыМ, животныМ.
После «разуму» запятая.
А чьего ещё спасения? «Собственного» долой! И не лучше «ужас не давал принять решение, необходимое для спасения»?
«Словно загипнотизированный» запятыми выделяется.
По запятым должно быть как-то так:
«Возможно» и «похоже» меня смущают удваивающейся неопределенностью.
.
Перед «будто» не нужна запятая.
Перед «и вдруг» запятая, после «материальная» запятая.
Мысли укладывались в голове Игнатом. Кто и кем укладывался и в чьей голове, дорогая?
Не нужна запятая.
Лучше «И… так далеко, что…»
Может, лучше «всё его тело»?
Запятая.
Три «было» на одно предложение. Ай-ай-ай. И вообще, я ничего не понял, слишком грузное какое-то предложение. Нужно его другими словами.
Лучше «постепенно становилась». Знаешь, есть такой нюанс. Самые главные слова в предложении должны стоять в конце. Эффект усиливается. И если таких слов несколько, то в порядке нарастания их важности. Здесь: сначала постепенно – как ощущает герой, потом становилась – уже факт действия, и в финале – агрессивной. Главное слово, определяющее дальнейшее поведение.
«Она» и «уже» местами переставить.
Лишняя запятая.
После «видимо» запятая, а перед «взамен» лишняя.
Вот эта куча наречий мне не нравится. Как-то…
«Прошибла» это неудачно. Прошибло – это когда что-то наружу вышло, «прошиб пот», а мысль… ну что там может делать мысль? Придумай.
Э-э-э? А теперь медленно, вдумчиво, сама себе и вслух… Ну-ну-ну, прочти.
Чего не хватает? Не хватает верного глагола. И два «которых» на одно предложение – сомнительно. Разбей это длинное невразумительное на два коротких и чётких.
Где пробелы у тире?
Эмоционировать вошь я не пробовал, конечно, но как-то снова слишком мудрёное построение.
А если «это» заменить на тире?
После «возможно» и «водоросли» запятые.
После «богам» запятая.
Очень сложно читать предложения или обороты, состоящие из одних существительных.
Кучу лишних слов можно выкинуть сейчас, облегчив чтение и не утратив смысла.
«движущийся по потолку свет фар».
Второе «он» замени на что-нибудь.
Лучше «Сон. Всего лишь кошмар.»
Ни одна запятая тут не нужна.
И здесь тоже.
«Неделька» и «домик» рядом. Что-то не должно быть уменьшительно-ласкательным.
Перед первым «ни» не нужна запятая.
Перед «что» запятая, а после «лицу» не нужна.
Запятая после «изнутри», а не перед.
Перед «как» запятые.
А красота как-то отдельно отстоит от волос? исходя из твоего предложения, получается, что так. Лучше вообще «её красоту» долой.
Должно быть так:
После «может» запятая.
А ты не говорила то же самое только другими словами несколькими предложениями выше? Зачем повторяться?
После «вообще» и «так же» запятые.
Заставило передумать осуществлять. Три – три! – глагола. Некрасиво. Не звучит.
После «время» не нужна запятая, и лучше «считаться чем-то сродни…»
После «позиция» двоеточие.
Если, он, то, о чем, она, его, это, его. Много-много местоимений.
Лишняя запятая.
«Экстремально авантюрная»
Перед «и» не нужна запятая.
По-настоящему
Должно быть так:
Перед «кажется» запятая.
«Самом-то».
После «пожалуй» запятая.
После «смена» запятая.
Кошмары и кошмарищи. Почитаю попозже, что же дальше.)
Мне кажется, что дело в том, насколько ты, действительно, в настроении. Достоевского мало просто прочитать, его почувствовать нужно. Тут, наверное, тебе и помогло аудио. Иногда услышанная информация лучше ложиться, чем визуальная, иногда наоборот.
Думаешь, после этого меня что-то испугает?