Еще бы понять, чем тема отличается от идеи, а сюжет от фабулы.
Сюжет от фабулы — ничем, насколько знаю. А тема от идеи — см. выше. Тема — "о чём написано". Идея — "что об этом написано, какую мысль хотел выразить автор".
Вот чего никогда не видел, так высоких оценок на конкурсах за высокую тему.
Скорее имею в виду различные междусобойчики без проф. жюри (хотя и последнее — не гарантия отсутствия вкусовщины, отнюдь...). Не обязательно «высокую». Просто вызывающую восторг и придыхание с громким звуком «Ня!» у большинства голосующих.
Да, и ещё. Отсутствие или слабая выраженность сюжета не обязательно означает отсутствие темы и идеи. Большинство шедевров лирической поэзии, к примеру, бессюжетны. В прозе такое (шедевр без сюжета) бывает реже — и в основном в малой форме. Те же «Стихотворения в прозе» Тургенева, хотя и там не всё равноценно… и не всё бессюжетно.
А ещё некоторые очень любят путать тему (о чём написано) с идеей/смыслом/содержанием (что об этом написано). Чего никогда не пойму — это высоких оценок в различных конкурсах, выставляемых «за прекрасную/важную/святую/конъюнктурную тему». За оригинальность идеи, неординарность смысла — ещё понятно. Хотя и тут огрехи формы иногда могут свести впечатление на нет. Но за тему?..
Спасибо. Я, может, не совсем понятно выразился. В стихах я не дебютант, первое «взрослое» стихотворение написал (только не пугайтесь!) в 1989-м, хотя потом писал мало и с большими перерывами. Но на Стиходроме — впервые.
У меня так было. Правда, рассказ, выросший из миньки «Очевидец», пока никому не покажу. Надеюсь опубликовать его на бумаге…
Хотя нет, там было немного не так. Я уже писал этот рассказ, медленно и печально, когда объявили тему Салфеток, стопроцентно совпадающую с темой рассказа. Когда сделал салфетку, думал, что в рассказ она не войдёт. А вышло иначе — она стала эпилогом…
Не во всём. И, да, я тоже присоединяюсь к ведущей: пересмотрите свой отзыв на текст №6, это переход на личность автора и откровенное хамство в его адрес. Когда пересмотрите, я отредактирую это сообщение.
Для детского стихотворения в этом тексте слишком много взрослых оборотов («круглобокая мадам», «сокращения ваяем»), для взрослого – оно чересчур уж наивно. Не говоря уже про хромающую рифму (звезда – тебя), смысловые нелепости («… и немного на цветы») и странную грамматику («очень нужная ты нам»). Впрочем, как первая проба пера ученика начальной школы – сойдёт.
№2
Из этого сюжета можно было бы сделать отличную зарисовку, если бы не хромающая на обе ноги техника стихосложения, а главное – недорисованность всех образов. Какой-то слабый оттенок настроения передан, но не более. Как будто акварельную картинку прополоскали в воде, смыв все краски: вроде есть что-то на листе, а что – уже не разберёшь.
№3
Автор взялся за непростую тему. И весьма технично её угробил. К самому стихосложению претензий нет, но не покидает ощущение вторичности, заезженности, причём всего: и образов, и рифм, и ритмического рисунка, и сюжета. В результате из человеческой трагедии получилась её малоубедительная имитация.
№4
Вот это – неплохо. По образному, смысловому, идейному наполнению. И по форме тоже, за исключением немногих отдельных мелочей. Например, в первом предложении прошедшее время смотрится очень странно, ведь лирическая героиня только что точку поставила. Во втором четверостишии хромает рифма. Третья строка этого же четверостишия весьма труднопроизносима (да, я считаю, что стихи должны быть такими, чтобы их можно было читать вслух). Если бы не эти мелочи – было бы совсем хорошо.
№5
Несмотря на некоторую туманность образного ряда, в стихотворении есть настроение, оно вызывает эмоции, некое ощущение сопричастности происходящему. И это хорошо. Хотя «мелкая философия на глубоких местах» в третьем катрене кажется лишней. Без обобщений и перехода на «мы», как мне кажется, было бы лучше, более эмоционально и личностно, менее отстранённо. Но вот с техникой стихосложения тут беда. Ритм сбивчивый, вслух не прочитаешь, от рифм вообще плакать хочется. Нет, я понимаю, что белый (нерифмованный) стих тоже имеет право на жизнь, но тогда не нужно рифмовать «через раз» – то точная рифма «ты – пустоты», то непонятно что: «за борт – надо». Извините за занудство.
№6
Эта вещица безупречно сделана в плане техники. Ритм – просто песня, рифмы звенят, как колокол. Чувствуется умелая рука. Сюжет (боль разрыва с близким человеком) не нов, но на такую тему можно писать бесконечно. Единственное, к чему можно придраться – это к вычурному построению некоторых предложений («Свести с ума способны чары чьи», «В и без того отравленное сердце», «Любви с лихвой схоронено углей» «Как нет ее на жизнь у пастуха»), да, местами, к засорению образного ряда лишними словами, добавленными, подозреваю, только для сохранения размера: «Мне никогда, ТЫ СЛЫШИШЬ, не согреться», «Став ПОПРОСТУ тончайшей из мембран». Но финал с аллюзией на классику – весьма неплох.
№7
Хороший сюжет, пусть и наивноватый. Чем-то зацепило, несмотря на странные местами выражения («И всё вокруг меняется в лице» – так и представляю себе, как сползает улыбка с лица старого комода, как гримасничает в углу торшер, а кресло-кровать глядит на тебя с неподдельным ужасом...). Здесь ритм тоже «плывёт» феерически, но это почему-то не очень сильно режет глаз и ухо. Но рифмовать омонимы или слово само с собой – это моветон, автор. И… всё же за размером следите, под конец он у вас вообще уплывает прочь из стиха, как лосось на нерест.
№8
Философично и лаконично. Чем-то напомнило рубаи Омара Хайяма. И понравилось. Из шероховатостей отмечу неожиданное изменение ритмического рисунка в третьей и четвёртой строках, а также не совсем удачную рифму «моя-меня».
№9
Неплохо, но не без огрехов. К примеру, в четвёртой строке это «над вами» вышибает читателя из смысла напрочь. Если речь о том самом собеседнике, с которым расстаёмся – как его в этот же момент может окружать совершенно иной пейзаж? Образ многоточия, по-моему, «пережат»: три раза на коротенькое стихотворение, и не в форме повтора-рефрена, а в трёх разных контекстах («смотрите, оно и здесь, и здесь, и здесь») – это уже много. Финал мне показался немного недотянутым, как будто оборванным на полустроке. Хотелось бы всё же знать, о какой встрече идёт речь – с кем-то другим, пока неизвестным, или с тем же человеком. Смысл-то разный совсем получается…
№10
Вот вроде и «бредоват», и местами чрезмерно затуманен словесно-образный ряд, и отдельные фразы звучат просто нелепо, а настроение – есть. Немного портит картину неудачная рифма в конце (внутри-пути) и чересчур «лобовая», даже в чём-то избыточная последняя строка. Да, слова «древоточина» нет в русском языке, но мне этот неологизм понравился. Поэты на то и поэты, чтобы создавать новые слова – из осколков старых или просто из головы…
№11
Ну, рифма «кеды-полукеды» – это уже классика, но «месяц-полумесяц» я ещё не встречал. Теперь буду знать и пользоваться. А если серьёзно, то в этом стихотворении мне помешало отсутствие цельности картинки. Вроде и образов в стихотворении много, но они, как лебедь, рак и щука – каждый тянет в свою сторону, не добавляя смысла картине в целом.
№12
Если бы это были первый и последний катрен более длинного стихотворения, тогда, вполне возможно, я был бы впечатлён и даже потрясён. А так осталось ощущение, что мне показали первый и последний кадр фильма, а середину вырезали. Я так и не понял, что творится в душе у героини, какой поступок она совершила или какой выбор сделала. Оттого и сопереживать ей не получается.
№13
«И как будто бы случайно // Подсказала: «Сны так зыбки»… А без подсказки ночи автор этого не знал? Здесь у меня трудности со смыслами. Да, бессонница, да, некое сердечное томленье, но… Для лирического стихотворения слишком рассуждательно, для сюжетного – слишком туманно. И парочка шаблонных образов (типа «сказку былью»), вкрапленных в неплохой, в общем-то, образный ряд, тоже несколько расстраивают.
ВНЕКОНКУРС:
№1
А хорошо ведь! Настолько цельные образы знаков препинания как сторон нашей жизни, что не хочется цепляться к мелочам.
№2
Полёт над гнездом психушки? Что ж, состояние душевнобольного передано отлично. Только не поддАлась, а поддалАсь. И из-за этого летит весь размер. Но не настроение.
№3
Верлибр, но очень уж немузыкальный. Попробовал прочесть вслух и не смог.
№4
Эх, филологи-филологи… зануды вы конченые… ну научи ты его ставить запятые, если точки не хочет. Всё хоть какой-то знак препинания. Хотя… если ты такая зануда, то тебе, может, и вправду, со скучным соседом будет лучше. Спокойнее, по крайней мере.
№5
Интересный сюжет. Вот только «точка» применительно к возлюбленному из прежней жизни – странный какой-то образ. Как будто специально подогнан под конкурсную тему. Ну что общего у точки с человеком из прошлого? Сразу вызывает мысли о Безумном Шляпнике и его столь же непонятных загадках…
конъюнктурнуютему». За оригинальность идеи, неординарность смысла — ещё понятно. Хотя и тут огрехи формы иногда могут свести впечатление на нет. Но за тему?..и пользоваться. А если серьёзно, то в этом стихотворении мне помешало отсутствие цельности картинки. Вроде и образов в стихотворении много, но они, как лебедь, рак и щука – каждый тянет в свою сторону, не добавляя смысла картине в целом.