В старой песенке поется:
После нас на этом свете
Пара факсов остается
И страничка в интернете…
(Виталий Калашников)
Источник:
«За индустриальные кадры». Многотиражка Уральского Политехнического института. г. Свердловск. 28.12.1967
bard-cafe.komkon.org/Ural/text/Dolsky/t002.html
Гитары против мещанства
Началось с того, что песенные тексты некоторых профессиональных композиторов в какой-то момент перестали удовлетворять слушателей, особенно молодых. Появился Б. Окуджава.
Все очень просто. Три аккорда на расстроенной гитаре, но какой богатый мир образов, философская глубина и вместе с тем доходчивость, естественность! Не все у него было на одинаковом уровне, но это был толчок. Конечно, многие из ныне существующих авторов начинали независимо от Окуджавы, но на большинство он оказал влияние, и, что особенно важно, с него фактически появился интерес аудитории к таким песням.
Отсюда и завертелась мельница. Что ни год, то новые имена, новые песни: Ким, Кукин, Клячкин, Высоцкий, Визбор, Вахнюк — это только самые известные. Залы переполнены, на концерт самодеятельного автора трудно попасть.
Менестрелей столько, сколько на свете людей, которые любят их слушать. Я осмеливаюсь утверждать, что любой человек, пришедший на концерт самодеятельного автора не из праздного любопытства, это уже потенциальный поэт и композитор, потому что его волнуют те же проблемы, что и того, кто стоит у микрофона с гитарой. Между ними устанавливается невидимая, но тесная связь, которая помогает автору донести тонкие нюансы своей песни. Песня, преломляясь в восприятии слушателя, как бы рождается вновь, но немного в другом качестве, соответствующем субъективному мироощущению второго автора — слушателя.
Многие пытаются объяснить возникновение движения менестрелей только с социологических позиций, другие утверждают, что это явление искусства.
Почему я называю это явление движением? Не громко ли звучит? В США есть движение «гитары против войны». Молодые люди поют антивоенные песни на эстрадных площадках и прямо на улице. Они составляют часть всеобщего антивоенного движения.
В нашей стране движение менестрелей можно назвать «гитары против мещанства». Большинство песен носит философский, гражданский характер, в них выражаются мироощущения современного человека. При помощи гитары — одно время считавшейся мещанским инструментом — происходит борьба за моральную чистоту личности.
Бросьте в прошлое ваши пожитки,
Не жалейте — что за полжизни.
Лишь в ладошку немного лучей
Зачерпните — и в путь скорей.
Ваши руки должны быть свободны,
Чтоб подать их кому угодно.
Вот и все, и преград вам нет,
Ваш багаж — только солнечный свет.
Необходимо сразу установить те границы, за пределами которых движение теряет свою художественную ценность. Самодеятельных песен — море. Из них лишь часть вызывает серьезный интерес. Здесь не принимается во внимание «лирика подворотен». Движение основывается только на ценных, с точки зрения художественной, песнях. Другое дело, что слушателю подчас трудно самому в этом разобраться, но это уже вопрос личной культуры.
Общеизвестно марксистское положение о том, что с ростом духовного и культурного уровня личности искусство перестает быть только ареной деятельности избранных. Человек незаметно для себя приобщается к созданию духовных ценностей, которыми раньше он только наслаждался. Это второе призвание не только не мешает его основному занятию, а наоборот, расширяет сферу его интересов, способствует гармоническому развитию, более полному познанию жизни. Ведь искусство — одна из форм познания объективного мира.
Не является ли движение менестрелей подтверждением этого тезиса, особенно, если взять хороших авторов, хорошие песни. Например, Ада Якушева — педагог, Ким — педагог, Высоцкий — актер, Визбор — журналист, Вахнюк — корреспондент радио и т.д. Они хорошо знают жизнь. В конце концов, они просто умные люди. А это уже важно.
Искусство исходит из народа — старая формула. Раньше было — брал бородатый дядя гусли, слагал песни, баллады, припевки — становился баяном. Его уважали, приглашали на свадьбы, к княжескому столу, в позднейшие времена о нем писали исследования искусствоведы.
Не являются ли самодеятельные песни по своей внутренней определенности так же народным творчеством?
Однако, многие именитые композиторы и искусствоведы считают, что самодеятельная песня — вообще не песня в том смысле, что они имеют низкую музыкальную культуру. Но песня «За туманом», сочиненная музыкально безграмотным гитаристом, побивала все рекорды популярности задолго до того, как московское радио и телевидение снизошли до нее, в то время, как песня про телефон, которую поет Полад Бюль-Бюль-Оглы, можно было услышать по радио буквально три раза в день.
Лучшие самодеятельные песни оказывают влияние на профессиональные. Например, нельзя не заметить этого на последних песнях Таривердиева. Появление такой песни как «Зависть белая», исполненной впервые на Сочинском фестивале, тоже говорит о влиянии движения менестрелей на профессиональную эстраду. Так что хочет кто-нибудь этого или нет, а самодеятельные песни становятся фактом нашего искусства.
Что касается другой стороны вопроса — музыкальной безграмотности авторов песен, тут упреки вообще-то справедливы. Но дело здесь не такое уж беспросветное, как его пытаются некоторые представить. Дальнейшее развитие движения, очевидно, будет идти как раз по линии развития музыкальной культуры не в ущерб, конечно, поэтическому текстовому компоненту.
А. Дольский, аспирант
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.