Есть ли жизнь после рождения, или Что происходит с книгой нетопового автора после издания
 
Лебедева Наталья

Есть ли жизнь после рождения, или Что происходит с книгой нетопового автора после издания

8 сентября 2014, 10:29 /
+37

(*Данный пост родился из ответа на вопрос, почему книга есть на складах, но ее невозможно добыть в магазинах.)

 

О чем мечтает начинающий автор? О том, чтобы издаться.

О чем предупреждают его те, кто издался? «Факт издания сам по себе мало что значит. Все только начинается».

Верит он им? Нет.

Все это происходит от того, что мало кто из новичков знает, как на самом деле обстоят дела. А информация эта жизненно важна.

  Рискну сказать, что важна она не только для авторов, но и для читателей. Я несколько раз рассказывала читателям о том, что происходит с книгой после типографии, и каждый раз это вызывало шок и, не поверите, желание эту книгу купить, а не скачать у пиратов. Именно поэтому делюсь своими знаниями по вопросу. В пример буду приводить свой «Театр Черепаховой кошки», поскольку все цифры свежи в моей голове.

Итак, приступим.

 

1. «Кошка» была отпечатана в декабре 2013 года тиражом 2 тысячи экземпляров. И вот на этой части истории мы сделаем первую остановку. 2 тысячи сегодня – нормальный тираж для нетоповых авторов. Первая моя книга «Склейки» была отпечатана тиражом 4 тысячи, две другие – 3 тысячи. Связано это с остатками, которые есть на складах. Издательство стремится издавать столько книг, сколько сможет продать, но пока издателям не удается угадать, поскольку покупают бумагу с каждым годом все меньше и меньше. Тиражи топовых авторов сегодня тоже быстро сокращаются.

 

2. Когда книга попадает на склад, со склада делается начальная отгрузка. Новинку берет довольно большое количество офф- и он-лайн магазинов, и в каждом из них оказывается примерно по 2-3 книги на пробу. В случае с «Кошкой» начальная отгрузка была 1019 штук.

(Офф-топ: первым продажи книг начинает московский магазин «Москва» — так что если вас вот-вот издадут, проверять факт физического рождения книги лучше всего через их сайт).

 

3. Если книгу покупают быстро и охотно, магазины делают дозаказ. Соответственно, количество книг на складах тает. А вот тут, пожалуй, самый важный момент. Сегодня допечатка делается только тогда, когда ВЕСЬ тираж уходит со складов за две-три недели (!). У меня такое случилось только однажды, когда вдруг мгновенно разошелся трехтысячный тираж «Склеек», изданных в мягкой обложке. С «Кошкой» так уже не получилось. Я явственно осознала (да, к четвертой книге я-автор наконец осознал очевидную истину), что в отсутствие рекламного бюджета только я сама могу как-то повлиять на ситуацию, и начала активно рассказывать о книге в интернете. В результате получила большое количество отзывов, однако, судя по продажам, писали люди, которые читали пиратскую версию книги. Важно: поскольку читатели не смели «Кошку» в первые же недели, допечаток этой книги уже гарантированно не будет, даже если сегодня со склада вдруг сметут разом все оставшиеся там копии. И это общее правило.

 

4. Дальше для меня началась в буквальном смысле борьба за выживание. Мое издательство («Астрель-СПб») мной действительно дорожит. Я вижу это по отношению редакторов. Но сегодня они – только одна из частей АСТ и вынуждены подчиняться общей политике: если у автора на складах остаются остатки, то этого автора дальше не издают. То есть, не берут следующие книги. Исключения есть, но это если редактор убеждает руководство, что автор действительно того стоит. Со мной так происходило уже три раза, за что земной поклон Александру Прокоповичу и Ирине Епифановой, которые мои книги действительно любят и всегда высоко оценивают.

Итак, я стала активно себя продвигать – писала, устраивала встречи, маниакально перепощивала отзывы. В результате за два первых месяца со складов ушло еще двести восемьдесят книг.

Тут нужно сказать, что и саму идею серии «Московские сторожевые», в которой вышла книга, читатели приняли благосклонно – и это тоже сыграло свою роль в продажах.

До марта книгу можно было купить в обычных книжных – по крайней мере, в Твери, где я живу.

 

5. Продав по 5-6 (максимум, я думаю, 10) экземпляров книги, офф-лайн магазины самоисключились из процесса. Реальность такова, что они перестают заказывать книгу через два-три месяца после издания (если только она мгновенно не стала бестселлером). Офф-лайн магазины не дожидаются момента, когда книга мертвым грузом осядет на полке, что случается все чаще, и перестраховываются. Все продажи с этого момента переключились исключительно на интернет.

 

6. Активность принесла свои плоды, правда, не совсем те, которых мне бы хотелось. Если до «Кошки» мое имя знали единицы, то летом я стала осознавать, что мою книгу обсуждают, ее советуют, и имя мое больше не пустой звук.

Одновременно с этим продажи прекратились. Магазины стали возвращать «Кошку» на склады. Зато на пиратских сайтах просмотры составили от 800 до 2000. Я не знаю, как оценить, сколько человек действительно прочитали книгу, может быть, они просто пролистали первые страницы – но все-таки цифры не так уж малы. (Я просмотрела 6-7 крупных пиратских сайтов, ссылка на которые появляется на первых страницах при запросе в «Гугле».)

За летние месяцы совместными усилиями издательства и других авторов серии удалось столкнуть продажи с нуля. В июне провели конкурс на «LiveLib», в июле я предоставила книгу для розыгрыша популярному видеоблоггеру Оле Понедельник. В августе организовала еще несколько упоминаний. В результате, сегодня остаток на складах составил 575 книг. И, поверьте мне, пишет это вам отнюдь не лузер. За время продаж я дважды была в «Бестселлерах» «Озона» (представьте себе, как же тогда должны продаваться НЕ бестселлеры!!!), да и остаток мой может быть предметом зависти многих авторов. Это при том, что 2 тысячи книг на многомиллионную Россию кажутся каплей в море.

 

6. Что же дальше? Сегодня «Кошку» продают, в основном, «Лабиринт» и «Озон». И если продажи будут близки к нулю, то и они прекратят заказывать книгу со склада. Таким образом, остаток на складе станет неизменным. Следовательно, издательство вполне может отказаться от издания «Мельника», моей новой книги. Морально я к этому готова и продумываю пути отступления.

 

Что я хотела сказать этим постом? Я хотела на пальцах, на конкретных примерах показать, как тяжела сегодня ситуация. Как важно автору внимание каждого читателя. Как важно, чтобы авторов поддерживали реальными покупками и отзывами.

Если вы писатель, то нужно осознавать, с чем вам придется столкнуться.

Если вы читатель, то вы должны понимать, что фраза «следующей книги вашего любимого автора может и не быть» — это не просто красивые слова. Это реальность, где каждая проданная книга влияет на дальнейшую судьбу писателя.

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль