У каждого была такая ситуация: друг-писатель просит оставить отзыв на книгу, но написать правду рука не поднимается — ведь обидится же! А человек хороший. Как быть? Ведь вас попросили помочь и, возможно, наставить на путь истинный. Солгать невозможно. Но и написать все, как есть, тоже нельзя. А может, вы просто не знаете, что сказать? Вот о максимально бескровном разрешении этой дилеммы и поговорим.
У меня целая папка разнообразных статей, ждущих перевода, но вот вчера нашла еще одну — и перевожу вне очереди. Потому что актуально до зубовного скрежета. Итак, 8 правил написания честного отзыва, которые позволят вам сохранить хорошие отношения с автором.
Правило № 1: Не берите на себя слишком много
Вам тоже сложно сказать «нет»? Если друг (или даже просто знакомый) просит вас помочь с вычиткой, то отказать ему может быть очень непросто. Но если у вас нет времени, чтобы заниматься редактурой, порядочнее и добрее сказать об этом сразу, а не заставлять человека ждать месяцами. Будьте честны и здраво оценивайте свои силы.
Вычитка текста легко может затянуться. Это только кажется, что достаточно уделить вопросу три-четыре часа — и дело в шляпе. Нет. Редактирование занимает больше времени, чем простое чтение, и вот почему:
- вы читаете сильно медленнее, чем обычно;
- вам то и дело приходится скакать туда-сюда по тексту (например, чтобы проверить, какого цвета были глаза у персонажа в первой главе);
- вы останавливаетесь, чтобы решить, удачно ли использовано слово, правильно ли выстроена сцена, нужен ли этот эпизод вообще и т.д.;
- вы делаете пометки, оставляете комментарии и предложения.
Если у вас есть немного времени, но вы не уверены, что его хватит, так и скажите. Например:
Я бы очень хотела прочитать твою книгу, но у меня нет времени, чтобы ее как следует вычитать. Давай я просто расскажу, какое впечатление она произвела, что понравилось, а что нет, какие возникли вопросы и т.д. Не возражаешь?
Неважно, редактируете вы книгу по доброте душевной или это бартер, неплохо сразу обговорить сроки. Заранее выясните, к какому времени вы должны закончить с вычиткой. Может быть, автор хочет успеть поучаствовать в каком-нибудь конкурсе? Если боитесь, что не успеете, — скажите.
Правило № 2: Уточните, на какой стадии находится рукопись
Сразу уточните, что перед вами: первый черновик или готовое произведение? Если речь идет о черновике, то лучше деликатно предложить автору сперва самому проверить текст. Если же роман готов, то от некоторых замечаний лучше воздержаться. Немного найдется людей, готовых вносить в текст кардинальные изменения, когда работа почти закончена. Попробуйте сосредоточиться на косметических правках: орфографии, пунктуации, конкретном словоупотреблении.
Разумеется, авторы могут и сами не знать, насколько закончено их произведение. В глубине души они просто надеются, что вы воскликните: это гениально! Тут нечего править! Или, в худшем случае, исправите за них все косяки.
Важное дополнение. Если вы не знакомы с автором и не читали раньше его произведений, начните с ознакомительного фрагмента. Не обещайте ничего, пока не увидите текст. Редактировать отвратительно написанный «шЫдевр» — это пытка похлеще испанского сапожка. Не занимайтесь мазохизмом, лучше дайте человеку ссылку на Джахонтис.
Правило № 3: Уделите вычитке время (но не в ущерб собственному творчеству)
Когда вы точно знаете, что у вас в руках нечто интересное, очень сложно удержаться и не проглотить книгу целиком за один раз. Это одна беда. Другая — чем дольше вы оттягиваете, тем сложнее приступить к редактированию. Как же найти золотую середину? Планируйте. Например:
- не приступайте к вычитке, пока не напишете собственную дневную норму;
- если вы наиболее активны утром, то пишите с утра, а редактируйте вечером, и наоборот, если вы сова;
- если нужно, выделите отдельные дни для написания и для редактирования;
- обозначьте верхнюю границу: например, не тратить на вычитку больше двух часов в день.
Правило № 4: Делайте заметки
Прежде чем приступать к кропотливому редактированию и тщательной ловле блох, неплохо бы прочитать роман целиком. Тогда не придется задавать вопросы, на которые автор отвечает уже в следующей главе. Ну и будете знать заодно, на что стоит обращать внимание.
Однако во время первого, беглого, прочтения не ленитесь делать заметки, оставлять комментарии и примечания. Подобные функции есть практически в каждом текстовом редакторе. Делайте закладки и цветовые выделения. Потом пригодится.
При последующей работе с текстом, комментарии могут быть расширены или убраны, но в целом они помогут вам понять, на что стоит обращать особое внимание.
Правило № 5: Начните отзыв с похвалы
Ваша работа как редактора — находить ошибки, однако не стоит забывать, что автор мечтает отнюдь не о перечне блох. Разумеется, конструктивная критика поможет ему научиться писать лучше (а еще подарки под елку кладет Дед Мороз, а не родители, ага), но не стоит забывать и про пряники.
Даже если речь идет о кошмарном первом черновике, в нем наверняка есть хоть что-то хорошее! Например:
- протагонист в конце не похож на себя в начале: он растет и развивается;
- вам хотя бы пару раз было интересно узнать, что будет дальше;
- вы сумели выловить в этом супе отличное описание, допустим, природы;
- вы нашли смешную шутку.
При чтении отмечайте не только ошибки, но и места, которые вам понравились, заставили улыбнуться (в хорошем смысле), взволновали и т.д. Это не займет много времени, но существенно облегчит написание отзыва и порадует автора.
Правило № 6: Укажите на повторяющиеся ошибки
Некоторые проблемы всплывают постоянно. Не считайте себя обязанным выполоть абсолютно все. Ну, как минимум, в тех случаях, когда вам за ваш отзыв не платят.
Как правило, достаточно указать на пару проблемных моментов и объяснить суть. Например:
- У тебя постоянно ошибка в тся/ться. Обрати на них особое внимание!
- В тексте частенько встречаются двойные пробелы. Попробуй убрать их через поиск и замену.
- У тебя куча предложений типа «Он пошел туда-то» или «Он сделал то-то». Может быть, как-нибудь их разнообразить?
- Ты слишком увлекаешься диалектизмами. Текст сложно читать.
- Твои персонажи слишком часто сидят на кухне, курят, пьют и философствуют. Займи их чем-нибудь!
Правило № 7: Дайте автору шанс доработать произведение
Вы прочитали половину романа и вдруг натолкнулись на серьезную, глобальную проблему — что делать? Допустим, персонажи стали вести себя совсем нелогично или в сюжете обнаружились длительные провисы. Остановитесь и позвольте автору (если захочет) переписать проблемный кусок. Нет смысла вычитывать то, что будет удалено.
Вопрос в том, как сделать это достаточно тактично и не обидеть. Попробуйте что-то такое:
Мне действительно нравится твоя книга, и я благодарна за возможность поучаствовать в ее создании. Персонажи просто изумительные — глубокие, многогранные, живые! В N. я просто влюбилась! Прочитала первые три главы запоем. Но потом возникло ощущение, что что-то не так. Не на своем месте. Давай я пока не буду вычитывать, а просто посмотрю, что будет дальше и соображу, что именно меня напрягло. Потом отпишусь и подкину несколько идей. Или давай спросим Мариванну — может, это только у меня такие проблемы? Не помешает второе мнение.
Правило № 8: Составьте перечень вопросов
Если вы в своей жизни редактировали больше одной рукописи, то наверняка знаете, на что стоит обращать внимание в первую, вторую и третью очередь. Конечно, книги встречаются разные, но даже у любовной лирики и хоррора, написанного дадаистом, можно найти нечто общее.
Набросайте список вопросов, на которые стоит ответить в процессе чтения. Стиль, сюжет, персонажи, конфликт, диалоги и т.д. Четкая структура поможет написать грамотный отзыв и в случае чего подскажет, что именно прогнило в Датском королевстве. Или просто используйте наш Контрольный список.
Перевод статьи К.М. Уилэнд
Источник: Джахонтис.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.