Графоман — кто это?
Массовая доступность всемирной сети Интернет предоставила для обычного пользователя огромные возможности для самовыражения: многие известные ныне художники, писатели, музыканты в начале своей карьеры просто делились своим творчеством с единомышленниками. И в свое время их заметили. Разумеется, успеху предшествовал адский труд и немалые денежные вложения. Меж тем, у Интернета есть «темная сторона луны» — легионы «юзеров» считающих, что разбираются во всех видах искусства, и что самое страшное — требующих особого отношения к себе. Каждый из них — это маленький Калигула, нарцисс, мечтающий заявить о себе, желающий денег, внимания, почета. Мнение таких людей — закон, хотя они будут отрицать это. Они будут с маниакальной дотошностью — с пеной изо рта — доказывать свою правоту, оправдывая свое поведение желанием «помочь». Даже если человеку прямо объяснили, что он говорит глупости.
Такая среда идеальна для появления когорт графоманов, недохудожников и недомузыкантов. Очень малой доле подобных «творцов» удается приобрести базовые навыки и добиться некоторых успехов на своем поприще. Большей частью многие из них навсегда прекращают любую творческую деятельность, ибо их «не поняли», «смысла нет, никто не читает» и т. п.
Особой популярностью в Интернете пользуется литература. Причины тому тривиальны — начинающему писаке для творчества потребуется лишь свободное время и любой текстовый редактор. Твори себе спокойно, а в качестве награды получай благодарных читателей и восторги в сторону своих произведений. Тратить заработанные кровью и потом денежки не надо, учиться играть, осваивать технику художественной композиции не надо. Лепота!
Ах да, стоит отметить тот факт, что автор этой статьи выделяет две группы графоманов — юных и опытных. Эта классификация носит условный характер, представители каждой из групп принадлежат разным аудиториям и тусовкам обычно никак не соприкасающихся с друг другом. Ключевое слово здесь — аудитория. Юные графоманы апеллируют к читателям, которые большую часть времени проводят на в социальных сетях и популярных сайтах типа «Пикабу», когда опытные принимают активное участие в жизни литературных порталов и публикуются на «Самиздате» и других подобных площадках, соответственно, взыскивая к утонченному читателю.
Объединяет их одно — полная погруженность в свое дело. Графоманы не просто сочиняют, а вкладывают душу, самое себя в текст. И очень сильно хотят получить отзыв о своем (недо)творчестве. Как правило, это свойские «пацаны с соседнего двора», они поддерживают обратную связь с читателями, с удовольствием раздают советы коллегам, предельно вежливы и никогда не хамят. За что такого светлого и доброго человека ругать? Все когда-то начинали!
Что уж скрывать, качество образования в нашей стране упало до предельно низкого уровня, что, в свою очередь негативно сказалось на количестве молодых Кулибиных, Пушкиных, Достоевских. Да и как они вырастут, если почва не то что не удобрена, не разрыхлена!
Низкий культурный уровень современной молодежи не позволяет им производить высококачественный «контент». Любую интеллектуальную собственность они воспринимают как предмет бездумного потребления — сожрал, не ощутив вкуса и доволен!
Они не видят, не понимают и не различают разницу между хорошим и плохим. Для них все едино — что Пушкин, что писатель Вася Пупкин, который публикует по «главам» рассказы в социальных сетях.
Вы публикуетесь в социальных сетях, оккупируете сайты крупных издательств, избегаете литературных конкурсов, не выходите за границы «Вконтакте»? При этом — пишите с ошибками и неграмотно, а ваши рассказы рождаются интуитивно? Поздравляю, вы — графоман юный!
Недосягаемая мечта для любого такого деятеля — опубликоваться! Не имеет значения где, как, при каких условиях. Важен сам факт! Одна беда — не видно за дверью выстроившийся в очередь тетек с дядьками, молящих издаться именно у них.
Что ж, раз гора не идет к Магомету, пойдем более коротким путем:
1. Если мало денег, оплатим труд редакторов и корректоров и помчимся обивать пороги издательств
2. Если много денег – заплатим издателям, те сами все до ума доведут
3. Если зарплата позволяет, то, поднакопив средств, можно самостоятельно издать тираж
Отличительная черта юных графоманов — обилие в текстах глаголов и отглагольных существительных. Получается это у наших друзей бессознательно. Частично — это причина популярности у аудитории, поскольку такой текст читать легко, создается иллюзия обилия действия. Проще говоря — рассказ пожирается в момент! Насытившись контентом, читатель оставив «лайк, шер, ретвит», убегает в другое место, где можно еще подкормится.
Юные графоманы паразитируют на глупости и бестолковости своей аудитории. Любая критика пресекается стандартными отписками «он любитель», «шероховатости есть, но кто не совершает ошибок?». Наблюдается интересная ситуация — читатели сами мешают автору расти! Их все устраивает, их Имярек — самый лучший, талантливый, умный. Идиллия. Рай для писателя. Есть чему завидовать. Жаль, что такие обстоятельства ведут к творческому самоубийству.
Опытные графоманы — птицы более высокого полета. Они умеют грамотно складывать из слов предложения, обожают сложносочиненные конструкции и вставлять музыкальные цитаты. Разве что частенько их потуги вызывают смех. Пример:
Вот тогда-то и занесла его нелёгкая к сцене, где американский Фил что-то там орал в микрофон и волчком крутился на весьма старых достках. Пантера, накачавшийся к тому времени дешёвым пивом, решил поговорить с музыкантами на равных, но матушка — Земля как назло решила поближе познакомиться со своим блудным сыном. Но сынуля не желал падать в объятья родственницы, а зафлиртовал со всем подряд. Самой покладистой как раз и оказалась сцена.
Внешне написано вроде бы неплохо, до тех, пор пока не пытаешься вникнуть в то что хотел сказать автор. Опять же, внешне, опытные графоманы полная противоположность юных коллег: они много и подолгу философствуют, пишут огромные полотна текста, очень и очень плодовиты. Лучше один раз показать — говорит народная мудрость. Такой пример есть. Знакомтесь, писатель-фантаст Олег Рыбаченко, список и аннотации его «книг»:
Лев-попаданец.
Погибший в 2014 году боях за Донбасс, российский инженер-полковник Петр Дегтярев, возрождается весной 1942 года. Казалось очередная, затасканная история про попаданца-прогрессора… Но черт возьми, попробуй, измени прошлое, когда ты в теле молодого, африканского льва, а твоя Святая Отчизна за тысячи верст!
Крокодил-попаданец!
Погибший летом 2014 года в ходе боев за Донбасс инженер-полковник Петр Дегтярев, оказавшись в теле льва, изменил ход истории, и Япония выиграла битву при Мидуэй. Однако капризное Божество тебя забросило в плоть… крокодила. Можно повлиять ли на ход второй мировой войны, находясь в теле хищной рептилии?
Пчела-попаданец
Может ли насекомое решающим образом повлиять на ход Второй мировой войны? Может — если внутри пчелы полковник-инженер Петр Дегтярев, нашедший себе в Августе 2014 года героическую смерть в ходе жестоких боев на Донбассе.
Таракан-попаданец
Попасть во вторую мировую войну, обладая знаниями будущего — прекрасно… Но что делать если всемогущие демиурги воплотили тебя в самого заурядного… таракана. Да еще и Япония — победив США, открыла, на Дальнем Востоке второй фронт.
Молекула — попаданец
В одной из альтернативных реальностей Адольфу Гитлеру удалось развиться до уровня гипервсемогущего Надбога и теперь вся сверх цивилизация человеческих Богов-демиургов, всемогущих творцов вселенных под угрозой уничтожения и порабощения. Чтобы отыскать ключик к победе, над не знающим пределов силы бесноватым фюрером, российского полковника-инженера Петра Дегтярева воплощают в молекулу ДНК с целью взять под контроль мозг Гитлера.
Одного описания достаточно чтобы понять, что это — графомания в кубе. Хотя внешне все обстоит неплохо: сюжет худо-бедно движется вперед, впрочем, в действиях персонажей зачастую абсурдны и противоречат логике, процветает пустословие. Сюжеты произведений юных графоманов куда проще и жизненнее: стотысячная история о Слендермене, банальный дом с призраками, фанфик по мотивам любимой компьютерной игры, штампованное Фэнтези про спасение мира. То есть, формальные «юнцы» в отличие от «стариков» не ставят себе цель оставить след в искусстве. Волнуют юнцов только популярность и количество «лайков».
Опытные бумагомараки редко требуют обратную связь, ведь главное — самовыражение. Голова переполнена переживаниями, столькими вещами надо поделиться! Такие индивидуумы имеют вредную привычку растекаться мыслями по древу — заполнив потоком сознания несколько десятков страниц, они вдруг вспоминают что рассказ надо как-то завершить, пока он нечаянно не перерос в повесть. В результате получают невразумительный скомканный финал.
Определяющая характеристика такого произведения — многословие. Графоман будет с радостью демонстрировать читателю свои литературные мышцы, в обязательную программу входят: длинные описания как пожелтевший листок меланхолично опустился на землю, не менее нудное описание психологического состояния главного героя и общую диспозицию. Автор подробнейшим образом распишет его детство, а если кто-то не понял, то и мотивацию. Сюжет при этом не сдвинется ни на дюйм. Со временем рассказ перерастает в роман, поскольку автор не сумел скомпоновать обуревавшие его мысли и чувства в несколько страниц.
К счастью, опытные графоманы встречаются на просторах интернета относительно редко. Еще реже — публикуются на бумаге.
Все две категории графоманов объединяет одно — тотальная безвкусица, абсолютное незнание правил художественной композиции, бесталанность. Но, их число растет, потому что среда способствует их появлению. Банально, правда? Сами того не желая, графоманы уничтожают современную литературу. И перебороть эту болезнь невозможно. Что пугает больше всего.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.