Благими намерениями
 
Штрамм Дора

Благими намерениями

+32

На данный момент «Рождение экзекутора» у нас на МП, кажется, самый читаемый и комментируемый роман, по крайней мере, отзывы на него я вижу в читальном зале с завидной регулярностью. И так уж сложилось, что я тоже дочитала его именно сейчас, а лишний отзыв еще никому не повредил :)

 

  Итак, сразу хочу оговорить, что я не читала «Джи в куче», не читала роман в процессе, прочла готовый вариант, закаченный в читалку меньше недели назад. Единственное, что я делала дополнительного – прочла несколько отзывов и зашла пару раз в комментарии к главам в тех местах, где мне было что-то не понятно, чтобы сравнить свое мнение с другими.

 

В первый раз я начала читать «Рождение экзекутора» чуть меньше года назад, однако не ушла дальше первой главы. Не потому, что было не интересно – просто так сложились обстоятельства. Было не до чтения, как бы странно или кощунственно это ни звучало. Однако я всегда знала, что обязательно вернусь. И это, на мой взгляд, свидетельствует в пользу романа. Не каждый роман может заинтересовать первой главой так, чтобы закрепиться в списке «к обязательному прочтению». Закончив, могу сказать, что автор умеет держать интригу и поддерживать интерес читателя в постоянном режиме «включено», умеет заставить испытать самые разные эмоции, порой очень сильные. Мне было то весело, то грустно, я возмущалась, я негодовала, я размышляла. Последнее – одна из самых сильных сторон романа. Это не развлекательная литература, роман многогранен и многослоен. И совершенно точно не предназначен для поборников морали и людей впечатлительных, поскольку речь в нем о девочке – сперва ребенке, а после – подростке, которого учат быть рукой императора – экзекутором, дарующем смерть или высшее наслаждение. Говорить об этичности тут не приходится. Император Джи, преследующий некую высшую цель, известную только ему, по всей видимости, полагает, что цель оправдывает средства. Впрочем, быть уверенным в его мотивах нельзя, читатель смотрит на императора глазами экзекутора – Крошки. Причем, глазами, чаще всего, лишь условно. Поскольку одна из способностей экзекутора – эмпатия, способность проникать в глубины эмоций, подсознание, память, управлять и властвовать над умами и поступками других. Но только не императора. Император для нее велик и непостижим, он ее Божество, ее любовь, смысл всей жизни.

 

Однако, несмотря на столь сильные эмоции, Крошка – не покорный инструмент. Она именно что «инструмент непокорный». Несмотря на все попытки внушить ей мысль, что она лишь придаток, механизм, исполняющий волю императора, высшее существо без прошлого, стоящее выше рода людского, Крошка остается ребенком, а после – юной (правда, очень юной, к концу первой части романа ей, видимо, не больше 13-14 лет) женщиной, которая хочет лишь одного: любви, нежности, возможности давать и получать тепло, быть рядом с тем, кто является смыслом ее жизни. Однако же, чем старше она становится, тем реже ей выпадает такая возможность. У экзекутора есть обязанности, зачастую, крайне неприятные, а главное, уводящие его прочь от императора. Однако проблема Крошки не только в неприятных заданиях и разлуке. Основная проблема в том, что она не понимает целей Джи, а может быть, не хочет их понимать и разделять. Она не может быть идеальным исполнителем, не может подменит свою волю его волей, свои желания – его желаниями. Несмотря на то, что память Крошки стерта, она не перестает задумываться о том, кто она, откуда ее забрали, кто ее родители. Несмотря на все свои способности Джи так и не смог внушить ей (хотя я не исключаю, что он не захотел делать это) стремление безоговорочно верить и подчиняться. Крошка капризна, своевольна, она презирает и ненавидит людей, не следует правилам даже в тех случаях, когда от ее поведения зависит ее собственная безопасность. Никакие наказания не могут повлиять на нее. Она не понимает простую вроде бы закономерность: заслужить расположение Джи можно хорошим поведением. То есть, отчасти она понимает это, но не хочет ради этого меняться, не хочет подстраиваться, по сути, не способна действовать в чужих интересах. Даже если пытается, срывается и все равно действует по-своему, оправдываясь самыми разными причинами. Иногда это плохое настроение, иногда – тяжелые воспоминания, иногда – вынужденная изоляция, которую ей пришлось пережить. Ее оправдание и доводы – типично женские: но я же люблю тебя! С ее точки зрения это оправдывает все, любые ошибки и промахи. Однако, в то же время, она не считает, что любовь, которую испытывает к ней Джи, могущество, которое он ей дал, вознеся к высотам, недоступным простым смертным, оправдывает его поступки.

 

Это, конечно, типично для ребенка, воспринимать только то, что хорошо для него, не задумываясь ни над чем другим. Если родители исполняют желания, они хорошие, да и то, лишь может быть и с оговорками. Но если нет, однозначно плохие. Я вижу это на примере дочери моей подруги, которой сейчас как раз двенадцать лет. И, возможно, Джи считает, что со временем она поймет, что иначе было нельзя и все, что он делает, имеет высшую цель, а пока она мала и не может понять, а может быть, даже и не стоит пытаться объяснить. Нет, он объясняет, раз за разом вдалбливая ей, что она инструмент, орудие, что она должна выполнять его волю, что это важно для империи, но для Крошки все это остается лишь словами. Она фактически снисходит до того, чтобы выполнять приказы Джи, как бы говоря: «Ну ладно, так и быть, если уж это ему нужно…». И вот здесь я вижу очень большую опасность и просчет со стороны Джи. Нельзя дать ребенку, власть над другими, позволить видеть чувства и эмоции, которые еще не доступны его пониманию, внушить ему мысль, что он очень важен и ценен, запретить контакты с другими людьми, другими детьми, изолировать от мира, и ждать что он вырастет добрым, понимающим, открытым, сострадательным. Нельзя заставлять его убивать свои живые игрушки и ждать того же. Нельзя заставлять ребенка быть палачом и шлюхой, в особенности, одновременно. Нельзя внушать мысль о его бесконечной ценности, но при этом позволять тем, кому даруешь его в качестве награды, обходиться с ним как с вещью – бить, калечить, приказывать, презирать. Так растят психопатов, а не идеальных помощников. И истинная, конечная цель воспитания экзекутора, которую Джи озвучивает Крошке в конце романа, делает столь странную методу еще более сомнительной. Разве что цель Джи – развал Империи, попытка разрушить систему, которую он сам с таким трудом создает.

 

Впрочем, пока роман не закончен, говорить о конечных целях императора и о том, во что выльется его эксперимент, рано. Пока очевидно, что добром это все не кончится. С каждым новым заданием, помогающим Крошке, с точки зрения Джи, раскрыть потенциал экзекутора, она теряет частичку веры в него, теряет себя. После одного из таких заданий, где Крошке пришлось пережить мучительные пытки и смерть, ради того, чтобы высвободить и усилить способности, нарочно заблокированные императором, она, осознав, в чем был весь смысл пережитого, пытается убить Джи, а после, испугавшись и раскаявшись, отказывается от своей прежней личности, спрятавшись в теломорфа Стива. Она больше не хочет быть женщиной – и это очень опасный симптом. Правда, со стороны-то мы видим, что суть ее от этого не слишком изменилась. Да, она уже не ребенок, но дело тут даже не в смене пола. Просто она повзрослела, отбросила какую-то часть воспоминаний, как ненужную шелуху. Вылезла, как змея, из прежней кожи, сменив ее на новую. Возможно, эта смена личности и пола позволяет ей жить и функционировать дальше, сделав вид, что Стив не имеет никакого отношения к прежней личности экзекутора Хакисс. Однако очевидно, что проблема, изгнанная в подсознание, рано или поздно вырвется оттуда…

 

Наверное, поэтому третья часть романа, посвященная исследованию земель, неожиданно оказавшихся в империи, перенесенных в нее из другого мира, вызывала во мне бурю, не побоюсь этого слова, негодования. Нельзя подвергать бесконечным унижениям того, кто должен олицетворять власть императора. Это абсолютно не допустимо, это подрывает авторитет императора и ставит под сомнение компетентность экзекутора и власть самого императора. И пусть происходящего не видит никто, кроме регента и гвардейцев, выполняющих задание, но сути происходящего это не меняет. Если обычный гвардеец может позволить себе напугать лошадь экзекутора так, чтобы та взбрыкнула и отбросила экзекутора в грязь, какой авторитет у этого экзекутора? Правильно, нулевой. Правда, Крошка в образе Стива и сама потопталась по своему авторитету, едва не отдавшись на глазах у всех двум пришельцам, но это уже другой вопрос. Пока складывается впечатление, что у Джи нет определенной методы воспитания экзекутора, возможно, он применяет методику, сработавшую на нем самом, без учета личностных особенностей Крошки, однако, мне кажется странным, что он не знает и не понимает очевидных вещей, несмотря на то, что возможности его во много раз превышают возможности человека. А может быть, сам он уже настолько не человек, что не способен понять какие-то очевидные вещи.

 

Тем не менее, несмотря на желание в конце первой части восклицать подобно Станиславскому «не верю!», я могу сказать, что на интерес к тому, что будет дальше, это не влияет. Я не исключаю вероятности того, что у романа есть еще один, пока скрытый от читателя пласт, вскрыв который, можно будет расставить все по своим местам. И, конечно же, интересно, как автор справится с поставленными задачами.

 

Говоря о положительных сторонах романа, хочу отметить описания быта, нравов и обычаев разных народов империи. Автор несомненно обладает богатой фантазией, образным мышлением и умением перенести на бумагу то, что видит сам, позволив читателю не только увидеть созданный им мир его глазами, но и погрузиться в него с головой, потрогать, пощупать, почувствовать вкусы и запахи, но, самое главное – почувствовать эмоции других людей. Описание эмпатии в «рождении экзекутора» – лучшее, что мне приходилось читать.

Еще один плюс – глубокое проникновение в душу ребенка, безжалостное, но, несомненно, полезное препарирование его души. Этот роман, несомненно, следовало бы читать всем родителям, ведь зачастую, воспитывая детей, мы совершенно не задумываемся над последствиями тех или иных своих действий, над тем, как наши слова, поступки, наши методы воспитания отразятся на личности нашего ребенка, к каким последствиям приведут. Правда, большинство родителей, скорее всего, не согласится видеть в себе всемогущего императора Джи.

 

Композиция никаких вопросов не вызвала. Автор, как я уже говорила, умеет поддержать интерес читателя. Разве что путешествие Крошки на Гайдеру показалось не то чтобы затянутым, но, скорее, стоящим не на месте. Автор описывает события последовательно, в то время как лично мне хотелось сразу узнать, как прошла первая брачная ночь. Возможно, стоило бы изменить последовательность событий – сперва ночь, потом воспоминания о путешествии.

Первая часть романа закольцована, действие начинается и заканчивается в лаборатории, где Крошка проходит тестирование. Но, если в первый раз тест она провалила, что и привело к цепочке событий, развернувшейся перед читателями, то в конце у нее все получилось, император остался ею (им) доволен и даже приоткрыл частичку своих планов. Реальный ли это план или лишь ловкая манипуляция, попытка стимулировать Крошку быть более усердной, заставить переосмыслить свое предназначение, бороться за право быть единственной избранной, ведь на данный момент она уже знает, что на самом деле не является единственным экзекутором, как ей пытались внушить? Ответов на эти вопросы у нас пока нет, а вот стимуляция интереса автору удалась отлично.

 

Правда у романа есть и минусы. К ним могу отнести рефлексии Крошки, иногда чересчур долгие и повторяющиеся. Да, мысли часто крутятся вокруг одного и того же, иногда, в случае сильной обиды, месяцами, а рецидивы могут происходить годами, но читать об этом не столь увлекательно, как страдать самому :) Был повтор и в рассуждениях Джи в самом начале романа, где он также повторяет одно и тоже.

 

Еще один минус – описание событий, разворачивающихся стремительно. Таких было два: бунт на Гайдере и нападение арна на Лил. В обоих случаях – слишком сухо, неэмоционально.

В паре мест попались опечатки, но в остальном претензий к стилю никаких нет. Мир и герои выписаны ощутимо, выпукло, осязаемо. Даже если автор другого мнения, а это наверняка так, роман выглядит готовым для того, чтобы представить его широкой публике.

 

Будет ли он интересен? Трудно предсказывать такие вещи, но, думаю, своего читателя, любящего покопаться в психологии, он найдет. Будут ли у романа противники? Несомненно. Однако вещь это неоднозначная, интересная, необычная. Искренне надеюсь, что она найдет своего издателя.

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль