ДП = Т + КИ [ГГ(Х + ДМ + Ц) + КК(Пр + Дил + ПК + Пд + Кр + К-Р) + ИР(ВР + ПИ)]
А теперь снова опишем и расшифруем эту формулу.
Драматическое Произведение (ДП) состоит из темы (Т), которая раскрывается и описывается с помощью констатирующей идеи (КИ).
Констатирующая идея доказывается через действия главного героя (ГГ), участвующего в ключевом конфликте (КК) и приходящего к итоговому результату (ИР).
Главный герой должен иметь характеристики (Х) и доминирующую мотивацию (ДМ), которая заставляет его двигаться к определенной цели (Ц).
Ключевой конфликт начинается с проблемы (Пр), переходящей в дилемму (Дил), включает в себя промежуточные конфликты (ПК), во время которых главный герой сталкивается с противодействием (Пд), попадает в кризис (Кр) и, преодолевая его, достигает кульминации-развязки (К-Р).
Завершается драматическое произведение итоговым результатом, который является комбинацией видимого результата (ВР) и психологических изменений (ПИ), произошедших с главным героем.
ПРИМЕР:
СТАРИК И МОРЕ
Но я сформулирую константу этой новеллы несколько по-другому. Вот так: «Проявляя мужество, человек остается победителем, даже если терпит поражение».
Теперь пройдемся по формуле.
Тема — мужество. Хотя возможен и другой вариант. Например: преодоление себя. Возможен и третий вариант, если хотите, философский. Но о нем мы еще поговорим.
Главный герой — старый рыбак.
Доминирующая мотивация героя — доказать, что он остается настоящим рыбаком и все еще способен поймать большую рыбу. Иными словами, старый рыбак привык быть победителем и готов это доказать невзирая ни на что — иначе он «потеряет лицо».
Цель — поймать рыбу.
Тут же поясню. Почему я выстраиваю именно такую взаимосвязь: старик хочет поймать большую рыбу для того, чтобы «сохранить лицо» (чувство собственного достоинства)? Почему бы не предположить, что, охотясь за большой рыбой, старик решает прикладную задачу борьбы за существование? Поймает рыбу — будут деньги на еду, питье, снасти и пр. Не поймает — совсем туго придется. Возможен такой вариант? Возможен, но не для этой повести.
Уж слишком высоки в ней ставки. Если бы старик только вел борьбу за существование, он бы перерезал леску и отпустил рыбу, когда его начало относить в открытый океан. Потеряв рыбу, старик сохранил бы при этом жизнь. Но старик пошел на смертельный риск. Значит, борьба за существование не стояла для него на первом месте. Он был готов потерять жизнь ради победы над рыбой. Вот такой старик — он привык побеждать и следование этому принципу для него важнее всего остального, даже собственной жизни.
Проблема — почти три месяца старик не может поймать большую рыбу. Ему не на что жить, поэтому вопрос поимки рыбы для него жизненно важен. Но для него это и вопрос принципа, ведь жители поселка начинают считать, что старый рыбак уже ни на что не годен. Вот-вот, и он станет всеобщим посмешищем. А подобного старик допустить никак не может!
Есть и еще один, очень важный, фактор. Этот фактор связан с мальчиком. Старик понимает, что является для мальчика образцом для подражания. И если он проиграет, это отразится на мальчике. Поэтому старик не представляет себе иного исхода рыбалки, кроме победного (ловли рыбы).
Но на поверку оказывается, что старик поймал самую большую рыбу в своей жизни. Такую большую, что у старика нет шансов справиться с ней в одиночку. Но он не может смириться с этой мыслью. Тогда и начинается схватка не на живот, а на смерть — старику необходимо поймать рыбу, чтобы восстановить утраченное равновесие и, тем самым, разрешить ключевой конфликт произведения.
Почему же он идет на смертельный риск? Потому что он не может проиграть свой поединок с рыбой.
Ключевой и промежуточные конфликты — ключевой конфликт повести, разбитый на эпизоды, это противостояние старого рыбака с рыбой, которая поймана, но продолжает сопротивляться. Схватка с акулами относится к завершающему конфликту. Внутренний конфликт заключается в том, что старику приходится преодолевать разочарование, усталость и страх смерти на грани жизненных сил. Он бы, может, и прекратил бы рыбалку, но гордость не позволяет отступить.
Нельзя не отметить, что в повести можно обнаружить некий общий сквозной конфликт — противостояние старика и природной среды: моря, рыб, акул. Старик борется, чтобы выжить и доказать, что он — сильнее. Но, в то же время, старик ощущает себя частью этой природной среды. Он не хищник, который только пользуется плодами моря. Он вынужден охотиться на тех же рыб, чтобы выжить. В этом — внутренний конфликт, который «держит» сюжет и придает ему философскую глубину.
Дилемма — бросить рыбу, но вернуться домой без улова, или продолжить борьбу с риском погибнуть в открытом море.
Противодействие — конкретный противник, это меч-рыба, затем — акулы. Но есть и противодействие, как уже отмечено выше, природной среды.
Пик кризиса — старик до того измучен, что находится на грани смерти. Он не может усмирить рыбу, а тут его еще и относит в открытое море. И в этой критической ситуации старый рыбак принимает, возможно, самое важное решение в своей жизни — он продолжает борьбу.
Кульминация — она начинается, когда старик побеждает меч-рыбу, и имеет сложную структуру. На пойманную и привязанную к лодке рыбу нападают акулы. Собирая волю в кулак, старик из последних сил защищает добычу, хотя силы неравны. Акулы обгладывают рыбу до хребта. Старик проиграл? Пока оставим этот вопрос без ответа.
Итоговый результат, который читатель осознает в развязке — старик возвращается в поселок со скелетом рыбы, привязанным к лодке. Он настолько измучен, что еле-еле доползает до хижины. Но старик является победителем в глазах мальчика, который дружит со стариком, и соседей. Да и сам старый рыбак не признает поражения. Ведь он, все-таки, поймал рыбу. Да еще какую! Пусть ее и сожрали акулы.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.