— Квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов, квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов, — уткнувшись в тетрадку, бурчал себе под нос Лешка. — Квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов…
«Сдалась же ей эта контрольная, можно подумать, других уроков больше нету!»
— Леш, а Леш, а что такое эта гепа… гида… тулуза? Можно ее кукла Маша в пирожок покладет? — дернула его вдруг сзади за куртку маленькая Леля.
Мальчик поморщился, закрыл глаза, затем набрал побольше воздуха и продолжил:
— Квадрат гидатулузы равен разности квадратов кутетов, квадрат гидатулузы равен разности квадратов… Лелька, ты чего меня тут сбиваешь, а? Я ж математику учу! — с недовольным видом оглянулся он на младшую сестричку.
Вот только смутить эти глазки оказалось не так-то просто — с таким обожанием они уставились на старшего брата, раз за разом повторявшего свои непонятные волшебные слова.
— Леш, а Леш, можно, а? Ну пожа-алуйста! К ней кукла Дина на праздник едет, а каши им будет ма-ало, — взгляд малышки печально уткнулся в пол. Впрочем, это совсем не мешало ей искоса поглядывать на братца.
— Делай, что хочешь, не мешайся только, — ворчливо бросил мальчик, снова пододвигая к себе учебник. «Ну ни минуты ведь спокойно посидеть не может!» — Квадрат гипотенузы…
Вскоре он услышал плач.
— Лелька, ну что опять-то, а? — мальчик встал со стула и подошел к растянувшейся на ковре сестренке. Потрепанный темно-серый старичок под ней тихонько ерзал из стороны в сторону, словно пытаясь сбежать от вот-вот грозящего ему наводнения.
— Лель, — уже ласковей прошептал ей Лешка. — Ну чего ты расплакалась-то опять, а? Тебя тут куклы обижают, что ли?
После пары-тройки тихих и грустных всхлипов из-под маленькой ладошки наконец-то выглянул хитренький голубоватый глазик. Затем, вздохнув совсем как старший братец, она села и сложила на коленках ручки. Ее зареванная мордашка вновь не сводила глаз с присевшего рядом мальчишки.
— Кукла Дина к кукле Маше ехать не хочет. А еще она сказала, что галютузы в пирожки только всякие злюки кладут, и что пирожки у нее не вкусные. А кукла Маша заплакала, и я тоже, — она вытерла ручкой слезы. — У нее пирожки всегда вкусные получаются, и с галютузой тоже вкусно будет, правда? — Еще раз всхлипнув, с надеждой прошептала она.
Лешка вздохнул. «Ох, ну как ж ей объяснить-то?»
— Лель, послушай… — попытался начать мальчик. — Не галютуза, а ги-по-те-ну-за, и вообще, она не съедобная, это, ну, не существует ее в общем, вот! — чуть резковато закончил он.
Тут глазенки малышки просияли.
— А, я поняла! Она волшебная, да? Как фея из сказки, да? А эти кугиты ей служат, ну, крылышки приносят, чтобы ей летать лучше было, да?
«Нет, ну только этого еще не хватало!» Пришлось ему начинать сначала:
— Никакая она не волшебная, ее вообще нету, ни у нас, ни в сказках, ясно? И вообще, ты с чего к ней пристала-то, а? Кукол, что ли, кормить больше нечем?
Малышка вдруг замолчала, покрутила пальчиком в носике, потом провела им по губкам, почесала за ушком. Наконец, придя для себя к какому-то очень важному решению, объявила с самым решительным видом:
— Неправда, она есть! Ты ж зовешь ее, да? Или твою подружку так зовут? — Леля захихикала, не забыв прикрыть свой маленький ротик таким же крошечным кулачком.
Лешка вспыхнул.
— И никакая она мне не подружка! Нет, ну вот что мне с тобой делать, скажи, а? Ты хоть что-нибудь в математике понимаешь?
— В чем? — удивлению малышки не было предела.
— Как в чем? В математике, — уже не столь уверенно произнес ее братец.
Девочка снова замолчала, внимательно следя за вконец растерявшимся парнишкой.
Тут ему в голову пришла идея.
— Слушай, а хочешь, я тебе покажу?
— Что? — в ее глазах заблестели хитренькие огоньки.
— Как что? Гипотенузу, — с умным видом провозгласил Лешка.
— Хочу! Только ты ж сказал, что ее нету … Значит, она есть, да? Всамделишно волшебная? — девочка аж рот приоткрыла от любопытства.
Лешка усмехнулся.
— Ну конечно, волшебная! Вот смотри — твоя кукла, как ее…
— Маша! — безошибочно угадала малышка.
— Ладно, пусть Маша… Где она живет?
— Вон там, в углу. А что?
Мальчик задумчиво посмотрел на куклу, лежавшую на боку в противоположной стороне комнаты.
— Так, хорошо… А ее подружка, ну, которая к ней в гости едет, та живет где?
— Там вот! — маленький пальчик ткнулся в сторону еще одной куклы, чуть больше прежней.
— Хорошо, — на лице Лешки заиграла загадочная улыбка. — Вот смотри, когда они в гости собираются, они как, пешком идут или едут на чем-то?
Девочка задумалась.
— Ну, ходят обычно … Но могут поехать! — Она вскочила на ноги, поспешно оглядываясь в поисках возможного средства передвижения.
Лешка засмеялся.
— Что? — Леля обиженно поджала губки.
— Да ты уж больно прыткая сегодня, то в слезы, то вскакиваешь… Ладно, продолжим! Ммм, скажем, она поедет на машине. — Мальчик встал с ковра, затем достал с полки свою любимую «Ауди», самую большую и красивую из его коллекции. «Эх, ну на какие жертвы не пойдешь ради науки», — с легкой грустью подумал он.
Отсчитав три шага в сторону, поставил машинку на пол.
— Вот смотри, здесь у твоей куклы гараж. Чтобы поехать в гости на другой конец комнаты, ей нужно выйти из точки А… Ой, прости, из дома, и дойти до точки Б, ну, то есть гаража. Между ними три моих шага, будем считать, скажем, метров триста. Пойдет?
— Ага, — заворожено пробормотала Леля. Затем, подумав немного, спросила. — А это очень много? Она кукла старенькая, вдруг у нее ножки заболят? — и озабоченно посмотрела на свою любимицу.
— Не, не заболят, это ж так, чуть-чуть совсем, — усмехнулся Лешка. — Так, теперь считаем, сколько нужно ей проехать из гаража. — Он отошел от машинки, считая на ходу свои шаги. — Так, раз, два, три, четыре, пять, итого пять шагов, или пятьсот метров… Маловато, конечно, зато так считать удобнее, — улыбнулся он сестренке.
— Ой, а считать зачем? — удивилась малышка.
— Сейчас узнаешь. Итак, предположим, твоя кукла, как ее…
— Дина!
— Да, точно, Дина. В общем, она садится в машину и проезжает пятьсот метров до домика куклы Маши. Там она выходит и оглядывается на свой домик. Тут ей приходит в голову… Ну, у тебя ведь куклы думать умеют, правда?
— Конечно! — авторитетно заявила Леля. — Так что она подумала?
— Что она могла спокойно пройти между домиками пешком, конечно! — Лешка с умным видом поднял указательный палец. — А почему?
— Ну, ты ж сказал — она свой домик увидела, — задумчиво пробормотала девочка. — Значит, она была недалеко, да?
— А вот и нет! — тут же провозгласил ее братец. — Просто у тебя кукла образованная и считать умеет. Ну, ты ж сама подумай — у нее домик у дороги стоит, а гараж расположен прямо перпендикулярно к дороге, а вместе с домиком куклы Маши настоящий прямоугольный треугольник получается! По-научному, — он снова поднял указательный палец, — на отрезках между гаражом и домиком куклы Дины и между двумя домиками проходят его боковые стороны, или катеты, а вот тут, между гаражом и домиком куклы Маши, будет его центральная сторона, или гипотенуза. А согласно теореме Пифагора, квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов. Значит, чтобы узнать длину одного из катетов, нужно вычесть из квадрата гипотенузы квадрат одной из сторон. У нас гипотенуза была пятьсот метров, или пять шагов, значит, ее квадрат двадцать пять будет. Далее — сторона между домиком куклы Дины и гаражом была триста метров, или три шага, ее квадрат будет девять. Вычитаем из двадцати пяти девять и получаем шестнадцать, а это — квадрат четырех. Вот твоя кукла и поняла, что четыреста метров она спокойно может пройти сама, ведь это совсем немного, а значит, ей и машина была не нужна.
С нежностью посмотрев на свою драгоценность, мальчик бережно вернул модельку на полку. Затем снова повернулся к сестричке.
— Ну что, поняла теперь, кто такие катеты и гипотенуза?
Леля молчала.
— Лель, ты чего? — удивился Лешка. — Ну хочешь, я еще раз объясню…
— Нет, — девочка внимательно посмотрела на братца. Затем подошла к кукле Дине, взяла ее на руки и отнесла к кукле Маше. Поправила упавшую хозяйку, посадила ее рядышком с гостьей и поставила перед ними обеими столик с припасенным на праздник печеньем. Улыбнулась своим любимицам и, наконец, развернулась к брату. Глубоко вздохнула, уперла руки в боки и решительно заявила:
— Тебе твою машинку жалко стало, вот ты всякие глупости и выдумываешь! Я тебя на чай не позову, и куклы мои не позовут тоже, ты совсем их своими гилянузами с митурами замучил! А пирожок с гилянузой мы печь не будем! Ешь его сам, все равно он не вкусным будет.
Малышка села на свой стульчик рядом с игрушками и стала помогать им пить чай. Лешка только рот разевал от удивления. «Вот и помогай детям учить математику, — подумал он. — Все равно они ну ничегошеньки не понимают!» Затем сел за стол и продолжил решать свои задачки. Контрольную, как ни крути, никто не отменял.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.