Небольшое уточнение по ходу пьесы: никому, кроме меня…
Еще очень-очень давно, — может, лет пятнадцать назад, — при очередном посещении стоматолога, врач поведала мне о том, что у меня кариес на одной из “восьмерок”. (Для тех, кто не понимает, о чем речь, — это самый-самый последний зуб, находящийся в глубине челюсти, который в простонародье называют “зубом мудрости”.) О’кей, — сказала я тогда, — давайте лечить! К зубам я всегда относилась достаточно трепетно и любые возникающие проблемы старалась решать сразу же, не затягивая с этим и не откладывая в долгий ящик.
На что я тут же получила ответ, что “восьмерки” они не лечат; их пломбировать бесполезно, они сразу же идут на удаление. Так что мне следует просто пойти и удалить этот зуб.
Предупреждая вопросы, которые могут возникнуть: лечусь я давно уже, разумеется, в платных стоматологиях, за немалые деньги. Сервис у нас в городе таков, что о бесплатном лечение давно уже задумываться даже и не приходится, если хочешь выздороветь; но беда в том, что и платно очень затруднительно получить нужные услуги. Я готова заплатить, — любые деньги, — за то, чтобы моя проблема была решена так, как мне это удобно. Удаление зуба, — в принципе, крепкого, совершенно здорового с виду, никогда не болевшего и вообще ничем меня не беспокоящего, — в профилактических целях, — пока болеть не начал!.. — такой вариант я даже и не рассматриваю.
Но врач развела руками, повторяя, что “восьмерки” лечить бессмысленно, их надо только удалять, — и желательно, прямо сейчас.
С тех пор прошло немало лет. Стоматологию, — причем, разные, частные и весьма недешевые клиники, — я посещаю регулярно, — и для профилактики, и с целью решения периодически возникающих проблем. Зубы у меня, в общем и целом, неплохие, — но мне, как и всем людям, иногда требуется лечение. Я на нем не экономлю, потому что нормальное состояние зубов — это для меня очень важно.
И всегда, на протяжении всех этих лет, взгляд любого врача упирается в эту несчастную “восьмерку”. И вновь и вновь я слышу ту же самую фразу, которая меня бесит уже просто до крайности: “восьмерки” не лечат; вам нужно ее просто удалить!.. На мой вполне резонный вопрос: “Почему?..” — все врачи, как один, заявляют, что это нецелесообразно; в этом нет смысла; просто сходите и удалите!..
Уточню сразу, опять же для ясности: злосчастный зуб за все эти годы не побеспокоил меня ни разу.
Поискала в интернете информацию; там объясняется, что к “восьмеркам” нет доступа; врачи не могут к ним подобраться, и именно поэтому их лечить не принято, — только удалять. Хорошо, по крайней мере, мне стала понятна суть проблемы. При следующем посещении стоматолога я так прямо и спросила, в этом ли причина, и действительно ли эти зубы не лечатся именно потому, что это невозможно, — ни технически, ни физически.
Врач осмотрел меня повнимательнее на этот предмет и честно сказал, что в моем случае доступ к “восьмеркам” хороший. То есть, по-русски говоря, мой рот открывается достаточно широко, чтобы врач мог подобраться к несчастному зубу и вылечить его. Так давайте же сделаем это, — я готова заплатить по двойному, по тройному тарифу за сложность, — только давайте сохраним мне зуб!..
Очередной врач в очередной раз пожимает плечами и говорит, что в этом нет смысла, что это — нецелесообразно, и мне следует просто пойти и удалить его!.. То есть, уже не звучит фраза о том, что это невозможно; просто это, на взгляд врача, — которому я плачу деньги, блин!.. — не имеет смысла, и он этого делать не будет. Ни за какие деньги. И вообще, — непонятно, из-за чего я так беспокоюсь: удалить на один раз и навсегда забыть о нем!..
Алло, уважаемые господа стоматологи!.. Я прекрасно понимаю, что через вас проходят сотни, тысячи зубов, и для вас удалить один из них — совершенно естественный рабочий процесс!.. Как два пальца об асфальт!.. Одним больше, одним меньше!.. А у меня их в наличие имеется, представьте себе, всего тридцать два!.. И они все мне одинаково дороги! Я хочу сохранить их любыми способами и путями; я готова заплатить за это столько, сколько потребуется!.. Черт возьми, — при всей нецелесообразности, на ваш профессиональный взгляд, — неужели это так трудно понять?.. Неужели желание человека, — клиента, пациента, — сохранить все имеющиеся у него в наличие зубы в целости и сохранности является таким странным и страшным?.. Тем более, что, в моем случае, этот зуб действительно реально вылечить! Ну, или хотя бы попытаться это сделать…
Медицина у нас, знаете ли, далеко не бесплатная. И я не умоляю помочь мне за ради Христа, по доброте душевной!.. Я готова, как я уже сказала, заплатить любые деньги за это нецелесообразное, на ваш профессиональный взгляд, лечение. В конце концов, кто платит, тот и музыку заказывает, — и мне самой, наверное, решать, за что я, в данном случае, желаю заплатить; за лечение или за удаление?.. Тем более, что этот зуб для меня, в моем понятии, совершенно здоровый, — что бы вы там ни говорили, — поскольку он никогда не болел и вообще никак не беспокоил меня!
Я не вижу кариеса. Я лишь вижу нормальный крепкий зуб, который просто хочу вылечить, чтобы он стал еще “нормальнее” и крепче.
Я не знаю, возможно, с точки зрения медицины в целом и стоматологии в частности, я безумна. Но я хочу просто вылечить то, что еще можно вылечить, — и сами же врачи неоднократно подтверждали, что это, в принципе, возможно. Я просто хочу сохранить зуб. Я очень люблю себя, а потому не желаю причинять самой себе лишней, совершенно ненужной пока, на мой взгляд, боли. Похоже, я хочу слишком многого в условиях своего захудалого городишки, до которого сервис вообще как-то забыл дойти…
Один-единственный раз мне попался врач, который согласился вылечить эту злополучную “восьмерку”. Но, по воле обстоятельств, договорившись с ней об этом, я смогла прийти на прием лишь через пару месяцев. (Просто до этого я лечила у нее другой зуб, который требовал восстановления; это затянулось на два месяца; я устала бегать в стоматологию, как на работу, — да и запасы денег стоило возобновить.) Но я пришла. И снова уперлась рогом в стену. О нашей договоренности врач, разумеется, напрочь забыла. То ли во время прошлого приема она была в необычайно хорошем настроении, то ли во время последующего — в слишком плохом, — но она реально вдруг начала просто биться в истерике, глядя на меня, как на идиотку, и лишь повторяла, закатывая глаза и прижимая руки к сердцу, на все мои весьма настойчивые просьбы хотя бы осмотреть меня: “Нечего тут смотреть!.. Немедленно на удаление!.. И рядом на удаление!.. И с другой стороны на удаление!..”
Ага, щас!.. Разбежалась!.. Даже если и на удаление, — то, разумеется, не в этой клинике, после такого милого приема!..
Короче, сервис и уровень врачей в этой стоматологии показался мне необычайно шикарным, поэтому больше я туда не хожу… Все-таки, — что ни говори, — но я уж как-нибудь сама решу, что я конкретно хочу получить за свои деньги!..
И вот недавно у меня возникла серьезная проблема: обломился один из зубов. Да еще капитально так обломился, под корень. Впервые со мной такая беда произошла, что потребовалась помощь уже не стоматолога, а ортопеда. Клинику посоветовали знакомые, врача тоже. В принципе, я осталась довольна уровнем лечения; с врачом вообще, как я считаю, повезло необычайно, — он мне все объяснил, показал, рассказал, сделал, — я осталась просто в восторге. Не дай Бог возникнут еще проблемы, — пойду только сюда. Но…
Без “но” в нашей жизни, очевидно, не бывает…
Разумеется, камнем преткновения опять же стала пресловутая “восьмерка”. Причем, на этот раз не только та, о которой я знала, но и та, что над ней, на верхней челюсти. Слава Богу, с другой стороны обе “восьмерки” у меня здоровые, и врач это подтвердил. Но вот эти, обе, мне нужно удалять, и, причем, вот прямо немедленно!..
Опять же, я столкнулась с уже доставшей меня фразой о том, что да, конечно, теоретически можно попробовать их вылечить. Но в этом нет никакого смысла, и это нецелесообразно. Проще удалить, — и как можно быстрее, на всякий случай, пока не возникли проблемы.
В очередной раз объясняю свой взгляд на вещи и свое, как я уже давно поняла, неадекватное желание сохранить все свои зубы в целости и сохранности, — то есть, вылечить их за любые деньги, несмотря на нецелесообразность. Тем более, что про вторую “восьмерку” я вообще слышу впервые, а первая не доставляет мне никаких проблем уже много-много лет. В ответ слышу, что это — мина замедленного действия; что я сижу на пороховой бочке, которая в любой момент может рвануть, и тогда поздно будет… И вообще, “восьмерки” — это атавизм и рудиментарный орган, совершенно не нужный современному человеку, поскольку они даже не участвуют в пережевывании пищи… И они непременно заболят, — вот не сегодня — завтра, — и это будет неописуемый кошмар, когда придется срочно, забыв обо всем, прямо посреди ночи искать врача… И лучше просто прямо сейчас предупредить весь этот предстоящий мне ужас и немедленно удалить их, вот прямо сегодня и сейчас…
Пытаюсь объяснить, что я, в конце концов, попросту очень боюсь боли, — тем более, пока сейчас нет никаких особых предпосылок для беспокойства, и выдирать зубы, — причем, теперь уже целых два!!! — я страшусь просто до обморока. В ответ слышу, что я даже ничего и не почувствую; анестезия у них очень хорошая, — а где я потом возьму ее, такую вот хорошую анестезию, посреди ночи, когда она мне срочно понадобится?..
Ну, хорошо, а как быть с той болью, которая придет, когда анестезия перестанет действовать?.. Оказывается, мне выпишут хорошее обезболивающее; да и потерпеть-то нужно будет всего несколько дней; а еще мне назначат антибиотики, чтобы предотвратить возможное воспаление, — так что все будет нормально… А потом иначе будет еще хуже…
Блин, — а на мой взгляд, куда уж хуже-то?.. Обезболивающее, антибиотики… Как-то мне совсем не по себе от всего этого…
Но, тем не менее, я все-таки согласилась почему-то, — под влиянием всех этих убеждений, — сделать компьютерную томографию и сходить на консультацию к хирургу. В конце концов, — подумалось мне, — сколько лет я уже все это слышу; может быть, действительно пришло время что-то сделать?..
Снимок я, кстати, увидела своими собственными глазами. Я в этом тоже немного разбираюсь, — жизнь научила… Сверху я вообще увидела совершенно нормальный зуб, практически ничем не отличающийся от соседнего здорового. Светлая область, — кариес, — почти не просматривается, — разве что есть небольшой намек на нее, свидетельствующий о том, что он там, да, действительно присутствует.
Зато есть одна фишка: этот зуб имеет целых три крепких и пока еще совершенно здоровых корня. То есть, надо ли объяснять, что удалить его будет не так-то просто и весьма болезненно. И рана после него останется огромная, и заживать она будет долго. Плюс, — хирург это сразу же сказал, — что курс антибиотиков после такой операции обязателен, потому что без него могут быть осложнения. Но это же ерунда, — пропьете — и все!.. Зато больше не будет риска, что он может внезапно заболеть!..
С нижним зубом, — тем, первым, который беспокоит всех стоматологов уже лет пятнадцать, — все еще интереснее. Он изначально, оказывается, вырос неправильно, под углом. И упирается в находящийся рядом другой зуб. С которым у меня, кстати, были проблемы полгода назад. Он тогда обломился, и мне его восстановили. Он на штифте, и область пломбы достаточно большая. Так вот, — хирург честно сказал, что “восьмерка” при удалении почти наверняка его повредит, поскольку упирается как раз в эту самую пломбу, и его тоже придется переделывать заново.
Просто переделать его, кстати, еще раз будет уже нельзя. Только поставить коронку. Но ничего страшного, — зато я удалю не нужные мне “восьмерки” и буду жить дальше спокойно и счастливо!..
Вышла я из кабинета хирурга, заплатила за трехминутную консультацию довольно крупную сумму и от души рассмеялась…
И окончательно решила продолжать жить в тандеме со своими несчастными “восьмерками”, — столько, сколько Бог даст. А проблемы решать — по мере поступления.
Что мы имеем на данный момент?.. На одной чаше весов — злосчастная “восьмерка”, которую мне все настоятельно рекомендуют, во избежание нежелательных последствий, удалить уже пятнадцать лет. А она, возможно, простоит еще столько же, не зная о том, что ей нужно, рано или поздно, меня побеспокоить. Теперь к ней, как это ни печально, прибавилась “подружка”. И существует весьма большая вероятность того, что они обе будут мирно сосуществовать со мной еще много-много лет, никак не напоминая о себе…
Возможно, за это время мне удастся найти врача, который согласится их вылечить. Возможно, они действительно заболят, и мне придется действительно в срочном порядке удалить их, не раздумывая. Возможно, это произойдет завтра. А возможно, еще через пятьдесят лет… Возможно, я до этого просто не доживу… Все возможно.
А теперь посмотрим, что у нас на другой чаше весов. Я поддаюсь настойчивым рекомендациям врачей и иду, — просто так, на всякий случай, чтобы не заболели!.. — удалять зубы, которые, вполне возможно, как я уже сказала, не заболят никогда. Я прохожу через процедуру удаления, — так, на всякий случай!.. Я сижу неделю на обезболивающем и страдаю, — чтобы не пришлось страдать потом!.. Я пропиваю, — опять же, на всякий случай!.. — курс антибиотиков, — а то и два, поскольку даже хирург не может предсказать, как пойдет дело, и удастся ли удалить оба зуба за один раз. Как я поняла из его честных намеков, — вряд ли… То есть, мне предстоит пройти два курса антибиотиков, — далеко не полезных для организма, надо заметить, — и, опять же, пропить кучу обезболивающих… И все ради чего?.. Ради чего вообще все эти мучения?.. Ах, да, чуть не забыла, — все только ради того, чтобы мои зубы не заболели когда-нибудь потом…
Бонусом идет повреждение соседнего зуба, который восстановить будет уже невозможно, — но который, если его не трогать сейчас, тоже, возможно, еще прослужит мне много лет, — с последующей необходимостью установления на него коронки…
Я уже не говорю о том, что на все это вместе потребуется целое состояние. Я готова потратить его на лечение, если это будет необходимо… Но сейчас мне предлагают потратить его просто так, на всякий случай, — иначе потом хуже будет!..
И снова возникает только один-единственный вопрос: а куда уж хуже-то?..
Заболит, — значит, поеду в больницу и буду решать вопросы в процессе возникновения и порядке очередности. Трудно найти хорошего хирурга, — так мне и ваш-то не пообещал шибко удачного исхода; а в травмпункте по ночам, кстати, дежурят те же самые врачи, которые днем подрабатывают в дорогих клиниках. Анестезия будет плохая?.. Бутылка водки в помощь, в конце концов… А потом будет больно, — хоть так, хоть иначе, — и антибиотики в любом случае придется пить, и обезболивающее… И соседние зубы тоже могут пострадать, — но это будет уже просто вынужденная мера, с которой придется смириться. Но я не готова, хоть убейте, просто так, ради профилактики, добровольно разрушать сейчас все, — да еще и платить за это!..
Просто так. Не потому, что мне это действительно надо, а всего лишь потому, что мне так посоветовали. На всякий случай. Чтобы потом не было хуже… Поэтому мне рекомендуют добровольно сделать себе плохо прямо сейчас. Просто так. На всякий случай.
Посмеялась. Хотя, на самом деле, это совсем не смешно. Это очень грустно…
Если честно, все это немного напоминает мне Анжелину Джоли, якобы, опасавшуюся рака груди, и потому, с целью его профилактики, удалившую себе, на всякий случай, и молочные железы, и яичники, и, возможно, еще что-то, о чем я даже и не знаю… Решила проблему кардинальным образом и подстраховалась со всех сторон. На всякий случай. Только вот знать бы, где упасть, так соломки подстелить… Но хитрая жизнь устроена так, что нацелиться и упасть в эту самую соломку никогда не удается…
Природа всегда все компенсирует. Один неработающий орган — другим. Заранее решенную проблему — новой. Хоть все ты себе заранее удали, вырежи, оторви для подстраховки, — где гарантия, что тогда не заболит то, что осталось?..
После удаления двух зубов останется еще тридцать. Можно вволю разгуляться…
Или в следующий раз мне посоветуют и от них избавиться? А что такого?.. На всякий случай. Ведь заболят все равно, рано или поздно…
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.