Пункты 8-9 (Мысли, эмоции, оценки, чувства; структура пяти актов) / Заметки, шпаргалки для авторов / ermas ermas
 

Пункты 8-9 (Мысли, эмоции, оценки, чувства; структура пяти актов)

0.00
 
Пункты 8-9 (Мысли, эмоции, оценки, чувства; структура пяти актов)

8) Мысли, эмоции, оценки, чувства…

Частая ошибка аффторов: забывают, что персонажи умеют думать, оценивать все и всех, испытывать эмоции, проявлять чувства. Любой диалог, действие, так или иначе, сопряжены с реакцией персонажей и его отношением к сказанному, случившемуся. Помним и прописываем. Я советую аффторам в черновом виде писать больше: перебор лучше, чем недобор. Бете, гамме проще удалить повторяющуюся, лишнюю писанину, подправить корявость, чем додумывать за аффтора, что он хотел этим сказать или что почувствовал. К тому же, это замечательные приемы — показывающие, раскрывающие персонажей ярче и глубже.

Помним: для каждого перса — свой образ мыслей, свое мироощущение, восприятие, исходя от типа характера — чувства и степень, сила их проявления.

Отговорки: «ГГ — фригидная(ый) флегма, не задумывающаяся(ийся) о будущем — живет одним днем» — пусть останется у вас в голове. Читателю необходимо проникнуться, я не говорю согласиться, но чувствовать гг читающий обязан!

Пусть это будет на грани, так сказать из крайности в крайность. Если ГГ:

Козел — самый, что ни на есть «горный» или, если в смысле «рогоносец», с самыми крупными.

Лентяй — и пинками не заставить шевелиться

Добряк — за мир во всем мире

Пакостник — везде и во всем

Лжец — величайший

Тюфяк — подвластный мнениям всех и каждому, без посыла и шага не ступит.

Недотепа — и даже младенцы над ним потешаются

Вор — непревзойденный

И прочее…

Еще прекрасный момент: ГГ должны меняться по ходу развития сюжета.

Хороший ход через одного перса посредством слов оценивать другого, таким образом, раскрывая и собственную сущность.

«Я» выше линии, другой ниже» (высокомерие)

«Другой ниже линии» (снисхождение)

«Я» ниже линии» (самоуничижение).

Позиция перса раскрывают целую палитру его эмоционально-коммуникативных установок в высказывании.

неодобрение — порицание — осуждение — уничижение — презрение — возмущение, реализующих движение оценки по шкале.

Признаки облика ГГ:

• оценка внешнего облика (эстетическое признание):

— в положительной сфере: красавец, красавица, королева;

— в отрицательной сфере: великан, дундук, дылда, карга, оборванец, покойница, толстяк, урод, урода;

• оценка интеллектуального уровня (обладание знаниями, мастерством или их отсутствием):

— в положительной сфере: гений, молодец, мудрец, умница;

— в отрицательной сфере: далдон, дулеб (устар.), дурак, идиот, невежа, неуч, профан, тупица;

• оценка профессиональных качеств, рода деятельности, социального положения:

— в положительной сфере: поэт, поэтесса, царица;

— в отрицательной сфере: богач, бродяга, босяк, вор, дилетантка, колдун, лакей, нищеброд, обыватель, обывательница, побирушка, полукровок, прихлебатель, раб, содержанка, спекулянт, холоп, шулер;

• оценка поведения человека, свойств характера:

— в положительной сфере: бестия, джентльмен, добряк, мастерица;

— в отрицательной сфере: актер, актриса, бездельник, бестолочь, бокутир, вертопрах, гордец, гуляка, драчун, дуралей, истеричка, лгун, лентяй, лоботряс, лодырь, неврастеник, нелюдим, обжора, прохвост, психопат, пустоболт, посмешище, сквернослов, слюнтяй, чудак, шут, щеголь, эгоист, фантазер;

• оценка морально-этического, нравственного облика человека:

— в положительной сфере: скромник, смиренница, поилец-кормилец, путе-водительница, страдалица;

— в отрицательной сфере: выродок, деспот, дикарь, живодер, завистник, злодей, каторжник, мерзавец, мот, мошенник, наглец, наушник, негодяй, ничтожество, плут, предатель, преступник, пропойца, пьяница, разбойник, развратник, расточитель, сплетник, трус, ханжа, ярыга.

Как писать эмоции?

1. Вспоминать пережитое из собственной жизни. Опыт (личный жизненный опыт автора художественного произведения) важен в той мере, в какой способствует созданию данного конкретного произведения. Бывают случаи, когда опыт является помехой.

2. Наблюдать за окружающими. Различать психотипы, перечитать психологию...

А) Использование Антипода. Герой совершает те действия, которые противоположны тем, которые совершил бы в его положении я.

Б) Трансфокал. Отлично подходит для отображения сумятицы в голове героя. Например, если герой влюбился.

В) Ассоциация. Ассоциируем героя с каким-нибудь животным. Свинья, павлин, петух… Это вообще-то неплохо сделать на этапе проектирования произведения, то есть в самом начале. Назначьте каждому герою "тотем". Нарисуйте героя.

Г) Спектр. Задействуйте все чувства героя: зрение, слух, вкус, обоняние, тактильные ощущения.

Д) Характер. Герой может во время волнения, например, начать заикаться, окать, растягивать гласные.

Е) Жесты. Продумайте систему жестов героя. Тоже на самом раннем этапе.

Ж) Харизма. Найдите изюминку в своем герое. Харизматичный лидер должен проявиться как можно скорее.

З) Цветотип. Все люди подразделяются на четыре базовых цветотипа: Зима, Весна, Лето, Осень. Каждый делится ещё на три. Итого — двенадцать. Для каждого характерны свои цвета в одежде и косметике.

И) Психогеометрия.

— "Треугольник" (Левое полушарие головного мозга, Сильная мозговая активность): лидер, Булева логика. Менеджер, директор. Успешен.

— "Квадрат" (Левое, Слабая): Ведомый, Булева логика. Бухгалтер, мент. Рецессивен.

— "Круг" (Правое, Слабая): Независим, Фрактрально-Булева логика. Семьянин. Самодостаточен.

— "Зигзаг" (Правое, Сильная): Нонконформист, Фрактал в чистом виде. Творец. Одинок.

— "Прямоугольник" (Конфликт полушарий головного мозга): Актёр, позёр. Депрессивен. Через год-два конфликт полушарий исчерпывается и герой западает на один из четырёх первых психогеометрических типов.

Психогеометрический тип может меняться. Одно "но": "Зигзаг" — это навсегда!

3. Прекрасный метод — вживаться в перса. Опять же, я не говорю: «соглашаться» и «перекраивать под себя», я говорю, о попытке натянуть чужую шкуру на себе со всеми подноготными и вытекающими: примерка характера, проба мыслительного процесса, дегустация речи, оценка поступков. Зачастую перс не трогает за живое — хоть положительное, хоть отрицательное. Это случается, когда аффтор не смог показать глубины. Читатель не проникся отвращением, любовью, равнодушием, потому что не испытал НИЧЕГО… Начните с конструирования перса от эмоций, черт характера, до духовного роста/падения. Продумайте детство, юношество, молодость, загляните в будущее…

Повторюсь: «Гениальная фраза Станиславского: «Не верю», вполне применительна к аффторским текстам».

4. Не забывайте снимать личину перса — герои выдуманы, даже если у них есть прототипы. Хотя, я не считаю, что писать с себяни в коем случаем! Если умеет преподнести свои черты «конфеткой в чудной упаковке», почему бы и нет?! Главное, чтобы вы не оказались всеми персами всех написанных вами книг… Тенденцию нужно менять!

5. Уметь все переживаемое ГГ описать «правильными» словами. Это поможет сделать текст более эмоциональным.

 

Инструменты, секреты, советы:

1. Эмоциональные сцены проще описывать короткими предложениями. Удерживает во внутреннем напряжении, нервозности (эмоциональные прилагательные), повышает динамику (глаголы), статичность (существительные).

Свет в ночи манит и пугает, но упустить — умереть! Ноги не слушаются. Сердце предательски ухает. Катя спешит. Идет к единственному огоньку… Спасительному или губительному — неважно. Усталость пробирает до мозга. Озноб прошибает до костей. Катя запинается, прикусывает губу — еще чуть-чуть и рухнет. От боли сжимается нутро…

2. Описательные — длинными, с эпитетами, образными выражениями.

Есть ли в мире наиболее волшебная и удивительная пора года, чем зима? Укрывает белым одеялом землю, терпеливо ожидающую мягкой шубы. Деревья очаровательны в пушистых платках, подаренных чудесницей-зимой.

Злой ветер срывал с замерзших, оробелых ветвей последнюю листву, холодный дождь нещадно хлестал, словно наказывал за проступок. Зимой деревья, весело шумевшие кронами летом, молча, стоят совсем голые. Темные, почти черные стволы, сучья. Издалека лес, на белом фоне снежного поля и неба — подвижная полоса унылого цвета мокрого асфальта. Если приблизиться — прозрачным. Деревья слегка похрустывают тонкими ветками на стуже, как под ногами сверкающий, будто алмазные россыпи, снег. Жизнь в лесу замирает — засыпает под морозным убаюкиванием зимы.

3. Использование метафор.

Убаюкивает словно мать дитя. Окунуться в мир чувств будто нырнуть в безбрежный океан и покачиваться на волнах счастья.

4. Временные переходы: от прошедшего к настоящему. Придает тексту потрясающий эффект. Общее повествование (прошлое) — момент здесь и сейчас (настоящее).

Петя шел по мостовой. Шпоры звонко отбивали ритм по вымощенной камнями дороге. Из-за угла выскочили трое со шпагами наголо. Ни секунды не медлят, с легким скрежетом, выудил свою. Кружил, выжидал… Кто-то начнет первым, главное, уловить бросок!

Выпад первого… Звон встретившихся шпаг, нарушает тишину квартала, окутанного сумраком ночи. Петя ловко отражает и атакует, подкравшегося со спины.

Симон мечтал о Диане с первой встречи, и вот, наконец, греза в объятиях.

Сжимает крепче — если девчонка передумает — смерти подобно. Приникает к зазывно приоткрытым губам и упивается сладостью. Ласкает, изучает…

3. Недосказанность предложений — троеточия и ступенчатость композиции. Главное, не переборщить.

Нет… Он не мог так поступить. Или мог?.. Тогда вопрос в другом: как далеко готов пойти?..

4. Оживленные диалоги — с восклицательными, вопросительными знаками, троеточиями, "перебивание" одного персонажа другим. Незабываем о приписках. Писать: сказала она, ответил он — детский сад и очевидность для глухонемого. Постарайтесь, характеризуя говорящих, лаконичными пометками быть чуть оригинальнее, а не констатировать видимое.

— Нет! — Клара подбоченилась. — И даже не проси?!

— Пойми, — молил Дейф, — нам нельзя… Куда бежать?! — его голос сорвался на хриплый стон.

— Думаю, — рассуждала мисс Беотри, — правильнее будет…

— Не согласен! — отрезал мистер Вали. — Не продолжай! И дураку ясно — это бредовая мысль!

5. Обострение ситуаций, диалогов, сюжета...

 

Проблем с чувствами не случится, если ГГ продуманы досконально в самой начальной разработке произведения.

 

9) Структура Пяти Актов

Изучил и предложил Густав Фрейтаг, известный драматург и романист.

 

Акт 1. Время и место действия, знакомство с главными героями, внутренние и внешние проблемы, сюжет и основная интрига (желательно, не включать дополнительные ветки на данном этапе). Под конец — первый конфликт.

Акт 2. Действие по восходящей. Положительные сдвиги в истории (например, герои влюбляются в друг друга, оказываются в экзотическом месте и т.д.). Второстепенные ветки сюжета, дополнительные герои.

Акт 3. Точка поворота или перемены в истории. Второстепенные конфликты начинаются и разрешаются. Дополнительная интрига.

Акт 4. Действие по нисходящей. Конфронтация и разрешение второстепенных проблем, подготовка к основному конфликту в главной ветке сюжета. Второй конфликт в главной ветке сюжета, подготавливающий к завершению.

Акт 5. Окончание. Разрешение всех оставшихся второстепенных проблем, касающихся дополнительных персонажей. Включает в себя Решающий конфликт между главными героями, который тоже в итоге разрешается. Подтягивание «хвостов» в истории.

 

 

 

Резюме:

Брр! Подводя итоги сумбурного объяснения:

«Пиши, но старайся не просто вываливать текст на ЛОБЗАНИЕ ПОЧИТАТЕЛЕЙ, а попытайся этим текстом донести ИДЕЮ, ЗАДАЧУ написанного, в свою очередь, не забыв ее вложить в самом начале. Поспешность нужна только при ловле блох! Кстати, неспешность — хорошая практика: написать, отложить, через время перечитать. Видны коряки, несостыковки — сильность, слабость передаваемого, как с эмоциональной, так и сюжетной стороны. А еще — работать с текстами других. На чужих ошибках — свои виднее, куда лучше!

Помните: «Правила есть, но исключений не избежать! Главное, это сделать грамотно, завуалировано и ненавязчиво!»

Удачи, творческих успехов!

 

Используемая литература:

1. Загоровская О. В. Русский язык. Готовимся к ЕГЭ. Часть B

2. Wikipedia® — зарегистрированный товарный знак некоммерческой организации Wikimedia Foundation, Inc.

3. ПРАВИЛА РУССКОЙ ОРФОГРАФИИ И ПУНКТУАЦИИ

4. ПОЛНЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК. Авторы: Н. С. Валгина, Н. А. Еськова, О. Е. Иванова, С. М. Кузьмина, В. В. Лопатин, Л. К. Чельцова

5. Powered by Live Street CMS Copyright © 2011 «Мастерская писателей»

6. Владислав Силин «Стилистика начинающего автора»

7. ПРОСТОРЫ ИНЕТА…

8. Вардзелашвили Ж «О ДВОЯКОЙ СУЩНОСТИ МЕТАФОРЫ»

9. Сайты: Сочинитель, Персональная страница Е.А.С., Темный мир, Мастерская писателей, Шпаргалка для писателей, Книга Фанфиков, Фантасты.ru, Форум издательства ЭКСМО, Школьные рефераты, Диссертация стилистика Бунина (cheloveknauka.com)

10. Луркоморье, оно же Lurkmore — русскоязычная энциклопедия фольклора и субкультур. Служит справочником по понятиям и терминологии русской культурной жизни во всех ее проявлениях.

11. «Слово живое и мертвое» Нора Галь

12. «Как написать гениальный роман» Фрея

13. «Как стать писателем» Ю. Никитин

 

  • И не ищи / СТИХИИ ТВОРЕНИЯ / Mari-ka
  • Браво, Костик! / aciduzzi Владислав
  • Школа - армия жизни / Хрипков Николай Иванович
  • Вопль / Из души / Лешуков Александр
  • О первой любви / Лонгмоб «Однажды в Новый год» / Капелька
  • Дом-работа / Аллекс Вебер
  • #14 - Паперина Мария / Сессия #2. Семинар "Описания" / Клуб романистов
  • Дождик, пироги и скучная книжка. / aciduzzi Владислав
  • Где нет Любви / Васильков Михаил
  • РИМ / Мир Фэнтези / Фэнтези Лара
  • КУШАТЬ ПОДАНО / Малозёмов Станислав

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль