"Мастерство леденит..." (Малларме)
Я не знаю, что меня привлекает в этом фильме, увиденном много лет назад. Сюжет? Банальный. Эстетика? Пожалуй, да. Гениальное сочетание атмосферы Серебряного века, модернизма, декаданса и авангарда.
А еще гениальная игра Авилова — это его дебют в кино. И гениальное музыкальное оформление Курехина.
Тут все — Господа Оформители. Грин, Блок, Есенин, Курехин, Арабов...
Тут многое может поразить.
История о Пигмалионе и Галатее, пересказанная Александром Грином, а потом уже — Юрием Арабовым. Но более откровенная.Безжалостная. Где "хэппи энд" в принципе — исключен.
Трагедия художника, чье создание-творение оказывается — почти всегда! — более жестоким, чем он сам. И более долговечным. Жизнеспособным. Смертоносным. Гибельным для него самого.
Алхимическая лаборатория искусства дизайна, где, как в любом виде искусства, смешиваются краски жизни, любви, ненависти, смерти. Чудовищная гармония. И такая же чудовищная многогранность.
Любовь Художника всегда — безответна. Он не бывает понятым. Никогда. И не надо иллюзий.
В общем, хотел пожелать приятного просмотра. Но поймал себя на мысли, что он не очень-то приятен, этот просмотр.
Попытался понять, что меня так задевает в этом фильме — лично. Потом понял: идея, которая идет как бы "поверх сюжета": о жестокости искусства. Даже самого изысканного. И в первую очередь — самого изысканного. Потому что соблазн приходит в мир через Красоту. Но дух Красоты облекается в материю. И Идея красоты воплощается в красивую вещь. Дьявольская ювелирная мастерская...
И если Художник создает прекрасные вещи, он несет в этот мир и жестокость тоже. Чаще всего так и бывает. Незримая жестокость, невидимый холод. Стоит ли удивляться, что прекрасные создания оказываются холодными артефактами магии искусства.
Жестокость художника. Жестокость его творения по отношению к нему. Говорят, Бог жесток — но разве мы не жестоки по отношению к Творцу? Дьявольский круговорот жестокости в мироздании.
Это один из первых русских фильмов ужасов. Тут я вспоминаю фильмы Хичкока. Где ужас растет изнутри, из глубин человеческой психики, испуг — естественный, а не результат неожиданного "бабаха" какого-нибудь или дурацкого набора пугающих звуков. По-настоящему нас может испугать только собственная психика. Это раз. А второе — ее не обойдешь, она страшнее, чем "жизненные обстоятельства" и другие "декорации" в театре человеческой жизни. Жизнь и смерть произрастают отсюда. Из человеческой психики. Как Чудо и Чудовище — из одного зерна…
Фильм убийственный. Жестокий. На тонком уровне — жестокий.
Конечно, он у меня на виртуальной "полке" с любимыми фильмами. Грустный, чарующий и чудовищный фильм. Высшего качества фильм. Рекомендую. Хотя, может быть, не всем.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.