Часть 2. Язычество vs христианство, античность vs средневековье. / Кармина Бурана / Брат Краткости
 

Часть 2. Язычество vs христианство, античность vs средневековье.

0.00
 
Часть 2. Язычество vs христианство, античность vs средневековье.

К 10 веку средневековая Европа почти оправилась после великого переселения народов IV-VII вв. До сих пор не ясно, что же подняло с мест людские массы. По одной версии, это был климатический пессиум раннего средневековья — известно, что Европа с 4 по 10 века пережила похолодание. Или причиной стало перенаселение на территориях варварских племен. Или разрозненные племена консолидировались и набрали потенциал для завоеваний. Версий много, но факт остается фактом — великое переселение, создав новое этническое пространство, уничтожило античный мир вместе с накопленным в «детстве человечества» культурным багажом.

Истреблению языческой культуры немало способствовало христианство, вышедшее из катакомб римской империи в качестве новой мировой религии. Христианское вероисповедание стало фундаментом уклада средневековой жизни.

Для эпохи, когда все еще было узаконено рабство, провозглашение христианством равенства всех людей перед Богом и приоритета духовного начала было явлением прогрессивным. В отличии от римского культа физических удовольствий, оно призывало человека к самоограничениям, аскетизму и подавлению чувственности, что как нельзя кстати пришлось на период, когда набеги и завоевания делали свое разрушительное дело. Население Западной Европы к 500 г. едва достигало 27 млн. человек, прекрасные римские дороги были заброшены, города и крепости тонули в грязи и разрушались.

С IV по IX в. переход от «римского мира» к «христианскому миру» почти полностью завершился, и население Европы более или менее стабилизировалось. Образовались «варварские королевства», некоторые из которых стали предшественниками современных европейских государств.

В раннее средневековье (VI — середина VIII в.), характеризуемое как «темные века», монополия на образование, само собой, принадлежала церкви. При этом средневековая образовательная традиция прямо продолжала античную, расширив базу классических текстов за счет Библии. Как следствие, обучение велось на латыни, которая постепенно превращалась из живого языка в привилегированный. Латынь была языком богослужения, судопроизводства, международного общения и, главное, образования — все книги и учебники были созданы в ту пору, когда она была живым языком. Христианское духовенство огрызалось на античное наследие, но ничего поделать не могло — церковь нуждалась в грамотных людях. Как самокритично изрек толкователь Платона Бернард Шартский (предп. 1170-1130), «…мы подобны карликам, усевшимся на плечах великанов; мы видим больше и дальше, чем они, не потому, что обладаем лучшим зрением, и не потому, что выше их, но потому, что они нас подняли и увеличили наш рост собственным величием».

В литературе тех лет преобладали назидательные церковные произведения — литургии, гимнографии, агиографии… Современному читателю от одних этих названий впору позеленеть от скуки.

Разумеется, наряду с клерикальными жанрами существовали и фольклорные традиции, но в рукописном виде они до нас не дошли. Никому бы не пришло в голову записывать любовные переживания пастушки, используя драгоценный пергамент. Тем более что ни героической, ни дидактической ценности фольклор не нес, наоборот, во многом продолжал языческие традиции, за что его либо игнорировали, либо преследовали. В результате народная лирика раннего средневековья практически бесследно исчезла.

Но люди остаются людьми даже в темные века — сквозь жутковатую реальность, несущую болезни, войны, голод и ужасающую детскую смертность, они тянутся к свету. И неминуемо приходят к Возрождению.

До проторенессанса, представленного дученто и треченто, период раннего и развитого Средневековья был отмечен тремя весьма ощутимыми, хотя и непродолжительными всплесками в области материальной и духовной культуры: Каролингским, Оттоновским и Овидианским возрождением.

«Каролингское Возрождение» (середина VIII — IX в.) ознаменовалось расцветом письменной культуры при дворе Карла Великого.

«Оттоновское Возрождение» (X — начало XI в.) было связано со двором императора Священной Римской империи Оттона I, ставшим первым императором первого Рейха, и немецкими монастырями.

«Овидианское Возрождение» (конец XI — XII в.), с центром во Франции, отмечено подражанием формам и варьированием сюжетов поэзии Овидия, повышенным интересом к мифу и сказке. В тот период творили поэт Вальтер Шатильонский (1135 — после 1200) и философ Пьер Абеляр (1079-1142). К этому времени также относят становление средневековой религиозной драмы и распространение поэзии вагантов. Вот здесь и притормозим нашу машину времени.

  • Сухие кактусы / Непутова Непутёна
  • На "ниве" по ниве / Как мы нанесли ущерб сельскому хозяйству / Хрипков Николай Иванович
  • Демократизация ураном / БЛОКНОТ ПТИЦЕЛОВА. Моя маленькая война / Птицелов Фрагорийский
  • В глубине. Воскрешение / Птицелов. Фрагорийские сны / П. Фрагорийский (Птицелов)
  • Афоризм 585. О жизни. / Фурсин Олег
  • Вот так и бывает... / Под крылом тишины / Зауэр Ирина
  • Осознавая жизни бренность / Котиков Владимир
  • Коллекционер / Хорунжий Сергей
  • "Моменты" / Elina_Aritain
  • Для бдительных товарищей - УгадайКА! / Лонгмоб "Смех продлевает жизнь-3" / товарищъ Суховъ
  • А. / Алфавит / Лешуков Александр

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль