О природе таланта и гениальности / К вопросу о природе таланта и гениальности (или от Homo Sapiens к Homo Faber, Humanus et Moralis) / Каменский Сергей Иванович
 
0.00
 
О природе таланта и гениальности

 

О природе таланта и гениальности

(или от Homo Sapiens к Homo Faber, Humanus et Moralis)

Каменский С.И.

 

Введение в проблему

Проблема выяснения природы таланта и гениальности заботила мыслителей с давних вре­мен. Однако, их интерес оставался в основном умозрительным, ввиду отсутствия каких-либо достоверных данных о работе мозга и психике человека в целом. Получение значимых резуль­татов стало возможным лишь с конца Х1Х в., с развитием физиологии высшей нервной деятельности и выделением психологии из философии в самостоятельную отрасль человековедения. На сегодняшний день ее бурно развивающиеся пограничные области, прежде всего, нейропсихология и нейрофизиология, а также работы по моделированию психики и созданию искусственного интеллекта позволяют серьезно продвинуться в этом направлении.

Понятие таланта на сегодня можно считать определенным достаточно полно и с достаточной для практики точностью. Оно допускает известные количественные градации: малый/большой/огромный, уникальный; выявление и прогнозирование таланта может осуществляться посредством батарей различных тестов. Кроме того, существует достоверная корреляция уровней развития способностей и творческих достижений.

В отличие от таланта, чрезвычайно редкое и в каждом случае неповторимое явление гениальности не нашло до сих пор удовлетворительного, непротиворечивого обьяснения — при наличии огромного массива феноменологических, описательных данных, накопленных в письменной истории. Так, понятия гениальности и таланта во многих случаях используются произвольно, в зависимости от контекста

Понятие гениальности, как свидетельствует живой язык, является целостным и не допускает количественных градаций. При этом, основная сложность в ее надежной идентификации состоит в следующем: разнообразные проявления высокопродуктивного творчества, представленные в гипотетических координатах уровня способностей и произвольно взятых критериев его результативности или значимости, покажут резкий взлет уровня творчества при тех же или несущественно больших способностях именно при переходе от таланта к гениальности. Налицо перерыв постепенности или качественный скачок невыясненной пока природы.

Четыре группы теорий гениальности (патологическая, психоаналитическая, качественных и количественных отличий мозга гения) исходят из принципиально различных концептуальных оснований. Анализируя определенную совокупность реальных фактов или данных, полученных не только путем жизненных наблюдений, но и в экспериментальных и клинических исследованиях, эти теории приходят, как правило, к полярным, практически несовместимым выводам относительно природы гениальности.

Дальнейший, как угодно тщательный и масштабный анализ в русле любой из указанных теорий не решает проблемы. Действительно, в результате получается какая-то новая совокупность данных, которые крайне трудно согласовать с обширным и разнородным массивом уже имеющихся.

Изучение проблемы может быть стронуто с места только новыми подходами, в основе которых — синтез, обьединяющий и фокусирующий гуманитарное и естественнонаучное знание, относящееся к проблеме творческой деятельности в целом.

Постановка задачи

Задачей исследования является дальнейшее продвижение к пониманию первопричин феномена гениальности и попытка дополнения и развития существующих понятий гения и гениальности, которые вобрали бы в себя все существенные связи и опосредования, установив основные принципы их детерминации как многомерного явления.

Методология решения задачи

В анализ проблемы, ограниченной существующими понятиями гения и гениальности, вводятся в явном виде гносеологический и нейрофизиологический аспекты.

В первом из них выявлялись наиболее характерные особенности проблем, решение которых, как показывает практика, является прерогативой гениев. Они, во-первых, крайне нечетко проявляются в обшественном сознании. Их обнаружение в обьективной реальности на фоне уже известного и привычного, а впоследствие и достаточно четкое осознание требуют значительно больших, по сравнению с нормой, открытости психики и дифференцировочной способности мозга субьекта познания и действия. Во-вторых, эти проблемы характеризуются высокой трудностью постановки на их основе возможных задач и оценки их оптимальности. В третьих, процесс решения задач имеет чрезвычайно высокий уровень неопределенности или сложности.

В качестве обобщенной характеристики указанных проблем предлагается использовать критерий уровня их сложности, апробированный 50-летней практикой применения теории решения изобретательских задач, ТРИЗ [ 1 ]. Показано, что эти проблемы относятся к 1У и У уровням сложности, а эффективные апробированные методики их решения отсутствуют. Анализ дополнен выявлением, с позиций пчихологии мышления, особенностей поисково-исследовательской активности применительно к высокопродуктивному творчеству в различных сферах человеческой жизнедеятельности.

Нейрофизиологический аспект, опирающийся на анализ деятельности, дополняющий и развивающий его, использовал полученные в последние десятилетия данные и выводы теорий о функциональных системах, доминанте, механизмах долговременной памяти, полифункциональности нейрональных образований. Кроме того, он дополнен данными экспериментальных и клинических исследований различных патологий высшей нервной деятельности как имеющих очевидную корреляцию со значительной частью проявлений гениальности.

В рамках введенных в проблему аспектов выполнен ретроспективный анализ опубликованного феноменологического материала, что позволило вычленить все конструктивное, содержащееся в указанных теориях гениальности. Это послужило той призмой, через которую удалось взглянуть на хорошо известные факты и научные данные под другим углом зрения и способствовать их целесообразному и непротиворечивому упорядочению на единой концептуальной основе материалистического монизма.

Результаты

На основании выполненного исследования сделан вывод о том, что подтвержденные опытом отличия в мозговом субстрате, состоящие, например, в очень сильном развитии лобных долей вероятнее всего, не являются определяющими. Предположения о значимости в этой связи степени развития других участков и зон мозга, прежде всего, третичных зон коры, аргументированные в настоящей работе, требуют, естественно, опытного подтверждения.

Решающее значение имеет, вероятнее всего, коренное изменение его структурно-функциональной организации, обеспечивающей уровень и продуктивность творчества, наблюдаемые на практике. Выдвигааемая в связи с этим гипотеза состоит в следующем:

Исходным этапом и основой зарождения и становления гениальности является формирование (при достаточном развитии мозгового субстрата или, что то же, достаточно высоком общем развитии психики личности) большой гетерогенной функциональной системы или гиперсистемы как нервного аппарата самоорганизации и саморегуляции целостного процесса высокопродуктивной творческой деятельности. Это обусловливается следующими системообразующими факторами:

ультрастабильной доминантой (или устойчивого доминантного очага возбуждения), формируемой, как правило, на ранних стадиях онтогенеза как результат импрессинга от мощного психостимулирующего или психотравмирующего воздействия.

полезным или приспособительным результатом (акцептором действия). Рассматривая весь ход поиска решения проблемы, он представлен последовательной совокупностью или континуумом всех промежуточных результатов (в т.ч., ошибочных), вплоть до конечного, т.е., получения решения или, в общем плане, продукта творчества — чем и завершается мыслительный процесс или, в общем плане, деятельность. При этом, для эффективного системообразования, обеспечивающего уровень и продуктивность творческого процесса. наблюдаемого на практике, этот результат должен стать жизненно важным для его субьекта. Другими словами, он должен приобрести статус, сопоставимый со статусом биологической потребности организма — голодом, жаждой и т.д.

Указанные факторы вызывают продолжительный эмоциональный разряд, который становится все более контролируемым по мере формирования гиперсистемы; Следствием этого, о чем свидетельствуют непосредственные жизненные наблюдения, является существенная деактивация или демобилизация психологической защиты (ПЗ). Применительно к внешнему ее рубежу это приводит к резкому повышению степени открытости психики субьекта творчества. Она оказывается непосредственно «включенной» в обьективную реальность обьективной реальности что приводит к «слиянию» на идеальном уровне субьекта с обьектом познания или воздействия. Деактивация внутреннего рубежа ПЗ как результат повышения проводимости нервных путей между корковыми и подкорковыми образованиями, обеспечивает их практически «безинтерфейсное», прямое взаимодействие, скоординированное общесистемными требованиями.

Под совместным воздействием указанных основных факторов происходит реорганизация, перестройка функциональных систем обеспечения интеллектуально-мнестических функций в обычном режиме работы мозга. Для обеспечения главной целеыой функции (решения сложных проблем), в ходе формирования гиперсистемы задейстывуются или мобилизуются все необходимые и достаточные для этого зоны и участки мозга. При этом, характер и параметры работы и взаимодействия отдельных блоков мозга (полушария, лобные доли, различные анатомически и функционально разделенные корковые и подкорковые структуры) определяются интегральными свойствами и общим критерием эффективности гиперсистемы. Этим критерием является достижение полезного результата: нахождения искомого, неизвестного. Другими словами, это постижение сущности явлений и обьектов действительности или создание такого творческого продукта, который эту сущность выявляет.

Исходя из изложенной комплексной гипотезы, предложена новая операциональная, поддающаяся верификации формулировка понятия гениальности, в диалектическом единстве операционального (психофизиологического), деятельностного (предметного) и гносеологического (познавательного) аспектов дополняющая и развивающая используемые в настоящее время.

Гениальность — это высшая степень творческой одаренности личности, включая способность ее мозга формировать при решении сложных проблем (с числом случайных переборов порядка сотен тысяч и более), под действием ультрастабильной доминанты и контролируемого, устойчивого и продолжительного эмоционального разряда и при деактивации психологической защиты, большую гетерогенную функциональную систему обеспечения интеллектуально-мнестических функций или гиперсистему, результатом работы которой является познание определенных сторон сущности явлений и обьектов действительности или их преобразование с целью выявления сущности, актуализируемые в предметной или духовной сферах творческой деятельности и составляющее эпоху в жизни общества и развитии культуры.

 

Литература

1.Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретения. М., Московский рабочий,1973

2.Амосов Н.М. Природа человека. Кие., Наукова думка,1983

3.Амосов Н.М. Алгоритмы разума. Киев, Наукова думка,1979

4.Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем… АМН СССР, Медицина,1975

5.Бехтерева Н.П. Здоровый и больной мозг человека.,2-ое изд., Л-д., Наука.19887.Боно

6.Брущлинский А.В. Психология мышления и кибернетика., М.Мысль.1970

7.Вертгеймер М. Продуктивное мышление., М., Прогресс,1992

6.Гримак Л.П. Моделирование состояний человека в гипнозе. М., Наука.1978

9.Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. М., Изд-во полит. лит.,1987

10. Кречмер Э. Гениальные люди. М., Гуманитарное Агентство «Академический проект»,1999

11.Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики.,4-е изд., Изд-во МГУ. М.,1984

12.Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство. С-Пб, 1890

13.Лук А.Н. Творческое мышление в науке. Психол. журн., Т.1, №4,1980

14.Лурия А.Р… Нейропсихология. Изд-во МГУ, М.,1973

15. Медведев Ю. Гении и идиоты. Известия.,2.11.2000

16. Мейснер Т. Вундеркинды. Реализованные и нереализованные способности. СПб., Питер,1997

17.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. АПН СССР М. Педагогика, 1989

18.Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования.М., Педагогика.1958

19.Симонов П.В. Высшая нервная деятельность человека. Мотивационно-эмоциональные аспекты.М., Наука,1975

20. Снайдер А., Митчелл Д. Сообщение об исследовании работы мозга ( М., Наука и жизнь, № 3, 2000)

21.Теплов Б.М. Избр. труды в 2-х т., АПН СССР.М., Педагогика,1985

22.Тихомиров О.К. Психология мышления. М, Изд-во МГУ, 1984

23.Шопенгауэр А. Собрание произведений. Минск, Попурри.,1996

24. Эфроимсон В.П. Загадка гениальности. М., Знание,1991

25.Ярошевский М.Г. История психологии.3-е изд. М., Мысль, 1985

 

 

 

Каменский Сергей Иванович, к.т.н., директор МЧП, научно-технической фирмы “Новые технологии”, 65121, Украина, Одесса-121, Просп. Маршала Жукова 32 кв. 68, тел. (0482) 42-70-57

 

 

 

 

 

  • Финиш / Матосов Вячеслав
  • Записка 1 / Записки человеконенавистника / Pungvu
  • Муж на заказ / Проняев Валерий Сергеевич
  • "Да, ты сделал мне очень больно..." / Декорации / Новосельцева Мария
  • Купальская ночь / Гори ясно! / Армант, Илинар
  • Лифт / Тень Александр
  • Добро - равновесие между разными формами зла. / Старый Ирвин Эллисон
  • Немножечко Питер / Из души / Лешуков Александр
  • Удивительные места родного края / Кдивительные места родного края / Хрипков Николай Иванович
  • Модный поэт / Лев
  • Глава 3. Долгожданная встреча / Волки-Воины / Пинки Пай

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль