Автор даже несколько растерян, ибо не ожидал, что кто-то всё это заметит и поймёт. Но это ужасно приятно и вдохновляюще — что называется, жизнь прошла не зря) Во всяком случае, та её часть, весьма немалая (половина, по сути), что посвящена этой книге. А сколько еще впереди...) Но правда, очень радостно, что оно получилось. Если всё это заметно — значит, получилось таки)
И да, калейдоскоп, оно так) И к слову — Грани Великого Кристалла… тот, кто поймал здесь крапивинские нотки, не может не понять) Ну так Энтис — Крис-Тален же) Это не специально, одна из тех штуковин с именами, когда оно само вылезает из подсознания, а потом уже задумываешься, к чему бы это. Но кристалл, да… многогранный — это уже по задумке, и пока, кстати, раскрытие граней ещё впереди… как и очень многое другое, включая более полную расшифровку «божественной темы», историю создания Поля и его истинную структуру, ну и злодеев всяческих, само собою… на самом деле, автор из породы черепашек, ибо эта книга (книжища, как говорит счётчик буковок) — всего лишь завязка. Ну… эээ, кхм… ну а кто сказал, что завязка не может быть слегка длинновата ) Хотя мне более правильным кажется — экспозиция. Ибо тут всё так складывается, что когда конфликт таки грянет, то его можно понять только, хорошо представляя начальные условия. А если бы я с ходу начал с конфликта состоявшегося… но нет, тут это просто невозможно. Поскольку сам-то главгад тут вроде как персона тайная — уж для героев так точно, да надеюсь, и не каждому читателю он настолько уж ясен. Персона — еще допускаю, а вот мотивы и намерения — тут опять же, расшифровка только предстоит.
Но на самом деле, такая вот «мега-завязка» — она не совсем завязка, а вообще-то она уже сама по себе — действие. То загадочное «действие души и сердца», которое позволяет нам вырастать, сближаться, постигать мир и себя… И тут меня изрядно «подтолкнул» нежно любимый мною в детстве Крапивин, к которому я после очередного прочтения всех его книг в возрасте студенческом несколько охладел. И дело именно в восприятии ребенка — и знакомого с прозой жизни человека взрослого. Дети верят в чудеса. До какого-то момента) И читая о крапивинских мальчишках, которые идут себе по улице по своим делам, друг друга вовсе не знают, и тут видят, встречаются глазами, улыбаются — и ОП… Чудо Свершилось, дружба навеки. Да, в детстве я был в полном убеждении, что так оно и работает. И я просто с нужными глазами пока не встретился) Но взрослея хотя бы лет до шестнадцати, понимаешь: дружба (она же любовь) — это не взмах волшебной палочки, не чудо, упавшее с небес. — это процесс и работа над собой — и понимание того, что не зная даже себя, мы тем более понятия не имеем, как устроены окружающие. И что если сам ты, допустим, любишь мороженое, то не стоит пихать его друзьям в уверенности, что это лучшее лакомство, а потом дуться, что они не взяли. Они — не ты. И постичь это сложно. А уж дойти до истины, что одними и теми же словами люди называют совершенно разные вещи… и что на пути к сближению и пониманию надобно учиться тонкостям «перевода» с языка другого человека на твой собственный… В общем, начитавшись Крапивина (и наскрежетавшись зубами на волшебное единение Душ И Сердец безо всяких проблем и трудностей перевода), я очень захотел показать, как на самом деле может сформироваться та самая «дружба навеки». И вы будете долго смеяться, дамы и господа, но это очень автобиографичная история))) А кто там автор, ну… автор вроде как любит тайны, но тут вроде бы всё прозрачно… не? ))
В общем, как-то так…
И хотя автор поклялся Не Лезть В Холивары, ибо на вкус и цвет, но в первую очередь я писал такую книгу, которую мне приятно перечитать. И именно с этим критерием я ее мучаю уже многие годы, отлавливая не то слово, не ту точку и запятую… меняя кавычки на курсив, а курсив на мыслеречь героя без всяких зримых признаков оной… просто потому, сорри, правда, что мне так нравится и так кажется правильным. И нет, это не наезд на эту рецензию, это на другое) А здесь — это я уже в ответ Корину, но без колючек, просто объясняю — я сам не сразу понял, что каждый герой у меня пишется как-то по-своему. Это я понял, когда в конце концов решил всё пригладить и стандартизировать… и не стал. Неправильно это как-то… например, мыслеречь Вила — курсив, потому что это Вил, и его внутренний мир сильно отличается от того, что он показывает миру. Энтис — кавычки, просто чтобы показать, что это он не вслух (и кстати, ну приучили их так — далеко не всё вслух, и снова сорри, те читатели, которые эту орденскую фишку не вкурили...) — но Энт довольно откровенен по сути, и его мысли — это он сам, и слова — он сам, разница только в степени выпускания наружу. А Чен… это Вэй-лорд, который может осознавать одновременно в нескольких слоях реальности, и видеть и слышать самого себя с нескольких ракурсов, и когда я его писал — да, я легко переходил с описания Чена-извне на восприятие Чена-изнутри, просто потому, что я сам не уверен, насколько то «извне» и «он» отличается от его «я». С Ченом всё так, всё непросто… По сути, это всё — его «я». Но кое-что — показано в Сумраке, кое-что — подумано «вслух», для воспринимающих первый слой, а кое-что подумано-осознано совсем в Глубине, только для себя и совершенно не для слишком чутких окружающих…
Но это так — игры с Мерцанием… в каком-то смысле это мой эксперимент — и снова да, это мой эксперимент, для моего читательского удовольствия. Я довольно эгоистичен — возможно, и наверняка, это мой недостаток как автора. И мне было адски странно увидеть «эта книга исключительно для читателей». Причем эти слова сказаны явно тем читателем, который далеко не всё понял — так какое ж тогда «для читателей», если нет трепетной заботы о том, чтобы всё было разжёвано и подогнано под читательские стандарты?
И снова — это просто мои мысли в ответ на читательские суждения. А что, автору нельзя тоже немножко о читательских ИМХО подумать и поговорить ?))))
Но правда, Корин, я просто тронут и счастлив, даже смущён. Всегда думаешь: ну я-то понимаю, что хотел сказать, но пишу я так себе, мысли мои размазаны тонким слоем по тыщам букв, идеи растеклись по древу, и вообще. А героев моих никто не любит)) Ибо драконов они с первой страницы не убивают, с главгадом не сражаются, хоббитской милоты в них нет, лав-стори — снова увы… просто мальчишки, которые через слово тупят по-страшному) Просто обычные мальчишки, со своими подростковыми проблемами — ты вроде бы уже почти взрослый и не дурак, но в этом мире тебе неуютно — из старых любимых джинсов и футболок ты уже вырос, а к новому прикиду не притерпелся… и сам себя не знаешь толком, что говорить об окружающих.
По сути, вся эта растянутая в толстую книгу прелюдия — тест. С первых глав. Потому что я не пишу «мир, который придумал Гениальный Я, и который призваны проиллюстрировать сочинённые для этой цели герои». Нет, я пишу о людях, которые во мне откуда-то взялись, внаглую поселились и живут — и требуют их овеществить. А мне остаётся экстраполировать, догадываться, собирать паззлы и заниматься дедукцией — дабы понять, откуда они такие на мою голову, где их родина, какие там нравы и обычаи… Не Энт — способ рассказать о Тефриане, а Тефриан — мир, вырастивший такого вот Энта. Мир, который был открыт (и до сих пор открывается) мною, археологом, исследующим далёкое по осколкам чаш и обрывкам пергаментов и одеяний… и конечно, строкам чужедальних легенд и просто анекдотам, спискам продуктов и дел на неделю ))
Но когда я это пишу — я не тот археолог-исследователь. Я житель Тефриана, я там — внутри. Поэтому нет удобных для читательского понимания лекций об устройстве мира. Ну не читаем мы друг другу лекций, общаясь после работы, в кафе, за завтраком… мы просто говорим между собой. И когда я читал первые в своей тогда шести-семилетней жизни фантастические романы — Дюма и Диккенса — мне ничего не рассказывали специально об их мирах. Не было лекций и пояснений, что значит фаэтон, ландо, рапира, парировать, экипировка, плюмаж, жабо и куча прочих штуковин, которых не мог знать семилетний русский деть из конца 20 века. Я постигал их фантастические, уже не существующие миры по обрывкам — из слов, мыслей и поступков героев. Я постиг суть христианской религии не из библейских текстов, а из книг о людях, которые в этом христианстве жили. И когда я приходил на школьные уроки истории (нелюбимые, ибо сухо, скучно и пристрастно), то я часто уже знал, что в те времена творилось — только знал не совсем так, как в учебниках истории…
По сути, я пытался — и пытаюсь — написать второго «Дэвида Копперфилда» или «Нашего общего друга», смешав это с чем-то желязновским, наверное… не его идеями, но его умением странствовать в Отражениях. И втаскивать туда нас. Мой великий учитель, которому я завидую, потому что так не умею. Но я учусь.
И отдельное авторское «мурк» — за пойманного в тексте Люта Тайгера) Ведь он и впрямь там мелькнул чисто на бэграунде и между строк, этот гениальный психосенсор и адмирал давних космических войн по прозвищу Звёздный Тигр… прекративший войны жестоким способом и потому многими тогда ненавидимый — и странно исчезнувший, по слухам, просто однажды взял и улетел в неизвестность совсем один и сгинул на просторах космоса… Но это тоже ещё не рассказанная история) которой обязательно предстоит рассказаться)
Всё, что я могу сказать без впадания в спойлеры, — всё, что написано в этой книге, есть прямое следствие и непосредственное воплощение Проклятия Звёздного Тигра. Проклятие появляется в этой книге с первых же страниц. Оно там присутствует и действует постоянно. Но только герои (и читатель вместе с ними) об этом ничего пока не знают…
И да — я уже сказал, как здорово и лестно читать такие рецензии? ))
Автор даже несколько растерян, ибо не ожидал, что кто-то всё это заметит и поймёт. Но это ужасно приятно и вдохновляюще — что называется, жизнь прошла не зря) Во всяком случае, та её часть, весьма немалая (половина, по сути), что посвящена этой книге. А сколько еще впереди...) Но правда, очень радостно, что оно получилось. Если всё это заметно — значит, получилось таки)
И да, калейдоскоп, оно так) И к слову — Грани Великого Кристалла… тот, кто поймал здесь крапивинские нотки, не может не понять) Ну так Энтис — Крис-Тален же) Это не специально, одна из тех штуковин с именами, когда оно само вылезает из подсознания, а потом уже задумываешься, к чему бы это. Но кристалл, да… многогранный — это уже по задумке, и пока, кстати, раскрытие граней ещё впереди… как и очень многое другое, включая более полную расшифровку «божественной темы», историю создания Поля и его истинную структуру, ну и злодеев всяческих, само собою… на самом деле, автор из породы черепашек, ибо эта книга (книжища, как говорит счётчик буковок) — всего лишь завязка. Ну… эээ, кхм… ну а кто сказал, что завязка не может быть слегка длинновата ) Хотя мне более правильным кажется — экспозиция. Ибо тут всё так складывается, что когда конфликт таки грянет, то его можно понять только, хорошо представляя начальные условия. А если бы я с ходу начал с конфликта состоявшегося… но нет, тут это просто невозможно. Поскольку сам-то главгад тут вроде как персона тайная — уж для героев так точно, да надеюсь, и не каждому читателю он настолько уж ясен. Персона — еще допускаю, а вот мотивы и намерения — тут опять же, расшифровка только предстоит.
Но на самом деле, такая вот «мега-завязка» — она не совсем завязка, а вообще-то она уже сама по себе — действие. То загадочное «действие души и сердца», которое позволяет нам вырастать, сближаться, постигать мир и себя… И тут меня изрядно «подтолкнул» нежно любимый мною в детстве Крапивин, к которому я после очередного прочтения всех его книг в возрасте студенческом несколько охладел. И дело именно в восприятии ребенка — и знакомого с прозой жизни человека взрослого. Дети верят в чудеса. До какого-то момента) И читая о крапивинских мальчишках, которые идут себе по улице по своим делам, друг друга вовсе не знают, и тут видят, встречаются глазами, улыбаются — и ОП… Чудо Свершилось, дружба навеки. Да, в детстве я был в полном убеждении, что так оно и работает. И я просто с нужными глазами пока не встретился) Но взрослея хотя бы лет до шестнадцати, понимаешь: дружба (она же любовь) — это не взмах волшебной палочки, не чудо, упавшее с небес. — это процесс и работа над собой — и понимание того, что не зная даже себя, мы тем более понятия не имеем, как устроены окружающие. И что если сам ты, допустим, любишь мороженое, то не стоит пихать его друзьям в уверенности, что это лучшее лакомство, а потом дуться, что они не взяли. Они — не ты. И постичь это сложно. А уж дойти до истины, что одними и теми же словами люди называют совершенно разные вещи… и что на пути к сближению и пониманию надобно учиться тонкостям «перевода» с языка другого человека на твой собственный… В общем, начитавшись Крапивина (и наскрежетавшись зубами на волшебное единение Душ И Сердец безо всяких проблем и трудностей перевода), я очень захотел показать, как на самом деле может сформироваться та самая «дружба навеки». И вы будете долго смеяться, дамы и господа, но это очень автобиографичная история))) А кто там автор, ну… автор вроде как любит тайны, но тут вроде бы всё прозрачно… не? ))
В общем, как-то так…
И хотя автор поклялся Не Лезть В Холивары, ибо на вкус и цвет, но в первую очередь я писал такую книгу, которую мне приятно перечитать. И именно с этим критерием я ее мучаю уже многие годы, отлавливая не то слово, не ту точку и запятую… меняя кавычки на курсив, а курсив на мыслеречь героя без всяких зримых признаков оной… просто потому, сорри, правда, что мне так нравится и так кажется правильным. И нет, это не наезд на эту рецензию, это на другое) А здесь — это я уже в ответ Корину, но без колючек, просто объясняю — я сам не сразу понял, что каждый герой у меня пишется как-то по-своему. Это я понял, когда в конце концов решил всё пригладить и стандартизировать… и не стал. Неправильно это как-то… например, мыслеречь Вила — курсив, потому что это Вил, и его внутренний мир сильно отличается от того, что он показывает миру. Энтис — кавычки, просто чтобы показать, что это он не вслух (и кстати, ну приучили их так — далеко не всё вслух, и снова сорри, те читатели, которые эту орденскую фишку не вкурили...) — но Энт довольно откровенен по сути, и его мысли — это он сам, и слова — он сам, разница только в степени выпускания наружу. А Чен… это Вэй-лорд, который может осознавать одновременно в нескольких слоях реальности, и видеть и слышать самого себя с нескольких ракурсов, и когда я его писал — да, я легко переходил с описания Чена-извне на восприятие Чена-изнутри, просто потому, что я сам не уверен, насколько то «извне» и «он» отличается от его «я». С Ченом всё так, всё непросто… По сути, это всё — его «я». Но кое-что — показано в Сумраке, кое-что — подумано «вслух», для воспринимающих первый слой, а кое-что подумано-осознано совсем в Глубине, только для себя и совершенно не для слишком чутких окружающих…
Но это так — игры с Мерцанием… в каком-то смысле это мой эксперимент — и снова да, это мой эксперимент, для моего читательского удовольствия. Я довольно эгоистичен — возможно, и наверняка, это мой недостаток как автора. И мне было адски странно увидеть «эта книга исключительно для читателей». Причем эти слова сказаны явно тем читателем, который далеко не всё понял — так какое ж тогда «для читателей», если нет трепетной заботы о том, чтобы всё было разжёвано и подогнано под читательские стандарты?
И снова — это просто мои мысли в ответ на читательские суждения. А что, автору нельзя тоже немножко о читательских ИМХО подумать и поговорить ?))))
Но правда, Корин, я просто тронут и счастлив, даже смущён. Всегда думаешь: ну я-то понимаю, что хотел сказать, но пишу я так себе, мысли мои размазаны тонким слоем по тыщам букв, идеи растеклись по древу, и вообще. А героев моих никто не любит)) Ибо драконов они с первой страницы не убивают, с главгадом не сражаются, хоббитской милоты в них нет, лав-стори — снова увы… просто мальчишки, которые через слово тупят по-страшному) Просто обычные мальчишки, со своими подростковыми проблемами — ты вроде бы уже почти взрослый и не дурак, но в этом мире тебе неуютно — из старых любимых джинсов и футболок ты уже вырос, а к новому прикиду не притерпелся… и сам себя не знаешь толком, что говорить об окружающих.
По сути, вся эта растянутая в толстую книгу прелюдия — тест. С первых глав. Потому что я не пишу «мир, который придумал Гениальный Я, и который призваны проиллюстрировать сочинённые для этой цели герои». Нет, я пишу о людях, которые во мне откуда-то взялись, внаглую поселились и живут — и требуют их овеществить. А мне остаётся экстраполировать, догадываться, собирать паззлы и заниматься дедукцией — дабы понять, откуда они такие на мою голову, где их родина, какие там нравы и обычаи… Не Энт — способ рассказать о Тефриане, а Тефриан — мир, вырастивший такого вот Энта. Мир, который был открыт (и до сих пор открывается) мною, археологом, исследующим далёкое по осколкам чаш и обрывкам пергаментов и одеяний… и конечно, строкам чужедальних легенд и просто анекдотам, спискам продуктов и дел на неделю ))
Но когда я это пишу — я не тот археолог-исследователь. Я житель Тефриана, я там — внутри. Поэтому нет удобных для читательского понимания лекций об устройстве мира. Ну не читаем мы друг другу лекций, общаясь после работы, в кафе, за завтраком… мы просто говорим между собой. И когда я читал первые в своей тогда шести-семилетней жизни фантастические романы — Дюма и Диккенса — мне ничего не рассказывали специально об их мирах. Не было лекций и пояснений, что значит фаэтон, ландо, рапира, парировать, экипировка, плюмаж, жабо и куча прочих штуковин, которых не мог знать семилетний русский деть из конца 20 века. Я постигал их фантастические, уже не существующие миры по обрывкам — из слов, мыслей и поступков героев. Я постиг суть христианской религии не из библейских текстов, а из книг о людях, которые в этом христианстве жили. И когда я приходил на школьные уроки истории (нелюбимые, ибо сухо, скучно и пристрастно), то я часто уже знал, что в те времена творилось — только знал не совсем так, как в учебниках истории…
По сути, я пытался — и пытаюсь — написать второго «Дэвида Копперфилда» или «Нашего общего друга», смешав это с чем-то желязновским, наверное… не его идеями, но его умением странствовать в Отражениях. И втаскивать туда нас. Мой великий учитель, которому я завидую, потому что так не умею. Но я учусь.
И отдельное авторское «мурк» — за пойманного в тексте Люта Тайгера) Ведь он и впрямь там мелькнул чисто на бэграунде и между строк, этот гениальный психосенсор и адмирал давних космических войн по прозвищу Звёздный Тигр… прекративший войны жестоким способом и потому многими тогда ненавидимый — и странно исчезнувший, по слухам, просто однажды взял и улетел в неизвестность совсем один и сгинул на просторах космоса… Но это тоже ещё не рассказанная история) которой обязательно предстоит рассказаться)
Всё, что я могу сказать без впадания в спойлеры, — всё, что написано в этой книге, есть прямое следствие и непосредственное воплощение Проклятия Звёздного Тигра. Проклятие появляется в этой книге с первых же страниц. Оно там присутствует и действует постоянно. Но только герои (и читатель вместе с ними) об этом ничего пока не знают…
И да — я уже сказал, как здорово и лестно читать такие рецензии? ))