avatar

в худлите реальность по-любому чаще всего преукрашена или стилизована.

Ну так это и обозначает эпитет «художественный».

Художественное произведение есть кусок природы, профильтрованный сквозь темперамент художника © Эмиль Золя

Лично мне это определение кажется очень верным по сути. Есть описание реальных событий — это журналистика, это полицейский отчет, это доклад, записи в дневнике и т.п. А есть описание художественное, которое порождает такое явление, как литература, — и в нем автор не ставит цель просто описать то, что произошло; его желание и задача — постичь глубокую суть происходящего, донести какую-то истину, порожденную его, автора, душой и разумом… И в художественном произведении сама концепция истины может быть иной, чем в полицейских сводках. Ведь мы ждем от книги куда больше, чем сухой перечень фактов, — мы ждем расшифровок, причин, ответов… по сути, откровений) Да и каждый автор пишет откровение. Свое собственное. Как умеет и как по природе своей способен…

Конечно, читая художественную книгу, надо изначально учитывать наличие «градуса нереальности». Самая реалистичная книга — априори нереальна, ибо ее написал живущий в личном сферическом пространстве автор, да мало того, и перечисленных им людей просто нет в природе, будь они эльф с огром или Маша с Васей. Даже когда автор берет реальных людей в прообразы — он все равно их сочиняет, ведь автор не телепат и постичь их подлинную суть не в силах… И открывая книгу, читатель должен быть готов увидеть новых, странных, незнакомых и на первый взгляд «нереальных» людей. И дальше наступает совместное действо, этакий перфоманс на двоих: автор раскрывает читателю причины этой кажущейся нереальности, убеждая его, что это — настоящее; а читатель принимает правила игры, и руководствуясь ими, следит за авторскими попытками. И убедит ли его автор — зависит от обоих в равной степени.

начинаются всякие разночтения.

И вот тут как раз можно и нужно включать разум) Конечно, в книгах часто есть простор для разночтений — хороший писатель его сознательно оставляет, и разночтения — зачастую признак настоящей литературы и есть. Но с другой стороны, сопоставить законы авторского мира с событиями и характерами, а затем решить, работают ли эти законы, допускают ли они именно таких людей и такие повороты сюжета — это всё вполне реально. И более того — это как раз не «разночтительно». Либо логика автора верна — либо нет. Но ее могут не понять, что часто и происходит) По вине кого-то в тандеме — либо читателя, либо автора…

 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль