Так вот, пропасть тогда есть между отцами и детьми, верно? Они просто настолько разные задачи решают, что опыт отцов почти совсем не применим к бедам детей. И детям кажется, что то, на что отцы жизнь положили — игра в бирюльки. А отцам — что самый важный на свете вопрос.
Выходит, дети не наследуют вопросы, которые стояли перед отцами, они в другой плоскости живут, в другом пространстве.
Ну… хорошо, если бы так, только вот я не вижу, какие это вопросы отцов для нас неактуальны? Да хотя бы то самое славянофильство и западничество как и прежде цветет буйным цветом. Скажешь, нет?
Но опять же, я-то не про преемственность проблем и вопросов развития общества говорил, а о преемственности жизненных ценностей и характерных черт.
Идея романа — показать нигилизм, описать его. Ты само-собой сейчас мне напишешь длинный ответ, что это не так и вообще всё о собачке Одинцовой, но это, чёрт побери так. Если говорить об одной идее всего романа, которую можно коротко сформулировать — то это нигилизм. Сознательное отрицание принятых ценностей.
А я говорю, нет. Нигилизм там потому, что тогда это был нигилизм. А писался бы позже, были бы стиляги, панки, эмо, кибер-готы и скинхэды… что еще там? Суть романа именно в этом: дети отрицают опыт и правила отцов, отцы обзывают детей потерянным поколением, но кончается все тем, что дети подрастают, и наследуют отцовские ценности и отцовскую модель поведения. В этом суть романа, а не в нигилизме самом по себе.
Другой разговор, что вообще называть идеей!!! Скажем, идея формы. Вот придуманная форма повествования — это что, не идея? И отнюдь не формальная, между прочим. Я выше расписывал, что она вполне применима к жизни. Или вовсе все мысли, которые в романе есть назвать его идеей? Так ведь тоже нельзя. Потому я бы, пожалуй, вовсе не оперировал этим термином — он может означать почти что угодно, и любой разговор мгновенно сведётся ко спору об определениях.
Идея — это то, ради чего автор создает произведение. Основная цель и основной побудительный мотив. Если оно внутри произведения, т.е. что-то сказать миру, людям, чем-то поделиться — это произведение с идеей, если вне его — разбогатеть или прославиться грубо говоря — произведение без идеи.
Вот и все дела ))
Ясно-понятно, если у самого автора мысли коротенькие, то и идея будет коротенькая. Но это о детях, не в смысле возраста, а в смысле опыта и мастерства, а мы сейчас говорим о больше зрелых мастерах все-таки.
Но опять же, я-то не про преемственность проблем и вопросов развития общества говорил, а о преемственности жизненных ценностей и характерных черт.
А я говорю, нет. Нигилизм там потому, что тогда это был нигилизм. А писался бы позже, были бы стиляги, панки, эмо, кибер-готы и скинхэды… что еще там? Суть романа именно в этом: дети отрицают опыт и правила отцов, отцы обзывают детей потерянным поколением, но кончается все тем, что дети подрастают, и наследуют отцовские ценности и отцовскую модель поведения. В этом суть романа, а не в нигилизме самом по себе. Идея — это то, ради чего автор создает произведение. Основная цель и основной побудительный мотив. Если оно внутри произведения, т.е. что-то сказать миру, людям, чем-то поделиться — это произведение с идеей, если вне его — разбогатеть или прославиться грубо говоря — произведение без идеи.Вот и все дела ))
Ясно-понятно, если у самого автора мысли коротенькие, то и идея будет коротенькая. Но это о детях, не в смысле возраста, а в смысле опыта и мастерства, а мы сейчас говорим о больше зрелых мастерах все-таки.