avatar

… продолжение, ч.3

 

Человек может лучше понять-осознать себя, сместив локус контроля (точку зрения и восприятия), увидев себя немного со стороны. Часто, особенно в художественной литературе, в роли такого стороннего созерцателя могут выступать дети, животные, даже роботы или же — извечно-традиционно — второе я «сильных мира сего» — шуты. Каждый, выходящий за грань среднестатистической «нормальности» может представить незаангажированный взгляд на оную «нормальность» и степень ее адекватности.

 

Итак, что меняется «От перемены места»? Король и шут в установленной системе могут меняться местами, не изменив ни хода будничных событий, ни сути своих «должностей», где «На троне сидящий дурак — король, А прочим — шутить и петь». Хорошая, острая сатира стихотворения вполне емко и лаконично вскрывает суть традиционных общественных устоев.

 

Тот же вопрос обмена местами и ролями в социуме затронут и в рассказе «Свободный шут, или Разговор под вечер», где становится очевидным, насколько сильно человеком и его жизнью может руководить его роль в обществе. Рассказ мне показался скорее началом чего-то большего, по крайней мере. интерес узнать, что произойдет дальше, остался.

 

Весьма схожие впечатления оставил и рассказ «Каждому по потребностям или Спой, паяц», где от перемены слагаемых общества могут кардинально поменяться их судьбы, ничем не затрагивая общие устои. После такого рассказа поневоле задумаешься. — столь ли многое зависит от того, что мы «должны» делать, или, все же, важнее то, чего мы действительно хотим?

 

Возможно, больше ответов на эти вопросы или, по крайней мере, путей для размышлений, найдем в эссе «Краденые истины», содержащем россыпь жизненных афоризмов. Довольно интересная работа, дающая стимул и простор собственным мыслям читателя.

 

Собственно, когда человек устает от мира реального, он находит спасение в фантазиях и в вере. Это вещи неравноценные и не связанные, но одинаково успокаивающие нашу боль от жизни.

 

В рассказе-фентези «Вера?» видим чистый мир восприятия ребенка, преобразующего окружающую действительность. Технически и стилистически к рассказу есть вопросы, но основной посыл — делать добро, верить в спасение — ясен и преподнесен художественно достоверно. Второй вопрос (заключенный в самом названии) — кто знает больше, скептик или верующий, — остается открытым для читателей.

 

В миниатюре «Дежурный искин» видим мир, где связи между людьми настолько истончились, что только искусственный интеллект «железяки» и может попытаться их восстановить, сохранив равновесие жизни.

 

Тему технологизации мира и отчуждения человека продолжает рассказ «Настоящий зоопарк» — этакий мини-хоррор, прямо оглушающий своей атмосферой и совершенной беззащитностью человека перед машинами и сторонним интеллектом/силой.

(… окончание следует)

 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль