Конкурс крупной прозы /
Евгения Сафонова. Рецензия на роман Фиал "Круг замкнулся"
(61)
- Фиал
- 3 августа 2015, 21:38
- 2
На самом деле это не рецензия, а отзыв.
На самом деле рецензия Потому что дальше ты последовательно разбираешь язык, мир, героев, сюжет и идеологическую составляющую. Или я вовсе не понимаю, что такое «рецензия» )))
Во-первых, я жутко рада, что читалось легко, с интересном, с картинками и со вкусом. Это самое главное — у читателя есть шанс увидеть то, чем я хотела поделиться. Ради того и правила столько раз!
жизненное тепло — ресурс, который люди потребляют наравне с кислородом
Только люди его в основном и создают… это важно.
Меня очень тронуло твое отношение к Белке, этот момент про чай с бадьяном… очень здорово и приятно было прочесть!
Стел… вызвал смешанные чувства
я там в главе уже писала, скажу и тут, для всех: да, Стел такой, каким ты его увидела, но оцениваю я его сама иначе. Его сомнения — не мягкотелость, а способ не заблудиться в сложном мире, способ не потерять самого себя за задолбленными истинами и правилами. И что важно — он не боится выглядеть жалким, зная, что есть люди, которые именно таким его увидят. Он не боится ошибаться, падать и искать свет. Для меня Стел — идеал человека. Я стремлюсь быть такой и хочу быть такой. Как это ни жутко для тебя, наверное, прозвучит. И я понимаю, что есть люди, которым по душе Рокот и Горлица — честные, уверенные в себе, не сомневающиеся, правильные люди своего мира и своего времени. Люди, на которых держится система. Люди — основа. Люди фанатики. Закостеневшие — для меня. Не гибкие. Обреченные в эпоху перемен.
Впрочем, хватит об этом, думаю, ты верно уловила мой посыл. А то, как ты отреагировала — тоже понятно и… даже правильно. Потому что я сама себя и свой роман и мир не считаю правильными. (Но все же это правильно для меня).
Здорово, что ты это увидела.
По поводу физической близости с девушками — все же лишнего он себе не позволяет, и мне подчеркнутый запрет на прикосновения — наоборот кажется нарочитым и ненастоящим. Стел уже взрослый мальчик, да, и для взрослого мальчика он ведет себя даже слишком хорошо, на мой взгляд ))
За то, что ты поняла Ласку — я готова тебя заобнимать! ))) Как же я рада этому факту — не выразить!
За что сделали их судьбы настолько безнадёжными?
Они сами делают свои судьбы безнадежными.
Им даются те испытания, которые должны привести их к самим себе, открыть их сердца и глаза. Это как тот крест, который каждому по силам. И чем ты сильнее, тем сложнее тебе жить. Рани ломается. Сдается. Жалеет себя. Считает, что имеет право решать, когда ей умирать. Рани не смогла сама найти внутри себя свет — и именно потому она умирает. Потому что хочет. Потому что сдалась. Да. И только. Она показывает дорогу, по которой нельзя идти. И, к слову, она — мой любимый и самый родной герой. Рани.
Белянка выдерживает и в итоге по окончании второй части всех спасает — она бы никогда не стала тем, чем станет, если бы не все эти испытания. Легко ничего не делать. И быть никем. Чтобы стать кем-то — нужно пройти испытания.
Почему? Если на самом деле это должно вселять гордость и надежду, что только ты будешь выбирать свой путь?
а это как раз та самая косность мира, о которой я говорила, которую нужно уметь перебороть. Я фаталист. И в моем мире господствует фатализм. Но не предопределенность. Есть некие линии судьбы, которые ветвятся — и можно пойти по разным дорогам. А вот если судьбы вовсе нет — то это будто сам мир о тебе не знает, не предполагал тебя изначально. И с Белкой так и окажется по итогу обоих частей романа. Вот только судьба-то у нее на самом деле есть — и очень сильная. Просто даже сам Теплый мир не в курсе этой судьбы. Так что я согласна с тем, что люди сами творят судьбу — и эта мысль должна быть, как я надеюсь, в романе. Но боятся они не отсутствия жесткой предопределенности, а в принципе свою нежеланность миром, незаконность своего появления и своей жизни.И неоднократно подтверждает, что не знает милосердия
А что такое милосердие в масштабах мира? Это как в той притче, когда умерла корова, а должна была умереть жена, знаешь же? Так и здесь. Мир предчувствует, что случится, когда сеть храмов со сгустителями будет налажена и заработает в полную силу. Это будет смерть самого мира. И всех-всех-всех. И что на этом фоне смерть одной деревни? Если это может хотя бы оттянуть глобальную смерть всех? Ампутация конечности с гангреной — милосердие и жестокость? Все зависит от точки зрения. Идея была именно в том, что нам не видно с нашей точки зрения, чем обернутся те или иные наши действия. Мы думаем, что мы спасаем тут, а на самом деле где-то там мы вредим все больше и больше. И потому люди не имеют права решать вопросы жизни и смерти. Это единственная мысль, которую я пыталась донести — и это не жестокость и милосердие, а просто это не наша зона ответственности, если можно так сказать. но как же всё, что было до этого — всё, что подтверждает их теорию?
так ведуньи же и ошибаются: Ласка убивая кота, Белка, спасая волчонка.
эмоции — для тех, кто не меняет мир, не влияет на него. для простых людей. ведуньям — нельзя. на реальность параллель такая: вмешиваясь в чужие судьбы, нужно оценивать бесстрастно, без эмоций, иначе можно наворотить страшного.
И как же то, что Лес отверг Белянку, когда она не могла отпустить того, кого любит?
за то и отверг, что она не оставила его душу себе, приковала намертво. пошла против судьбы. он должен был переродиться, а будет еще много лет смотреть на ее жизнь — в плену у ее слез. она виновата в этом. она нарушила одну из основных заповедей леса. не отпустила Стрелка жить дальше — заставила быть вечно мертвым. разве она права? хуже того, она и себя обрекла на вечную любовь к мертвому — к тому, кого больше нет в ее жизни. и настоящую свободу и саму себя она обретет только в конце, когда действительно добровольно отпустит его и вернется на сторону света.Но… это в человеческой природе — плакать по мёртвым.
в день проводов им можно погрустить и отпустить грусть и горе вместе с душой ушедшего. переживать годами, оставаясь в прошлом — нет. нельзя. нужно жить дальше.Но разве это плохо?
вопрос срока. в книге — да, утрировано, дан один день. на то она и книга, чтобы подчеркивать идеи, делать более выпуклыми. в жизни — срок больше, но у всего есть пределы.цепляться за воспоминания, не принимая тот факт, что человека больше нет: думать, что он просто уехал, далеко-далеко…
вот это уже плохо, на мой взгляд. потому что тогда можно вечно ждать, что человек вернется. и жизнь, настоящая жизнь — замрет.
я боюсь рассуждать сильно на эту тему. я понимаю, что тебе было трудно читать про все это. нет, я не теряла настолько близких людей. только дедушку. и да, я до сих пор думаю, что он там где-то живет, просто я давно не приезжала в гости — я тоже слабый человек, который ошибается.
все, что в романе — скорее про метафору смерти. когда человек физически жив, но уже не с тобой, умер для тебя. и нужно его вычеркнуть из жизни. освободиться. перешагнуть. отпустить и жить дальше.
потому мои убеждения тебе могут показаться слишком — просто слишком. так что… лучше просто забей. это мои тараканы. и я не хочу слишком глубоко лезть в эту сферу. все, что я хотела — я сказала в тексте, и еще собираюсь сказать во второй части.
А отречение от чувств — свобода
не отречение от чувств. нет. чувства нужно признать, принять, прожить и оставить в прошлом. идея была такая.Живому Лесу, который обладает реальным могуществом, который люди считают своим защитником…
про это выше — про то, что все относительно.Ласковая деспотия
смена времен года — деспотия? круговорот воды — плен?.. ))))))))))))
робкая надежда и не должна развеивать замкнутость круга жизни. потому что этот круг — и есть жизнь. глупо и абсурдно отрицать собственную смертность и осуждать за это судьбу, мир, жизнь, Бога…
разорвать свою судьбу люди не могут, но они могут ее принять, довериться ей и тогда их вынесет к свету, потому что каждому отмерено и счастья, и боли. и важно понимать, когда бороться, а когда смириться и принять. и понять, что это счастье.
с чего ты взяла, что Белка была бы счастлива прожить всю жизнь в своей деревне со Стрелком? нет, она бы не находила себе места, искала бы вчерашний день, и, вероятно, в итоге сама бы утопилась, так не поняв себя. Стрелок бы не позволял ей проявляться в полной мере, требовал бы от нее соответствия нормам лесной хозяюшки и жены, а она не такая. ей это мало. и она пошла как раз по своей дороге, которая ей по размеру.
если бы Рани осталась жить, ей было бы только больнее, Стел бы в итоге из жалости был с ней, и никогда бы не обрел настоящей любви с Агилой. Рани ошиблась, когда сбежала из приюта — не смогла смириться, перетерпеть и в итоге найти свою жизнь. свернула слишком рано и не туда — и ей уже было не вернуться на настоящую дорогу.
да и вообще через несколько лет целый мир погиб бы, если бы не эти две смерти.
так ли уж печальна и безнадежна та судьба, которая сложилась. та, которая могла бы быть, если бы герои получили то, что хотели эмоционально — разве это было бы не страшнее?
Я не настаиваю, не хочу тебя убедить. Я просто попыталась показать, как это вижу я.
Еще раз громадное спасибо. Мне было невероятно любопытно прочесть твое мнение. И если нет желания, можно про все это больше не рассуждать — я не настаиваю — просто высказалась. Потому что ты тронула меня. И я очень признательна.