Никита! С некоторым опозданием, вполне объяснимым для нас, но для Вас необязатель
 
avatar
Никита!
С некоторым опозданием, вполне объяснимым для нас, но для Вас необязательным, а может быть, и обидным, – потому что труд Ваш по прочтению и оценке огромен! – спасибо, просто поклон глубокий. От души и от сердца.
Комментариев, предъявляя работу на суд, ждешь всегда, и, уважая читателя, даже интересных и глубоких; но есть ведь и другая сторона медали: читатель не обязан думать так, как думаешь ты, а это значит, что точка зрения его может быть диаметрально отлична от твоей. И тогда неизбежен конфликт интересов, достаточно часто на страницах сайтов выливающийся в открытый и весьма бурный конфликт банального характера. Такое бывает, вот, Светлана Гольшанская отмечает даже «матерные», что печально, Фиал пишет ответ на оскорбительную рецензию, что грустно…
Более всего в рецензии понравилось, наверно, то, что Вы прониклись Римом. Вот это Ваше ощущение, то, что мы называем «поступью» Рима, его, быть может, тяжеловатой, но такой уверенной и твердой походкой. Это его свойство довлеть над людьми и обстоятельствами, его потрясающий след в истории, который не истребить, потому что тогда надо было бы распрощаться с понятием цивилизации, по крайней мере, европейской, а она, как и азиатская африканская, да и любая прочая – бесценный опыт человечества. Для нас это огромная радость, – то, что Вы прониклись. Так мало о самом городе сказано, но Вы его чувствуете! Более того, Вы любите нашего отрицательного героя, а полюбить Калигулу, что ни говори, «исторически» весьма сложно. Но Вы уже засомневались в том, что он был абсолютным чудовищем подлинно шекспировского размаха, который в жизни, в общем, не так часто встречается, как в литературе и в описательной истории. Вам его уже жаль. Вы теперь знаете, что было им сделано хорошего. А вот один из Ваших оппонентов пишет о том, что « еще после того как ему пришлось подписать под Наказом отца приговор одной из сестер своих, с которой он с детства находил общий язык — все это могло привести к травме». Понимаете, мальчику было максимум семь, когда умер его отец, а он уже какой-то там указ-наказ подписал сестре, одной из которых было шесть, другой и третьей того меньше. И это пишет человек, причастный истории, с его слов, и приводит имена античных авторов в подтверждение. И вот так о Калигуле на каждом шагу, о ужас, когда читаешь литературу. А Вы удивляетесь нашему дидактическому отношению, и нашему постоянному утверждению-отрицанию: не было этого! И вот этого тоже не было, черт возьми…
Простите нас за некоторое многословие, которое отмечено и Вами, и другими. Подмечено точно: мы поколение, которое привыкло чинить испорченные вещи, и с трудом сносит их на свалку (довольно часто как раз со свалки несет к себе), любит литературу не столько сюжетную, сколько философскую и размышляющую. Мы основательны, реалистичны в изображении жизни, и даже там, где пишем сказки (и такое с нами случается, мы не безнадежны), подводим под них историческую и весьма точную бытовую привязку. Те главы, которые понравились Вам сюжетно и, как Вы утверждаете, остались в памяти, что ласкает наше авторское честолюбие, мы называем «голливудскими». Они и написаны с этой целью: сохранить историзм по возможности, но придать роману-исследованию художественную «окраску» и привязать чем-нибудь читателя, давно и безнадежно полюбившего экшн. Чего-чего, этого в Риме было более чем достаточно; пышные постановочные сцены голливудского характера у каждого из нас в памяти, что ни говори, и надо было отдать дань времени и собственному детству-отрочеству…
Целевая аудитория? А надо ли ее искать непременно, вот мы сомневаемся. Это знамение времени: о каждой книге надо говорить, кому она предназначена. Жизненный же опыт одного из авторов говорит о том, что встречаются медицинские сестры, весьма серьезно знакомые с атласом анатомии Синельникова, и врачи, не знающие анатомию в объеме учебника для среднего медперсонала! История настолько всеобщее достояние, что не хочется искать ни возраста определенного, ни человека усредненного, каждый, кто захочет, бери, если можешь.
Должны заметить, что об энцефалите у Калигулы есть кое-какие данные в литературе, правда, клещевой энцефалит – это выдумка авторов, причем со своим «медицинским» подвохом, в нужное время признаемся, когда уличат. Природа энцефалита, конечно, не уточнялась, а клиника описывалась.
Никита, спасибо. Интереснейшая рецензия, для нас, для авторов. Она убедила нас в том, что ряд целей, которые ставились, достигнуты. Вы нам в этом признались. Если бы Вы знали, как вы нас обрадовали!
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль