прочитала)) мдя… озадачена разбора не получится скорее всего, но выскажу несколлько замечание, раз уж озадачена и хочется получить ответ.
так уж вышло, что до самого рассказа я прочла пояснения автора о том, как возникла идея этой истории.
Идея автораИдея эта мне нравилась по многим причинам.
Во-первых, я хотел начать именно с расстрела. В настоящем времени. Вот их «исполняют», а потом — опа! — и они уже убегают от тех, кто их шлепнул. И видят этот сон. То есть непонятно, было ли это на самом деле или нет? И все время подкручивать эту неясность.
Во-вторых, меня очень заинтересовала тема ощущений человека под расстрелом. Начитал про это всякого, с людьми разговаривал. Забавно, что 80% литературных версий — не соотвествуют действительности. Нет никакого вспоминания жизни, очень часто нет даже страха. Мозгу не хватает быстродействия, чтобы переварить. Сам однажды чуть не погиб, буквально — разошелся со смертью на волосок. Не было ни черта непосредственно в процессе. Зато уж потом накрыло так — встать не мог полчаса, ноги не держали. Реально, как будто кости вынули, тело тряпочное.
Вот поэтому и хотелось проследить, как люди будут ловить этот камбэк, насколько их хватит. Никто мне ничего по этому поводу внятного не сказал, даже проф. психологи.
то есть должна была все понять с одного прочтения, увы… не помогло. Даже зная, где искать и как глубоко копать — не нашла)
о самом тексте.
1. Читается легко, изложено просто, без заумностей, даже нераскрытая загадка Линзы не мешает чтению, наверное потому что не в Линзе дело.
и это мне кажется ошибкой (уж простите, автор)))) Я знаю уже, что идея рассказа — переживание смерти — загадка смерти — магия умирания, как увидеть смерть — возможно ли это, ведь если умер, значит, тебя нет) и переживать некому
но идея мне кажется по сути ошибочной — чтобы пережить смерть — нужно перестать быть))) а тогда и переживать смерть некому
все, что остается — это переживать страх смерти, пытаться избежать смерти.
Но в тексте этого нет, во всяком случае — я не увидела
и идея Линзы могла бы решить проблему — буть эта идея раскрыта, автор мог предложить разгадку, но этого тоже нет. Линза показала возможности — герои все еще живы, хотя уже мертвы, но значит это «мертвы»? возможность убить того, кто убил тебя? Это возвращает жизнь? Уравновешивает смерть?
в чем суть Линзы? сокровеная суть этого явления?
2. Герои одинаковы. Я их не различаю — ни по характеру ни по языку. Вроде один из них наемник: второй филолог — но они похожи, как однояйцевые близнецы.
3. придирки)))
За неимением стенки, прислонили друг к другу. И расстреляли
Потом их посадили спина к спине. Чуть слева встал боец с автоматом. Опусти голову, сказал он Санычу. Холодный ствол проколол затылок до мозга.
Время остановилось.
вот ведь проблема. Обычно я вижу картинку — в данном случае — увы))) не получается. Сами попробуйте.
спиной к спине — это значит затылок к затылку) куда пистолет-то втиснули?) а ноги убийцы где стояли? единственное свободное место, чтобы близко подойте — это сбоку) а если за спиной — то нужно наступить на одного из приговоренных, и тот таращится на тебя выпучив от ужаса глаза и скулит, дожидаясь своей очереди, а тебе стрелять нужно в затылок — и кто там должен был голову то опустить? я запуталась.
как ни крути из такого положения их убить могли только одним выстрелом — лоб-затылок и глядя одному в глаза, как раз та ситуация которой избегают, чтобы не дернулась жертва
к чему так подробно описываю — так автор потратил столько слов, чтобы все нам разъяснить — а сцену создал неубедительную
4. что за слепая собака? Автор создал персонаж страааашный — и так и не пояснил, почему его нужно бояться. Зачем тогда этот персонаж был введен в рассказ?
или это как пугающие звуки в ужастиках, когда ничего не понятно, но от звука подскакиваешь и сам себе голову морочишь? Но тут же текст — где пояснение страшилки? нет — тогда развели, простите… прекрасная возможность показать нам монстра и напугать пропала почем зря
5.
Смерть – больше человека. Она абстрактна, противоестественна и не вмещается в сознание, мозг не может ее принять. Как легкие – не могут дышать водой.
Ни слов, ни мыслей, ни страха. Чистое зрение.
События укрупняются и детализируются, приобретают звенящую трехмерность: их можно рассмотреть со всех сторон и даже заглянуть внутрь.
Змея растягивают звездой, фиксируют голени – двое в кованых берцах прыгают на кость. Саныч видит тайную гармонию этого действия: распятие Леонардо, золотое сечение боли.
Вот исполнитель – последний человек в жизни Саныча. Он не похож на палача. Он похож на кого-то другого. Опусти голову. Переводит оружие в режим стрельбы одиночными, поправляет затылок. Как парикмахер.
Вот патрон – в туннеле ствольного канала. Очень красивый, такая маленькая латунная ракета. Саныч видит его и даже может потрогать или попробовать на вкус.
Мир становится необычайно, завораживающе прекрасен. Его хочется смотреть и запоминать вечно. От смерти его отделяет лишь тонкая пленка движения указательного пальца исполнителя.
Саныч опять не успевает увидеть главное. Пленка рвется, вода входит в легкие.
Смертью дышать нельзя.
хороший отрывок. мне нравится. красиво))) одно «но»…
почему привожу такой большой фрагмент текста? сравните
Сам однажды чуть не погиб, буквально — разошелся со смертью на волосок. Не было ни черта непосредственно в процессе. Зато уж потом накрыло так — встать не мог полчаса, ноги не держали. Реально, как будто кости вынули, тело тряпочное.
Вот поэтому и хотелось проследить, как люди будут ловить этот камбэк, насколько их хватит.
в первом отрывке — умствование, холодное, никакое, хоть и красиво изложенное — меня лично не задевает
зато пояснение автора — «ух ты! да вот же оно!!! понятно как и близко, словно со мной происходит. Вот это и меня касается».
6. в этом, на мой взгляд, и скрыта слабость текста, которая мешает понять его и принять — автор хотел написать об одном, а текст вышел совсем о другом)
смерть — либо это полное «небытие», либо и не смерть вовсе. если существует хоть что-то переживаемое героем — значит он не умер. А раз жив, то как он может переживать смерть — «то, чего нет?»
и нам не предложено решение) нет ни прозрения героев
– Забудь, – ответил Саныч. И добавил:
– Меньше знаешь – крепче спишь.
ни прозрения читателя «Ага! я сразу догадался — дело в Линзе — это… Ну надо же!»
Все образуется, говорил Саныч. Ты сосредоточься. Если сосредоточиться, мы все поймем. Познаем истину. Угадаем букву. Вообще, можно привыкнуть ко всему, даже к смерти. Если человека каждый день водить на расстрел, он привыкнет. Типа шоу. Каждый день, программа передач, оставайтесь с нами. А мы не можем привыкнуть, потому что забываем. Весь день помним и живем со смертью, а засыпая – забываем, сон всегда застает нас врасплох.
вот оно!!! разгадка. Нужно выключить телевизор) настоятельно рекомендую) особенно пред сном.
Автор, простите, но у вас есть более сильные тексты, этот явно непродуман
Во-первых, я хотел начать именно с расстрела. В настоящем времени. Вот их «исполняют», а потом — опа! — и они уже убегают от тех, кто их шлепнул. И видят этот сон. То есть непонятно, было ли это на самом деле или нет? И все время подкручивать эту неясность.
Во-вторых, меня очень заинтересовала тема ощущений человека под расстрелом. Начитал про это всякого, с людьми разговаривал. Забавно, что 80% литературных версий — не соотвествуют действительности. Нет никакого вспоминания жизни, очень часто нет даже страха. Мозгу не хватает быстродействия, чтобы переварить. Сам однажды чуть не погиб, буквально — разошелся со смертью на волосок. Не было ни черта непосредственно в процессе. Зато уж потом накрыло так — встать не мог полчаса, ноги не держали. Реально, как будто кости вынули, тело тряпочное.
Вот поэтому и хотелось проследить, как люди будут ловить этот камбэк, насколько их хватит. Никто мне ничего по этому поводу внятного не сказал, даже проф. психологи.
Время остановилось.
Ни слов, ни мыслей, ни страха. Чистое зрение.
События укрупняются и детализируются, приобретают звенящую трехмерность: их можно рассмотреть со всех сторон и даже заглянуть внутрь.
Змея растягивают звездой, фиксируют голени – двое в кованых берцах прыгают на кость. Саныч видит тайную гармонию этого действия: распятие Леонардо, золотое сечение боли.
Вот исполнитель – последний человек в жизни Саныча. Он не похож на палача. Он похож на кого-то другого. Опусти голову. Переводит оружие в режим стрельбы одиночными, поправляет затылок. Как парикмахер.
Вот патрон – в туннеле ствольного канала. Очень красивый, такая маленькая латунная ракета. Саныч видит его и даже может потрогать или попробовать на вкус.
Мир становится необычайно, завораживающе прекрасен. Его хочется смотреть и запоминать вечно. От смерти его отделяет лишь тонкая пленка движения указательного пальца исполнителя.
Саныч опять не успевает увидеть главное. Пленка рвется, вода входит в легкие.
Смертью дышать нельзя.
Вот поэтому и хотелось проследить, как люди будут ловить этот камбэк, насколько их хватит.