Частый совет начинающим авторам — учите матчасть.
И это правильно. Ибо МТА, жаждущий написать шыдевр, во многих случаях думает так: а напишу-ка я фэнтези.
Потому что историю — там много знать надо, фантастику — тоже, даже ещё хуже, а вот фэнтези — самое то. Придумаю чо хочу, а на все вопросы один ответ: у меня ж фэнтези!
«Фэнтези» не равно «фантазии», други мои.
И когда я в книжках вижу рыцаря, размахивающего двадцатикилограммовым двуручным мечом, когда крестьянин говорит: встретимся через полчаса (у него, типа, часы на запястье), когда откуда ни возьмись появляются приспособления для разжигания костра, когда лошади способны нести всадника неделю без перерыва — я такую книжку закрываю.
Потому что безумству фантазии должен быть предел. «Если у тебя есть фонтан — заткни его», как говаривал незабвенный Козьма Прутков.
Учите матчасть, друзья.
Не знаю, поможет ли кому этот материал, но, имхо, небезынтересен. Я, когда писал свой «Монастырь», несмотря на то, что о труде переписчиков книг там говорится мимоходом и в двух словах, застрял на целую неделю, выясняя, что, где, да как. Чтобы лохом в глазах читателя не выглядеть.
Создание средневековой книги.
Коротко, но самое основное, кажется, я отметил.
____________________________________
Первая стадия изготовления книги — выделка пергамена. В скрипторий обычно попадал пергамен невысокого качества — недостаточно гладкий, с жировыми пятнами. Выделку его поручали монаху не из числа грамотных. Он проверял весь запас, сортировал его и годные листы нарезал по трафарету. Потом выскабливал пергамен ножом или пемзой, заклеивал трещины специальным клеем (сохранился даже рецепт такого клея). Затем начиналась вторая стадия — разлиновка. Для этого использовали циркуль, линейку и грифель или карандаш.
Для разлиновки листа употреблялись острый серебряный грифель или свинцовый карандаш. В 1125 г. для этого впервые использовали графит.
В большинстве рукописных книг текст расположен в два столбца, и каждый обрамлен тонкими бледными линиями. Размещению текста на листе придавалось большое значение. Площадь полей и текста распределялась в соответствии со строгими правилами композиции. Непременно оставлялись места (обычно — обрамленные) для миниатюр, инициалов, виньеток и прочих элементов украшения. И только после этого за работу брался каллиграф-переписчик, следуя особым правилам письма.
После этого заказ попадал к копировщику, в чьи обязанности входило максимально аккуратно переписать текст существующей книги на листы новой. Копировщики обучались в течение многих лет, чтобы разработать изящный и единообразный почерк. Элитные копировщики – каллиграфы переписывали важные и дорогие заказы, например, книги королевского заказа.
Писал копировщик гусиным пером, складывая исписанные страницы в тетради, и нумеруя их.
Инструментом для письма, как и в античности, служили калам и птичье перо — сначала в равной степени, а затем писцы перешли в основном на птичьи перья. Пользовались и металлическими перьями, но редко, так как они были слишком жесткими. Эластичные стальные перья были изобретены лишь в конце XVIII в., а массовое их производство и вовсе началось только с середины XIX в.
После работы копировщика тетради отправлялись к рубрикаторам и иллюминаторам, которые отрисовывали прописные буквы, выделяли начало нового раздела и рисовали миниатюры.
Оформлял книгу не сам каллиграф, а другие специалисты — миниаторы, рубрикаторы, иллюминаторы. Миниатор (лат. minium — сурик, красная краска) — художник, рисовавший цветные иллюстрации, миниатюры, инициалы; заголовки, отдельные строки — «рубрики» и т.п., — раскрашивал красным рубрикатор (лат. ruber — красный). Иногда инициал или миниатюру иллюминировали сусальным золотом.
В средние века было известно несколько рецептов приготовления чернил. Главными компонентами служили черный орех (дубовый нарост), сульфат меди и гуммиарабик. Густые черные чернила той эпохи были по качеству выше античных — их не так легко было смыть. Но на рынок попадали в весьма незначительном количестве, так как скриптории и канцелярии изготовляли чернила лишь для собственных нужд. Чернильницей служил рог, вставляемый в специальное отверстие в столешнице. Существовали и переносные металлические чернильницы. Широко применялись цветные чернила, особенно — красные, приготовленные, как и в античности, на свинцовой основе. Они давали четкий алый цвет. Пользовались также зелеными, голубыми и желтыми чернилами, реже — фиолетовыми.
Инициалы, орнамент на полях, декоративные рамки, маленькие картинки и украшения текста, самостоятельные картины на целую страницу — все это были элементы декоративного оформления средневековой рукописной книги. Заглавного или титульного листа книги не имели. Текст начинался словами: «Incipit liber» («Начинается книга») или вообще без них. Выходные данные иногда приводились в конце книги, в так называемом колофоне. Назначением инициалов (они появились в раннем средневековье и сначала назвались «capitales») было украсить книгу, поскольку другие декоративные элементы в раннюю эпоху выглядели чрезвычайно примитивными.
Наружное оформление средневековой книги также имеет специфические черты. Размер ее варьируется от гигантских фолиантов до крохотного duodeco (в одну двенадцатую). Диктовали размер не столько эстетические критерии, сколько наличие пергамена у изготовителя. Лишь литургические книги всегда изготовлялись крупным форматом.
Для средних веков характерен был кодекс — книжный блок. Его производство выглядело так. Заполненные текстом пергаменные листы выравнивались, фальцевались, складывались в тетради. Чтобы не перепутать тетради, каждую из них помечали римской цифрой по порядковому номеру, а иногда еще и буквой, показывающей количество листов в тетради: В (inio) — два листа, Т (ernio) — три листа, Qua (temio) — четыре листа и т.д. Эти порядковые номера тетради назывались кустодами (от лат. custos — страж). Кустоды заменяли непрактиковавшуюся в ранней средневековой рукописной книге пагинацию — сплошную порядковую нумерацию страниц, которая в первый раз была испробована лишь в XIV в. В конце каждого листа было принято записывать первое слово следующего листа — это назвалось рекламантом (в печатных книгах XV-XVI вв. то, что прежде называлось кустодой, стало называться сигнатурой, а рекламант — кустодой).
Подготовленные к переплету тетради сшивались в блок на ручном переплетном станке. Сохранилось изображение монаха (XI в.), сшивающего пергаменные листы тремя шнурами, выступающими на корешке книги. К концам шнуров на верхней и нижней тетради прикрепляли переплетные крышки.
Крышки переплета делались из дерева, обтягивались кожей, а особо ценные книги украшались окладом из золота, серебра, драгоценных камней или слоновой кости. Кодексы могли быть различного формата. Самые распространенные: большой — in folio (в лист) и in quarto (в четверть большого листа).
Так как книги оставались дорогими, их хранили бережно, вкладывали в прочные, массивные обложки. На переплетные крышки шли доски твердого дерева (отсюда выражение «прочитать книгу от доски до доски»), они обтягивались кожей или пергаменом, реже — материей (бархатом) и украшались тем или иным способом.
Для предохранения от пыли книгу снабжали металлическими застежками (лат. fibula) или тесемочками. Иногда ее обтягивали своего рода чехлом — камизой; часть его составляла обычная оболочка книги, а дальше как бы полуоткрытый футляр. Его завязывали ремешком из цветной кожи и таким образом книгу можно было подвесить к поясу или седлу.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.