К феномену Гая Юлия Орловского можно относиться по разному. В основном, если судить по отзывам в сети на куче разных сетевых библиотек, сей автор, и его книги, особенно книги, получается, восторга не вызывает. Ругают, даже не читая. А мне эти томики нравятся. Как и их содержание
Я лично с ним столкнулся по совету друга, который предложил прочитать первые три книги некоего Орловского, томики были еще 2001 года из серии «Абсолютное оружие». А потом уже, лет шесть спустя наткнулся на томики в том оформлении, в котором цикл РДР известен сейчас. И решил их купить, потому что начало мне понравилось. Ну, остаточное послевкусие было такое, что быстро вспомнилось, что было здорово, а значит, этим томикам место на моих полках однозначно.
И Никитина Юрия до этого читал, и Троих из леса, и Зубы настежь, как-то даже пытался что-то соорудить в ихней Корчме, когда он замутил межавторский цикл времен князя Владимира Красное Солнышко))) Целых три главы написал, а потом… ладно. Одним словом, стиль Юрия Никитина был знаком еще до первого знакомства с господином Орловским и, читая последнего, даже первый раз появилось подозрение, что на счет авторства тут что-то не так.
Тут дело в том, что когда шел межавторский о Владимире и его богатырях, другие авторы этак подстраивались под Никитинский стиль. Поэтому однозначно сказать в то время, да, это сам Никитин, было как-то… я бы не стал утверждать и не утверждал.
А он такой, яркий, сочный, сравнение чего-то с чем-то такое, что прямо представляешь хруст позвоночника, хотя всего лишь читаешь как разламывают каравай. Те же описания рукоятки меча, над которой словно потрудилось целый дизайнерский институт. И веришь, что именно так и было.
Но это только в первых книгах. Потом, либо привыкаешь, либо… Говорят, что над РДР трудились «негры», так же, как они же сейчас трудятся над Юджином. Ну то и справедливые сомнения, ибо слишком часто выходили полновесные такие кирпичики в среднем по 470 страниц каждая. Кажется, что одному человеку столько не написать. Хотя известный автор-фантаст Дмитрий Казаков (до сих пор пишет) утверждает, что в год можно написать четыре полновесных книги, то бишь одну за три месяца, да еще так, что бы сил хватало начать следующую без разгона и т.п. Ну да пусть даже и «негры». Слышал, Стивен Кинг тоже пользуется услугами негров. Мол, сам Кинг придумывает историю, «негр» пишет, Кинг потом правит, добавляет, делает так, что понятно — это кинговское. Правда это или враки не знаю, но в цикле РДР рука Никитина, сиречь Орловского видна в каждой книжке. То бишь, как бы то ни было, а я лично уверен, что он свою руку таки приложил к каждому из пятидесяти томиков.
Взять, хотя бы тот факт, что следующая книга прямое продолжение предыдущей, причем с того момента, когда закончена предыдущая. Это уже потом может все перемениться, история может рассказывать о чем-то другом и даже не вспоминаться, что там было в предыдущих томах. Даже если отдельные истории писались «неграми» нужна титаническая работа по увязке историй, написанных двумя разными авторами не в нечто, а так, чтобы это были части пазла. Какие из межавторских сериалов можно припомнить в таком духе? Да никаких. Ни одного.
Много потешаются над самим главным персонажем. Много упреков, что момент попаданства некий такой мутный момент. Ну да в технологии ли попадания черт знает куда дело? Тем более, что это объясняется. Да, сверхъестественно. Ну и шут с ним. Наш современник, из нашего мира в средневековье, с одной стороны, избитая штука. Многими авторами такой прием применяется в качестве провести эксперимент, что, если немного изменить тот момент или другой, или посмотреть, как поведет себя наш современник, если попадет в те времена. Ну и еще это дает автору прекрасную возможность сравнивать некоторые вещи с позиции именно нашего времени по отношении к тому. Ричард часто так делает, особенно когда сталкивается с магией, чудовищами, непонятными загадками.
Изредка вот эти загадки ему покоя не дают. Вещи или явления, а то и звери, к примеру, его знаменитый конь Зайчик или черная собака, не обычные звери. Конь создан древними. Как и драконы. А изредка появляющиеся в первых книгах эльфы, гномы и т.д., всего лишь результат радиоактивной мутации, когда древние воевали.
Весьма примечателен мир, в котором оказывается Ричард. Я уж не буду разговор заводить, что он частенько разговаривает с Сатаной, это отдельная тема. Но по тем моментам, когда главный персонаж сталкивается с чем-то необычным даже для него, становится понятно, что этот мир не просто древний, не просто пережил несколько глобальных катаклизмов. Так и видишь, что чертову уйму веков назад на этой планетке была цивилизация типа нашей, а то и более продвинутая, потому как тот же Зайчик, да. В общем, становится понятно, что Ричарда занесло на несколько десятитысячелетий вперед, человечество деградировало, снова развивалось, потом снова деградировало и снова развивалось, и вот он попал, когда человечество очередной раз переразвилось до средневекового уровня, а значит рыцари, мечи, доспехи, замки.
Были попытки нарисовать карту земель, где побывал Ричард. Через поиск еле находятся, а официальной нет, потому что с его путешествиями все довольно запутано становится со временем. Ну да не в карте дело, опять же. Вообще, часто бывает, что соседи о соседях и знать не знают, даже не подозревают, что есть. Бывает, за угол завернешь, а тут замок какой-то откуда-то, встретишь принцесску, а о ней никто и не знает. Это не глюки авторские, и даже не минус «негритянской» работы. Это некий гротеск.
Помните комедию «Шырли-мырли»? Гениальный фильм, но к реальности не имеющий никакого отношения. Много символизма. Вот и в Ричарде тоже много символизма. Мечи в одной книге собирал. Казалось бы, для чего? Да еще какие. Ведь потом, если по логике, где-то они должны сыграть, как развешанные ружья. Но нет, про них в следующих книгах забывается, хоть и неблагополучно. А потому что это символизм. Мол, дар, но он влечет за собой некую ответственность, обязанность. Так же как и бесконечные обнаженные леди, встречающиеся Ричарду в одной из первых книг на каждом шагу. Все это символизм ответственности, символизм того, что сначала «надо», а на «хочется» потом, даже если времени на это «хочется» нет совершенно. Соблазны побоку, сначала долг.
В общем-то, это и есть основная тема цикла. Человек, это не просто должно звучать гордо. Человек тем и отличается от других видов млекопитающих и не только, что постоянно работает над собой, растет… должен работать над собой и расти, чтобы отличаться от разного рода других млекопитающих и не только, чтобы на самом деле «человек» звучал гордо.
И этакое прогрессорство Ричарда из простолюдина в рыцаря, палладина, сеньора и далее и далее, не просто так себе прогрессорство. Оно не просто чтобы показать, насколько крут современный человек по сравнению с людьми из средневековья. Оно для того, чтобы показать — чем выше у тебя положение, тем выше твоя ответственность, и не только перед другими людьми, и даже не столько, сколько перед самим собой. И, достигнув некоей высокой ступеньки, не стоит начинать почивать на лаврах, это только начало трудной и ответственной работы, ибо отвечаешь не только за себя, но и уже за других, что обязывает.
К книгам Орловского можно относиться по разному, можно любить его книги, можно ненавидеть и заходить на каждый форум и писать о том, что это гавно, можно относиться нейтрально, но я настаиваю на том, что в нашем литературном мире появился таки феномен «Орловский». Именно, феномен. И очень надеюсь, что он продержится достаточно долго, даже если книги под авторством Орловского перестанут выходить, чего, честно сказать, не хотелось бы, чтобы перестали.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.