Пушкарева Л.М. «Синто: Дневник не героя, Героев по-прежнему нет, Родное небо, Чужие звезды.»
Случилось так, что с Любовью Пушкаревой мы столкнулись на СИ. Некрасиво столкнулись, неприятно, осадок остался надолго, и поэтому против ее произведений у меня было очень большое предубеждение. Но «Синто» хвалили, причем люди мною почитаемые за умных и со вкусом, а я любопытен, поэтому знакомство все же состоялось.
Вообще скажу сразу: несмотря на сильнейшее предубеждение, цикл понравился, очень: и прочитался с удовольствием, и память оставил по себе хорошую. По абсолютной десятибальной шкале я бы семерку поставил, а по самиздатовской — «шедевр» вполне заслуженно.
Ну а теперь непосредственно об истории.
Постараюсь не углубляться и не пересказывать, тем более не спойлерить, но все же немного с сюжетом ознакомлю.
Люди покорили космос, братьев по разуму не всретили, но зато встретили множество пригодных и условно пригодных для жизни планет и колонизировали их. Глобальная суть истории состоит в том, что на разных планетах сложились разные социальные системы в зависимости от исторических традиций переселенцев, планетарных условий и макроэкономических связей. Вот эти самые социально-политические системы и есть та самая очень любопытная фантастическая идея, на которой базируется сюжет. Модели обшеств разные, есть традиционные, типа планет-пиратских баз, планет-злачных мест или планет-брошенных заводов, есть более оригинальные, типа планеты-казармы, например, где женщины просто не рождаются в силу экологии, и их приходится завозить (Если кто-то вспомнил Язона и Рикки — забудьте, это другая планета и в этой вселенной это в другом месте))) и, конечно, планеты Синто, родины главных действующих персонажей.
На Синто чуть подробнее.
Маленькая независимая от больших союзов планета, ценная тем, что пригодна для жизни с минимальными оговорками, но при этом относительно небольшое по численности население и высокий средний уровень жизни.
Вот в таких условиях живут главные герои истории.Специфическое верование синто в Судьбу и Предков очень сильно повлияло на социальную структуру их общества. Главный императив синто — максимально реализовать себя как личность. На практике это осуществляется при помощи выявления в раннем возрасте способностей и склонностей детей и развития их вне зависимости от финансового и социального положения родителей. Каждая семья имеет свой род занятий (не уникальный), свою профессию (не уникальную), но в понимании синто семья — это не столько кровные родственники, сколько близкие по складу и духу люди. (у Змаевых в повести «Песок под солнцем» описана цивилизация кошратов, которая показалась мне похожей на Синто) Именно поэтому несколько странная для 'не-синто' практика отдачи детей на воспитание в другие семьи ими самими воспринимается как естественная и единственно правильная. Главный их довод примерно таков: 'Художник не должен расти среди военных летчиков и наоборот'.
У синто существует также так называемое 'Общественное соглашение'. Оно состоит в том, что синто сознательно отказываются от политики потребления и вещевого накопления. Корни этого 'Соглашения' уходят в период изоляции, когда колонисты могли себе позволить лишь самое необходимое, без излишеств. Тем не менее, практически все население планеты на данный момент находится в прослойке 'middle class'. Примечательна также высокая средняя продолжительность жизни и исключительно качественное и доступное медицинское обслуживание.
Соотношение полов на планете искусственно поддерживается 1:2, мужчин больше. Это делается для создания УСТРЕМЛЕНИЯ; в обществе синто отсутствует (или искусственно минимизируется) стремление к материальному богатству, его подменяет желание обрести жену и вырастить успешных, реализованных детей.
Сплоченности синтского общества также способствует въевшаяся веками установка об агрессивности окружающего мира за пределами Синто. Насколько известно, синто никогда не вели гражданских войн.
В последние сто лет синто не увеличивают терраформированную площадь и сдерживают рост населения. Наиболее вероятной причиной этого, возможно, являются опасения, что на больших территориях и с большим количеством людей главный императив и 'Общественное соглашение' дадут сбой, и синто как представители уникальной социосистемы выродятся.
© «Синто: дневник не героя»
Сюжет истории вращается вокруг семьи серых дипломатов Викен. Глава семьи — выходец «из народа», благодаря своим способностям и заслугам получивший право основать новую перворанговую семью и стать лордом Викеном. У него двое детей-ровесников от двух разных женщин: сын Ронан и дочь Ара-Лин. Собственно, Ара-Лин и есть самая главная героиня, жизни и приключениям которой посвящено больше половины серии. Истории очень интересные, драйвовые и остросюжетные. Викены по ходу дела занимаются не только дипломатией, но и шпионажем, диверсиями, подготовкой военных специалистов, участвуют в акциях, направленных против межпланетной преступности, разоблачают глобальные заговоры, расследуют скандальные преступления и прочее. Попутно, конечно, влюбляются, дружат и заводят связи, в том числе и потомство.
Неоспоримые достоинства:
1. Как я уже сказал, интересный сюжет. В сам сюжет вдаваться не буду, скажу только, что радуют по-настоящему заслуживающие внимания политические интриги, что в современной фантастике редкость.
2. Довольно харизматичные герои. Не один или трое главных, а и почти все герои второго плана вызывают живой интерес и не забываются: судьбы всех хочется узнать до самого конца. Правда сама Ара-Лин слегка все-таки МС, не в том плане, что ей все легко дается, а в том, что без нее мир просто гибнет ))). Но портит историю это не так сильно, простить можно.
3. Социалка. Социальные идеи радовали, особенно в первой части. К третьей, правда, повествование ушло в область межличностных отношений и приключалова, но изданная часть серии — это состоятельная социальная фантастика без оговорок.
Но без недостатков тоже ведь не бывает, да? А тем более у меня: я же помру, если не поругаю.
1. Обидно, что социальная составляющая все же сникла. Интерес остался, я с удовольствием дочитал, но все-таки класс первой части повыше будет, и глубина поглубже. И, я думаю, автору это по силам, просто она несколько увлеклась сюжетом и личными переживаниями героев.
И еще по социалке: моделью заявлен матриархат на Синто, на деле же там махровый феминизм. Это само по себе неплохо, я понимаю, что мы все живем в таком обществе, что феминизм нам представить себе куда проще, чем вменяемый матриархат. Но это диссонирует с заявкой. Не верится мне, что в обществе, где соотношение женщин к мужчинам искусственно поддерживается в состоянии одна к двум, женщины с таким рвением будут лезть на ключевые посты и опасные должности в оборонке и спецслужбах, а мужчины их поддерживать.
2. Стиль. вообще основные нарекания, конечно, к стилю. Много канцеляризмов и много диалога в ущерб описаниям. Ближе к концу даже много лишнего, пустого диалога, который без ущерба для сюжета можно выкинуть. И стилистика постепенно скатывается на уровень СИшной любительщины.
3. И, наконец, авторские кинки.
Во-первых, это кошки, причем не просто кошки, домашние, там, или обычные тигры, пантеры или рыси на худой конец, нет, автор выбирает для своих пристрастий редкостных оцелотов, сервалов, каракалов и даже лигров. Умничает, что ли? Причем, если в начале их совсем не заметно, если даже они и есть, то в глаза не лезут, то к концу… доходит до того, что единственное описание на несколько страниц диалога целиком посвящено Гифти, домашнему каракалу (кажется, если не путаю) Ары-Лин, а целая сцена тому, как Даниэль эту Гифти гладит. Причем роль Гифти в сюжете чисто декоративная. Если и есть более глубокая необходимость во всех этих котах (борьба с аборигенной жизнью, например) я бы все же предпочел видеть это четче. А самих котов все же чуть поменьше, чтобы так явно не демонстрировали авторское личное.
А во-вторых, сексуальные и психологические кубики, в которые автору поиграть хочется, но играет она не очень честно. Нравится поэксперементировать с разного рода насилием, нравятся «аднаногие сабачки» — ну да и ради бога. Только зачем при этом так относиться к персонажам? Вот есть там такие персы, побитые и изнасилованные всю дорогу Даниэль и Абель (со вторым могу в имени ошибиться, правда) один — жертва со щенячьими глазами, второй — натурально озлобленный извращенец. И все время, пока читал, я не мог отделаться от ощущения гадливой жалости к ним автора. Мне кажется такое нечестным и неприятным: автор сам создает образы, наверное, за чем-то он это делает? Так вот, если уж создал гомункула, то надо иметь смелость от него не отворачиваться ни при каких условиях, а честно смотреть, что вышло, я так считаю.
Но несмотря на недостатки (ни не так велики, достоинств больше) всем любителям историй про космических шпионов с примесью личностных взаимоотношений советую это прочитать — не пожалеете.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.