Половину себя - императору, вторую - империи, или "Модус вивенди"
 

Половину себя - императору, вторую - империи, или "Модус вивенди"

+6
  • Дарья Кузнецова
  • Модус вивенди

Под раскаленными лучами,

Зарывшись в пламенных песках,

Оно стеклянными очами

Чего-то ищет в облаках.

То вспрянет вдруг и, чутким ухом

Припав к растреснутой земле,

Чему-то внемлет жадным слухом

С довольством тайным на челе.

Федор Тютчев

Так получилось, что с книгами Дарьи Кузнецовой я познакомился давно. В наше время засилья фентези не так уж много пишется космической фантастики и ещё меньше – фантастики хорошей. Поэтому с огромным удовольствием ещё на Самиздате читал и перечитывал у Дарьи Кузнецовой «XXI век не той эры», «Слово императора», многие другие книги. Потому в очередной раз её новую вышедшую в бумаге книгу «Модус вивенди» заказал себе сразу, хотя именно эту книгу (в отличие от большинства других) предварительно в электронном формате у Дарьи не читал.  

Итак, перед нами ещё одно будущее. Человечество вышло к звёздам, встретилось с чужими расами, встретилось с потомками землян, изгнанными ещё на досветовых кораблях куда глаза глядят в Смутные века. Самая сильная ветвь Человечества создала Земную империю. Но как человек не может без рук и глаз, так и государство без дипломатов. Вот и отправляются к инопланетянам особые дипломаты-ксенологи. Немножко шпионы, немножко учёные и очень много переговорщики. Каждая задача у небольшого круга таких вот избранных – рискуя шкурой пойти туда не знаю куда и принести договор о сотрудничестве. Или хотя бы пакт о мире и осторожном взаимопонимании. На очередное подобное задание посылают Вету, одну из лучших в корпусе ксенологов. А поскольку даже по меркам инопланетян чужаки раздражительны, загадочны, да вдобавок сильны, в пару к Вете приставляют охранника, некоего Игоря. Из особого отдела императорских спецслужб, да вдобавок одного из немногих в империи Одержимых – тех, кто способен без всяких кораблей шагать от звезды к звезде. Чтобы, если придётся туго, успел ценного специалиста эвакуировать.

Что могу сказать про книгу? Мастерство автора никуда не денется. Это и чёткий, отточенный слог, и образность. Те же интимные и любовные сцены описаны изумительно. С жаром, чувственно, но без тени пошлости. Изящно показаны и сами герои. Игорь и Вета получились живыми и неповторимыми, при этом вполне укладываются в некие типажи. Сильный мужчина – сильный не мышцами, а волей и готовностью думать сначала о других, потом о себе. Для такого присяга «половина меня императору, вторая – империи» (а значит и всем её подданным) – не красивые слова, а смысл жизни. Рядом женщина – хрупкая, женственная, по-своему сильная и независимая. Из тех, кто куёт свою жизнь сама, но не стесняется видеть в мужчине опору. Игоря и Вету даже на мгновение не спутаешь с героями других подобных произведений. Ведь настоящее мастерство – незаметно дать увидеть читателю те мелочи, зачастую нелогичные, но которые и отличают живого человека от запрограммированного робота. Этот обожает красный цвет и терпеть не может синий, а другая не любит спать без пижамы, иначе плохо высыпается…

Про героев, то есть Игоря и Вету, говорить можно много и хорошо. А вот книга в целом оставила не лучшее впечатление. Почему же? Противоречие объясняется просто. Как короля делает свита, так и книгу делает не в последнюю очередь мир, окружающий главных героев. И если инопланетян можно изобразить любыми и любые странности списать на то, что они недопонятые чужаки, то «свои» наоборот будут хорошо узнаваемы. Понятны. К ним будет особое внимание. И вот тут у книги начинаются проблемы.

Нам всем хочется светлого будущего. Современная система, которая называется демократией и безуспешно пытается возвести своё происхождение якобы к древнегреческим традициям городов-полисов, себя исчерпала. Потому-то вполне логично популярны идеи империи или республики. Никого не удивляет империя и в книге «Модус вивенди». Как не удивляет попытка скопировать Российскую империю конца XIX – начала XX веков, эпохи иллюзорного благополучия и блеска внешнего величия. Не зря этому периоду посвящено множество романов и фильмов. Нагрубит тебе какой-нибудь чинуша, не сделает что должен, или встретишь на улице очередного хама, и память сразу подсказывает картинку «а раньше то»… Вроде тех же приключении Фандорина. При этом уподобиться известному писателю Роману Злотникову вырваться из объятий лакированной псевдо-действительности удаётся немногим. Не удалось и Дарье. Картинка получилась из разряда «гимназистки румяные, по утрам французские булки хрустящие». Тишь, гладь, божья благодать и над всем царь-батюшка, мудрый и благородный. Веет от этого страшной фальшью. События Российской Империи и её крушения – не такая давняя история, чтобы в людской памяти потерялись детали. Механический перенос утрированно-идеального общества романов про «благолепную Российскую империю» выглядит очень и очень фальшиво, с многочисленными нестыковками.

Вторая проблема книги – если главные персонажи индивидуальны, то все остальные обитатели книги сплошная функция сюжета. Так надо для развития фабулы и потому они действуют строго в рамках, чтобы подталкивать развивающиеся отношения героев. Например, бывшая любовница Игоря. Ладно припёрлась незваной на полузакрытый приём (ещё можно обосновать: взбалмошна, богата, влиятельна, стервозна), но сцена, где она говорит Вете гадости про Игоря, нужна сюжету, но даже близко не соответствует характеру этой самой богачки. В условиях абсолютной монархии на приёме в честь Веты и Игоря, (которые оба входят в ближнюю свиту наследника) провоцировать ссору и вдобавок хамить шефу имперской СБ – самоубийство. После такого хотя бы из чувства самосохранения наследник прикажет зарвавшуюся неподконтрольную дамочку-олигарха уложить в гроб. Иначе, почуяв безнаказанность и со своими деньгами, она запросто ввяжется в заговор. И подобная сцена, где второстепенные персонажи создают героям трудности, самоубийственно забыв про чувство самосохранения, не единственная. Увы.

Потому, моё впечатление от книги – и у хорошего автора бывают ошибки. Читать не Дарью, естественно, не перестану, но «Модус вивенди» рекомендовать не буду. Книга неудачная.

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль