Вот, знакомьтесь: Сиротин Леонид Игнатьевич, средних лет, женат, детей нет, теща есть, проживает где-то по ту сторону МКАД, работает… оп! Уже не работает. Уволен по собственному желанию, потому что говорит что думает.
Любимая книга: словарь иностранных слов одна тысяча восемьсот восемьдесят восьмого года издания. Спер на работе.
Если мы с вами немного понаблюдаем за героем, то увидим, как он… оп! Ну вот, чего и следовало ожидать. А надо было вести себя прилично. Нельзя жену злить. Ну ничего, рука не голова, авось срастется.
А дальше? Ну, дальше… Дальше Леонид Сиротин станет самым популярным пациентом больницы, устроится на работу к серьезному человеку Труадию Петровичу, станет начальником отдела геликософии (см. словарь иностранных слов одна тысяча восемьсот восемьдесят восьмого года издания), разведется с женой, женится на дочери Труадия Петровича и…
Хотя, нет. Это все не он. Это – бот.
Две тысячи девятый. Не самый фиговый год, наверное.
Инаугурация Барака Обамы, интронизация патриарха Кирилла, появление в розничной продаже Windows 7… пандемия свиного гриппа, крушение «Невского экспресса», пожар в клубе «Хромая Лошадь»… ну хоть газовый конфликт с Украиной «разрешился». Да уж… разрешился…
В кино у нас год «Обитаемого Острова», «Аватара» и возвращения кого попало. Ну вот например: «Возвращение мушкетеров», «Пятница, 13-е», «Уличный Боец: Легенда о Чун-Ли», «Звездный путь», «Терминатор: Да придет Спаситель» (зачем???), «Черепашки навсегда», «Шерлок Холмс: Начало. Росомаха»… впрочем, не помню, не смотрел. Ну, Тарантино выпендрился с «Бесславными Ублюдками» (хороший фильм – и не надо на меня шикать, хороший).
Если говорить о музыке, то чего б о ней не поговорить? Новые альбомы выпустили U2, Depeche Mode, The Orb, Gong, Пол Маккартни, Мельница и Клаус Шульце вместе с Лизой Джеррард, например. Можно еще упомянуть Ранеток и Леди ГаГу, но что-то не хочется… Вот блин. Упомянул. Ладно.
Книги… книги. «Голодные Игры» Сьюзен Коллинз, «Дьюма-Ки» Стивена Кинга, пара романов в циклы «Тайный Город» и «Анклавы» Вадима Панова и сборник рассказов от Виктора Пелевина. Ну и хватит.
Гравитационных волн – на тот момент – все еще не нашли, зато японцы соорудили обезьян, которые светятся зеленым. Непонятно… А в Эдинбургском университете опробовали микрочипы, способные выращивать на поверхности живые нейроны. По схеме.
Киберпанк, похоже, не за горами.
Киберпанк? И да и нет. Как не каждое произведение, снабженное бластерами и космическими кораблями, является фантастикой – тем более, фантастикой научной, – так не каждое произведение, в коем фигурируют кибернетические импалтанты, будет киберпанком.
Вообще, одну из идей повести – скорее всего, побочную и малозначимую – я бы сформулировал так: человек уже лет шестьдесят играет в компьютерные игрушки и теперь решило дать компьютерной игрушке поиграть в человека.
Поясню. Словом «бот», фигурирующим в названии, в повести называют железяку, вживляемую в человека. Есть невживляемые модели – они работают чем-то вроде усилителя памяти, распознавая лица собеседников (занесенные заранее в базу) и напоминая, кто они такие. На уровне более сложном бот превращается в суфлера, подсказывающего «ботоносцу» реплики в зависимости от выбранного режима. Ну и наконец, бота можно сделать наместником и передать ему управление мимикой и голосовыми связками «ботоносца»…
То есть, бот будет делать то же самое, что старик Хоттабыч проделывал с Волькой ибн Алешей на экзамене.
Верно, в повести эти возможности реализованы посредством запихивания в человека электронного устройства, но ведь с тем же успехом его можно было бы заменить, я не знаю, джинном, волшебным амулетом, каким-нибудь чудодейственным камнем в почках или регулярно принимаемыми «таблетками включения дурака»…
Ну, потому что бот именно этим и занимается: включает дурака. Потому что он – вспоминаем Тэффи – не сомневается. Боту нечем сомневаться, он же не человек.
Не в том дело, как оно придумано. Дело в том, чем оно занимается и к чему приводит.
Автор ставит под сомнение саму возможность контакта между человеком и человеком. «Ты думаешь, зачем с тобой говорят? Чтобы тебя услышать? С тобой говорят, чтобы себя услышать!», сообщает Сиротину доктор Олжас Умерович, занимавшийся вживление бота. Особенно если честь, КАК люди говорят…
Напомню. Человек смотрит глазами, но видит мозгом. Если на человека надеть очки, переворачивающие мир вверх тормашками, и не давать снимать, то через день-два он станет видет нормально – пока не снимет эти очки.
Вероятно, со слухом то же самое: слушаем ушами, слышим – и упорядочиваем услышанное – мозгом. Послушайте как-нибудь самого себя, записанного в обычной беседе…
Да, но тогда возникает вопрос: а понимаем-то мы чем? И понимаем ли вообще?
Почему, черт возьми, мои собственные осмысленные слова разобщают меня с социумом, а заведомо нелепые, не относящиеся к делу подсказки бота, напротив, сближают? […]
Потому что социум по сути своей – бот.
[…]
Если социум – бот, то ему должны очень нравиться боты.
Такая вот повесть.
Взято вот отсюда. Вдруг кому надо...
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.