Говорить о музыке – все равно что танцевать об архитектуре.
Фрэнк Заппа.
Писать – тем более.
Я.
Эта книга попала ко мне в руки где-то в апреле-мае-июне две тысячи одиннадцатого года. Скорее всего… Либо две тысячи десятого. В шкафу с уцененкой. День или два я вокруг этого шкафа ходил. Потому что аннотация… С одной стороны, первая книга автора называется «Рэп Атака». Не читал. Да вроде и незачем. А с другой: Брайен Ино, (таинственный) Дэвид Линч, Velvet Underground, Эрик Сати…
Короче, победила дружба.
С тех пор прошло пять лет. Или шесть. Но скорее – пять. И судя по всему, я уже перечитывал эту книгу – в оранжевой с черным обложке – минимум четырежды.
Книгу о музыке…
Почему?
Э, почему. Потому что.
Ну, во-первых, она хорошо написана. Дэвид Туп – музыковед, музыкант и к тому же журналист (contributor – участник). То бишь, человек, который знает теорию, умеет ее применить на практике и к тому же умеет писать интересно.
А во-вторых, это книга о музыке, которую я не понимаю с тех пор, как впервые ее услышал, и почему-то не испытываю от этого непонимания дискомфорта.
Ну, потому что этой музыке не требуется, чтобы ее понимали.
Слово «эмбиент» – «музыка среды» (а также понедельника, вторника и всех прочих дней недели) – может быть, частично объяснит, о чем конкретно идет речь. Мистер Туп отводит на тридцать пятой странице аж десять строчек под перечисление всех (ха!) поименований данной музыке – для того, чтобы хладнокровно смести их с рабочего стола прямиком в корзину и заняться более интересными делами, бросив мимоходом: «доступная музыка».
Каков, а? Вы знаете что… Вы вот сейчас найдите, пожалуйста, альбом Брайена Ино «Ambient 1: Music for Airports». И ознакомьтесь.
Но я согласен – такую музыку действительно не нужно понимать, как не нужно понимать дождь за окном.
«Океан Звука» охватывает временной период с тысяча восемьсот (!!!) девяносто девятого по тысяча девятьсот девяносто пятый годы. От Клода Дебюсси и его впечатлений от яванской музыки до Эфекса Твина (Aphex Twin) и вечеринки «Телепатическая рыба». Неплохое, доложу я вам, путешествие, в стиле пост-модерн. В пространстве читателя вслед за автором тоже помотает: Европа (Англия-Франция-Германия-Италия), Северная Америка, Япония, Ямайка. Плюс жутковатая остановка в джунглях, где нам предложат понаблюдать за дикарями, сосредоточенно поедающими суп из пепла сожженных предков.
(делает приглашающий жест) Присоединяйтесь, ребят!
А? Нет, это пока не сон. И – да, я где-то чем-то согласен с Заппой.
Что же до меня лично… (это пост-скриптум такой, если что)
В январе две тысячи одиннадцатого я записал «Скверное место для сна». Поэтому «Океан Звука» – он и про меня тоже. Совсем чуть-чуть. Нет, автор не в курсе.
Ну, я так подозреваю…
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.