Отзыв на роман Ларисы Романовской «Московские Сторожевые»
Книга неоднозначная, вызывает противоречивые эмоции, поэтому чётко высказаться сложно.
Жанр — городское фэнтези. С поправкой: женское. Местами, настолько женское, что это портит книгу.
Мир прописан смачно, сочными мазками и тонкими витиеватыми линиями. Атмосфера хватает за руки, за ноги, входит в лёгкие вместе с воздухом, тает горьким шоколадом во во рту. И не глядя даже на некоторый сумбур, в мир вникаешь неплохо, поражаешься его разнообразности и многогранности. Хороший мир, рельефный, профессиональный.
Персонажи. Вот тут сложнее. Глубокий фокал. Настолько глубокий, что главная героиня погружена в себя без остатка, и читатель там просто не помещается. Желание пройти обновление, сбросить вес, мысли о Семёне. Конечно, когда влюблён, то только об объекте страсти и думаешь, но в книге через определённое время это уже начинает раздражать. К тому же любовь не новая-свежая, а длится годами. Так и хочется сказать, что таких Семёнов ещё будет и будет.
Достаточно неплохо подана характеристика главной героини глазами ведьмы Марфы. Ленка-Амёба. И хоть не совсем верно, но очень близко. Героиня плавает в море собственной рефлексии и не собирается оттуда выбираться.
Кого в книге я люблю от и до, так это Савва Севастьянович по прозвищу Старый. Тот, кому приходится смотреть за всей ведьмовской компанией и вовремя давать подзатыльники. Ещё симпатию вызывает Тимофей-Кот, ведьмовский врач, что растит живые сердца из яблоньки и не только. Как ни странно, нравится и отрицательная Марфа, ибо как персонаж выписана очень цельно.
Есть у меня вот какое наблюдение. Волшебство, мир ведьм, что спрятан в людском, выписан сочно, ярко, а вот обыденный, человеческий – несколько серо и уныло. Возможно, тут задумывалась игра на контрасте, но лично мне это не понравилось. Почему-то вспомнились киевские ведьмы Лузиной. Там оба мира поданы интересно, и ведьмы не зовут людей “мирскими”, не делают разницы. И это вызывает симпатию. А здесь быт получается каким-то беспросветным. Причиной тому удачно поданные воспоминания Гуньки-ученика и самой Лены. Подано талантливо, но настроение после этого резко падает.
По композиции. Затянутая экспозиция, умеренная завязка, хорошо проявляется напряжение, которое держит перед читателем вопрос: кто же ж этот гад, открывший охоту на всех Московских Сторожевых? И ведь хорошо нагнетается. Но кульминация не дает нужного эффекта и смотрится лишь как ступенька перед казнью Марфы. Воспоминания преступившей законы ведьмы смотрятся живо и ярко, наполнены конфликтами и даже заставляют переживать за не особо-то положительную героиню. Развязка течет плавно, с привкусом горечи. По финалу сказать сложно, но все живы и на том спасибо.
Перед частями имеются интересные эпиграфы-стихотворения, на которые стоит обратить внимание.
Отдельно уделю внимание главгадам. Вероятно, это просто мой пунктик, но не слишком хорошо, когда отрицательный персонаж является внезапно. Как Схимник. Является обоснуйно, но внезапно, приплетённый где-то в прошлом. Вот негодяйка Сонечка показана отлично. В начале книге имеется сцена, где ей ведьмы наступили на любимый мозоль. Отсюда – злость. Смотрится красиво и органично, сразу всё понятно. Рояль в кустах при детективной ниточке хорош не посредством нового персонажа, а неожиданной правдой о старом.
У автора есть красивые фишечки мира вроде музыкальных колокольцев, растущих в горшке, заводных апельсинок, от которых появляются дети, морских мышей, крылаток (кошек с крыльями, питающимися глинтвейном), и больших котов из Ханты-Мансийска, размером с лошадь. Кошатница Изадора показана убедительно до надоедливости.
Работа Московских Сторожевых четко отражает проблемы общества. Не глобальные, а постоянные, каждодневные, которые могут свести с ума любого из нас. Вот и приходится им, бедным, лечить раненые души, латать сердца и улыбкой улучшать людям настроение. У каждой Сторожевой свой район, она о нём заботится и следит.
Только, на мой взгляд, идея книги в том, что не надо ждать никакой ведьмы, чтобы стать счастливым. Да и кроме тебя самого никто в этом деле не подсобит. Наглядный пример – сами Сторожевые. У них самих столько проблем, что мама дорогая. И ничего, крутятся.
В итоге, книжка получилась размеренно-неторопливая, полная рассуждений, мелких скульптурных деталек мира, массы проблем и фрагментов прошлой любви. Не несчастной, а именно прошлой.
Читается легко и, несмотря на недостатки, затягивает. Поэтому вторую книгу я читать буду.
“Московские Сторожевые” – текст, рассчитанный на женскую аудиторию, но вот проблемы поднимает, которые касаются как женщин, так и мужчин.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.