Фредрик Бакман, "Вторая жизнь Уве"
 

Фредрик Бакман, "Вторая жизнь Уве"

+25

  «Можно тратить время на то, чтобы умирать, а можно – на то, чтобы жить. Надо идти вперёд!»

 

До обильно посыпавшихся отовсюду, кажется, рецензий на «Вторую жизнь Уве», я вообще ничего не знал о Фредрике Бакмане, на минуточку, известном шведском блогере и журналисте. Для многих до сих пор очень экзотичными и как будто ментально недоступными кажутся скандинавские авторы. Это — на фоне прочно вошедших в нашу жизнь японцев – кажется очень несправедливым. Ведь есть впечатляющий Несбё (да-да, норвежец, а не японец), Ларсен, Линдквист, Мария Парр, Питер Хёгг и еще череда волшебников слова, которых почему-то сторонятся. А зря.

 

  Так вот, Фредрик Бакман ведет блог, в котором приобрел необычного соавтора-комментатора, вымышленного, разумеется, старика по имени Уве. Уве комментировал каждую запись Бакмана в очень особой манере. Настолько особой, что блогеру предложили подробнее рассказать о жизни такого персонажа. И Бакман написал.

А я прочитал и ни капельки не жалею, потому что добрее книги я не читал, кажется, с подросткового возраста. Хотя книжка вовсе не подростковая. Она вообще вневозрастная. И обязательная к прочтению, особенно в те дни, когда мир ополчился на вас, соседи что-то все никак не досверлят, кот не желает идти на руки, а вдохновения не дождешься.

Итак.

Уве — брюзгливый 59-летний человек, живущий в пригороде, идеальном небольшом поселочке с аккуратными домиками. У Уве свой дом, Уве на пенсии, Уве водит «сааб», Уве проверяет порядок «на районе». И Уве раздражает абсолютно всё: соседи, которые слишком шумят или имеют наглость уехать в Тайланд, продавцы, которые только и думают, как бы нас надурить, водители, которые даже не умеют перебрать мотор, но сигналят на дорогах, строители, дети, молодежь и особенно — айтишники!

Уве одинок и жизнь его сурово упорядочена, он даже кофе заваривает по раз и навсегда установившимся пропорциям, он бубнит на одно и то же, он аккуратист в финальной стадии. И он задумал самоубийство…

 

«Нынче разучились готовить нормальный кофе. Так же как разучились красиво писать. Теперь все больше компьютеры да эспрессо-машины. И куда оно годится, такое общество, в котором ни писать, ни кофе варить толком не умеют, сокрушался Уве».

 

Вот только однажды его почтовый ящик мнут новые соседи, не справившиеся со своим фургоном. Мало того, что водить они оба не умеют от слова «совсем», так еще и ездят не на «саабе»! Муженек – толстый и высокий, женушка – пакистанка, да еще и беременная! Невообразимо для Уве. Конечно же, он в бешенстве. А, надо признаться, мужчина он хоть куда еще. И не дурак подраться, если очень уж припечет… Вот тут-то все и начинается. Никакого покоя!

 

«Уве всегда с интуитивным скепсисом относился к людям выше метра восьмидесяти пяти. Опыт подсказывал: при эдаком росте кровь просто не добирается до мозга».

«Уве как раз из тех мужчин, для кого проверить вещь на прочность — значит хорошенько ее пнуть».

 

И если в начале ты читаешь книжку и Уве раздражает тебя (сколько таких вечно ворчащих Уве ты встречал по жизни, да и сам иной раз грешишь), то чем дальше в лес, тем сложнее, душевнее, все человечнее и человечнее. И вот минуту назад я хохотал над очередной фразочкой (а Уве за словом в карман не лезет), а через пару страниц — уже больно и обидно. И нестерпимо грустно. И светло. И все одновременно. И вот опять Уве отжигает…

 

«Есть люди, которым и так все понятно, а есть – которым все равно не понять».

«А её смех — как забыть ощущение, будто кто-то босыми ножками пробегает по твоему сердцу».

 

И в финале так хочется обнять этого своего внутреннего Уве, что сил никаких нет. Потому что, оказывается, он вовсе не такой, каким ты его себе по глупости представлял, когда вспоминал, грешным делом, всех, кто тебя бесит.

Кажется, это была одна из самых трогательных историй, которые я читал. Она и трагичная, и светлая, и смешная, и вот так по-житейски психологичная. Тут есть всё: и большая на всю жизнь любовь, и по-настоящему мужское поведение и достоинство, и подвиг, и дети, и воспитание, и юмор. И так все легко с одной стороны, а с другой – глубоко и тонко о том, как и зачем выбраться из скорлупы, которую мы так усиленно наращиваем вокруг себя.

И да, там есть котик. Ну как котик… кошак. Который считает, что вторая жизнь – то, что необходимо Уве.

 

«Подчас трудно объяснить, отчего некоторые вдруг поступают так, как поступают. Бывает, конечно, они знают: рано или поздно все равно придётся это сделать – так чего же откладывать? А бывает наоборот – вдруг понимают что должны были поступить так давным-давно. Уве, хотя всю дорогу знал, как ему поступать, в душе, как и все люди, верил, что все ещё успеется. Ведь мы всегда надеемся, что ещё успеем что-то сделать для другого. Сказать ему нужные слова. А потом, когда всё уже произошло, стоим и думаем: „вот если бы“».

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль