Дина Рубина "Белая голубка Кордовы"
 

Дина Рубина "Белая голубка Кордовы"

+6

«… каждый становился богом самому себе, своим холстам и картонам. Становился богом в своей вселенной, а если не богом, то и незачем искусством заниматься…»

 

Долго выбирала цитату, с которой начать рассказ об удивительной книге Дины Рубиной «Белая голубка Кордовы» — уж слишком много там звучных цитат. Потому что говорить, после того как смолкли последние звуки этого произведения — как-то неловко. Но всё-таки хочется. Рецензию писать не возьмусь, не доросла, но просто молча закрыть книгу рука не поднимается.  

 

Понравилась ли мне эта книга?

 

Да, потому что такого образного языка я, пожалуй, ещё нигде не встречала. Каждым словом можно наслаждаться как дорогим вином, перекатывать во рту, ощущая запахи неявных смыслов. Не всегда сладко и нежно, но однозначно ярко и со вкусом. И всё к месту: и высокопарно-возвышенное описание секса от лица мужчины, и утончённый флёр искусства, и жестокая изнанка мира, и осколки ленинградской блокады и даже мат. Листья платанов полощут бельё в небе; пегая, влажная, запятнанная лишаями плесени черепица толедских крыш тает в седой утренней тени; и опускается пёрышко, невесомое как само воркование голубиного горла. И этого добра там только, что можно рыться бесконечно, пересыпать между пальцами и дышать, нюхать, наслаждаться.

 

Не стоит это пытаться проглотить за пару дней — такой текст стоит смаковать.

 

Второе достоинство этого романа для меня — это идеи и детали. Калейдоскоп. Характеров, метких мыслей, острых граней истории и человеческих судеб. Цитаты, цитаты и ещё раз цитаты. Текст можно растащить на маленькие кусочки, напечатать красивым шрифтом и заклеить вместо обоев стены. История целого рода подана в мельчайших деталях, и кажется, будто ты был каждым из них. Ты знаешь их шутки, их особенные словечки. Ты впитал их мудрость и глупость, любовался превратностями их судеб и оценивал чувство юмора жизни и смерти.

 

Главный герой романа — род Кордоверы, но в более привычном смысле Захар Кордовин, гениальный художник, который отказался от собственного творчества и подделывает величайших мастеров. И весь роман ты пытаешься понять — почему? Почему?! Потом понимаешь.

 

Так вот главный герой — конечно, обаяшка, со своим моральным кодексом и со своей верой. Типаж не мой, но прописан с бесконечной авторской любовью, подан настолько подробно, вкусно и филигранно, что не оценить его по достоинству невозможно. А достоинства и гордости в нём через край. И до того он уверенно звучит, что даже начинаешь немного стесняться собственных жизненных установок, собственной открытости, «мы-канья», желания быть частью чего-то бОльшего, желания трудиться для других. Но это уже личное. Хороший на самом деле парень, этот Захар. И он третье достоинство романа.

 

Сюжет любопытен и свеж, складывается из внешнего и сакрального, я так для себя определила. Внешний — это история мести Захара за смерть лучшего друга, тесно сплетённая с «картинным бизнесом». Сакральный — это история его пиратского рода, реинкарнации, родство душ. И именно это сюжет кажется главным.

 

Интересна временная подача: мы одновременно идём сквозь прошлое и настоящее. Начиная с довоенных времён проживаем значимые кусочка жизни предков, а затем и самого Захара, постепенно выстраивая мозаику в голове. И в этом я тоже вижу свой особенный смысл и приём, акцент на вневременном, реверанс в сторону вечности.

 

«– Видите… – сказал Босота, – это характерно для Рубенса – нарушение физических световых законов. У него пейзаж освещен местами с одной, местами с другой стороны… Одни деревья освещены справа, другие – слева…

 

– Он фиксировал освещение не данной минуты, а целого дня. Бесконечно длящийся сон Венеры…»

 

Но на самом деле оба сюжета вторичны, они рассыпаются на множество мелких сюжетов и сцен, как и сама жизнь целиком не видна из клетки каждого отдельного дня. Я не могу сказать, что мне была интересна развязка или развитие сюжета. Он не «держал». Но он… и не должен был. И не хотелось. Повторюсь, это не та книга, которую стоит проглотить за один день — в ней слишком много всего. Слишком много специй. Слишком много смыслов. Однако всё сбалансировано, выдержано. На уровне. Ведь иначе и «незачем искусством заниматься», ведь так?

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль