М. Москвина «Учись видеть. Уроки творческих взлетов».
Изд. «Манн, Иванов и Фербер», Москва, 2014.
Посчастливилось мне начать этот год с яркой, живой, умной и полезной книги — учебника литмастерства. Звучит увесисто, но однако же как можно подать важный материал! Ни каких тебе обязательных для учебника глав «Введение», «История вопроса», тяжелой терминологии, библиографии на 5 страниц — непосредственно и легко. «Может, вас поразило… ухо?», «Поцелуй через бочку с солеными огурцами», «Мумия на антресолях», «Люблю я карих лошадей», «Давай, поднимайся по лучу» — чем могут помочь главы с такими несерьезными названиями?
_______________________________________________________________________________________
Книга Марины Москвиной «Учись видеть» обращена не к разуму читателя (вернее, не столько к нему), а к тому единственному, что делает пишущего творческого человека – пишущим и творческим. К «песенке в сердце».
Степень мастерства литератора, художника, да и вообще творческого человека определяется фантазией, умением видеть скрытое, и еще выразительностью штриха. Чтобы образ «заиграл», нужно уметь видеть натуру, подмечать мелочи, умело их показывать.
Книга «Учись видеть» посвящена именно этому: творчеству вообще и искусству художественной детали в частности. Автор, Марина Москвина, — писатель, лауреат Международного диплома Ганса Христиана Андерсена, создатель авторской программы на «Радио России» и мастер-класса по развитию творческих способностей — на примерах литературных опытов ее учеников показывает, как от рассказа к рассказу раскрываются их писательские таланты.
Многие из тех, кто пишет давно, не найдут в книге ничего нового. Но читать ее полезно. Автор говорит о вещах, интуитивно осознаваемых любим пишущим человеком: как «прихватить натуру», как оттачивать ясное, острое видение, наблюдать, накапливать, использовать. Как раскрыть «душу» предмета, одним штрихом «дать» портрет и многое другое. «Уроки» Марины Москвиной помогают вспомнить, обобщить, освежить в памяти и применить давно не используемое, дают импульс для дальнейшего творчества.
Материал подан через впечатления самой Марины (написала и удивилась, часто ли мы называем автора по имени? А тут это происходит само собой, потому что не книга, не учебник – разговор с хорошим человеком) – иногда они кажутся чуть избыточными, но это не от пустословья, а от наполненности автора. Она щедро делится рассказами своих учеников – несовершенными, ученическими, но в каждом из которых талант торчит, как кристаллы в породе, не заметить невозможно. Через простые, но выразительные черно-белые фотографии показывает читателю наш мир – привычный, но новый каждую секунду.
Для кого эта книга? Для людей, давно и прочно пишущих – помогает осознать по-новому свои возможности, освежить наработанную «палитру».
Новичкам читать просто обязательно, не задумываясь, прямо сейчас!
И для тех, кто не доволен своим результатом, решил бросить это «тухлое» дело – писательство. Подождите «переквалифицировываться в управдомы» — почитайте, вдруг там то, что вы давно ждали – второе дыхание?
Не думайте, что я учу вас быть писателем. Научить этому нельзя. Просто некоторые люди рождаются со своей песенкой в сердце. Она там звучит и рвется наружу. Вот это и есть писатель. Я только могу показать, как ПРИХВАТИТЬ НАТУРУ. Скорее, это относится не к искусству, а к ремеслу художника — пишущего, рассказывающего, показывающего картины Существования.
Тут есть несколько железных правил и одно золотое.
Первое — золотое — провозгласил Сент-Экзюпери: «Учиться нужно не писать, а видеть!»
Для этого в хорошую погоду я вытаскиваю вас из аудитории на улицу, и мы идем все вместе — куда глаза глядят — и по дороге я показываю такие вещи, которые вы обязательно прохлопаете ушами. Когда-то в середине апреля, ранней весной, в старых арбатских переулках мы заприметили высокое окно. В окно — вы помните? — смотрел стриженый мальчик. А за его спиной стояла елка, наряженная, вся в огнях, со шпилем на верхушке. Еще раз повторяю: была ранняя весна — и вся эта картина походила на сон.
Лариска Горячева курса два не могла прихватить никакую натуру. О чем бы она ни бралась написать — одни общие места, ни одной интересной детали. Ну, мы с ней вдвоем и отправились «на охоту». Я ей говорю: Смотри! Смотри! Гляди, какой пес бежит — этот окрас знаешь как называется? Она: Как? Я: Соль с перцем! А эта мороженщица, ты заметила? (было лето) в валенках стоит! Теперь отвечай — что смешного в том объявлении на киоске: «Продавец отошла»? Думай, думай, — кричу я ей. — Наблюдай!
Пытаюсь расшевелить.
***
В чем радость творчества? Во внутренней свободе! Поэтому когда вы решили что-то написать, садитесь и пишите без оглядки. Не останавливайтесь. Один мой приятель рассказывал, как его отец, известный таджикский писатель, сидел за столом и что-то сочинял, когда в Душанбе началось землетрясение. Все выбежали из дома – есть такое правило в районах с повышенной сейсмической опасностью. Но он не двинулся с места. Над ним раскачивалась люстра, пол, стены ходили ходуном, а он спокойно сидел за письменным столом и занимался своим делом. Когда опасность миновала, он, радостный, вышел семье навстречу и очень удивился, почему все такие встревоженные, а на полу валяются упавшие со стен картины.
Ныряйте глубже в самого себя, ищите в себе Творца и любыми возможными способами увиливайте от террора внутреннего редактора и контролера.
На первых порах внутренний редактор – это наш страх быть искренним. Что-то клокочет и хочет вырваться из самого сердца, но контролер не позволяет. «Ну и что в этом хорошего? – он спрашивает с упреком. – Зачем об этом кричать на целый мир? Что о тебе после этого подумают?»
Внутренний контролер сглаживает острые углы, полирует рельеф события и ощущения, гасит ослепительную яркость красок и всему норовит придать благопристойный вид.
Смело говорите, что вы хотите сказать. Не беспокойтесь, правильно это или нет, вежливо ли, уместно ли. Пусть это выплеснется наружу. Пишите о близком, о пережитом, о том, что накипело. Поймайте интонацию, которой вы разговариваете с самим собой, и шпарьте!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.