Что такое Соларпанк

+2

 

 

В начале XXI века глобальные перспективы человечества выглядят довольно мрачно. Смертельный коктейль кризисов охватывает людей и все другие формы жизни планеты Земля: геополитический кризис, экономический кризис и обостряющийся экологический кризис, все они, в свою очередь, провоцируются политико-экономической системой, требующей всё больше ископаемого топлива для питания своей техно-структуры.

Современная человеческая культура отражает многие из этих кризисов в художественной литературе и искусстве. 2000 и 2010 годы изобилуют апокалиптическими образами будущего, тотальной войной, тоталитаризмом, массовым оружием, убийцами, зомби и экологическим крахом. Конечно, это не совсем такое будущее, какого бы многим из нас действительно хотелось, но всё это может послужить сигналом для тех, кто попал в миф о том, что мы достигли «конца истории» с падением Берлинской стены и триумфом капитализма в планетарном масштабе. Ведь если взять такую позицию за основу мировоззрения, то со всепроникающим цинизмом и отчаянием современной глобальной культуры остаётся только то будущее, в котором все вышеперечисленные кризисы покажутся просто неизбежными.

Вот почему соларпанк особенно ценен сейчас.

 

Solarpunk — восстание надежды против отчаяния

Solarpunk — это восстание против структурного пессимизма в видении того, каким будет будущее. Нельзя сказать, что соларпанк заменяет пессимизм безудержным оптимизмом, но он даёт осторожную надежду и достаточную смелость для того, чтобы пытаться извлечь положительный потенциал в казалось бы уже безнадежной ситуации. Хочется надеяться, что апокалипсис (смена текущей глобальной парадигмы) будет лучше, чем обычно принято это представлять, ведь он вполне может быть экологичным, социально освободительным, эгалитарным. Но конечно всё это только в том случае, если мы будем для этого предпринимать усилия.

Экскурсия по закоулкам интернета покажет множество различных тенденций, заканчивающихся суффиксом «панк»: стимпанк, дизельпанк, атомпанк, биопанк, киберпанк, пост-киберпанк и так далее. Все эти различные панк и научно-фантастические движения моделируют то, как всё может получиться, если общество и технология поменяют свой ход.

В то время как стимпанк представляет собой прошлое, которое, возможно, было бы основано на викторианских технологиях, соларпанк представляет собой будущее, которое может быть основано на современных технологиях. Он предвосхищает тип альтернативной истории и научной фантастики, которые люди будущего могли бы написать о нас, если всё получится совсем не так, как мы можем себе это сейчас представить. Но главное это то, что solarpunk — это более, чем просто новый научно-фантастический или фэнтезийный поджанр, это также практический инструмент моделирования будущего и предвидения того, что, возможно, будет воплощено уже в ближайшем грядущем.

Кто-то может спросить, что именно является «панком» во всём том, что циник может назвать лишь плодом брака хиппи и футуристов? Прежде всего, «панк» означает гнев и ярость к существующей системе, а не чёрную кожаную одежду и ирокез на голове. Панк — это общий дух, а не набор стереотипов типа призыва к восстанию, отрицанию доминирующей парадигмы и всего подобного. В таком смысле, в мире построенном на жадности, похоти и экоциде, соларпанк может оказаться самым «панковским» направлением из всех существующих.

 

Solarpunk — эко-спекуляция, как в художественной, так и в реальной жизни

Solarpunk — это (в основном) эстетико-культурная и (иногда) этико-политическая тенденция, отрицающая доминирующую идею, постепенно захватывающую сознание человечества: будущее беспощадно и страшно, по крайней мере, по отношению к основной массе людей и всем другим формам жизни на этой планете.

Глядя на тысячелетнюю пропасть между человеческим обществом и природным миром, соларпанк ставит своей этической основой необходимость исправления этого разрыва, тем самым формируя новое отношение к планете, даже несмотря на все те социальные структуры, которые до сих пор приводят к системному экоциду. Во многом солнцепанк опирается на философию социальной экологии, которая также направлена на исправление этого разрыва, путем реструктуризации общества так, чтобы оно функционировало как природная структура: без одной единой иерархии, многообразно, в общем стремлении к кооперации и равновесию.

 

Общая картина соларпанка: экологически благополучное общество без войны, господства и искусственного дефицита; всё питается зелёной энергией, а культура иерархии и отчуждения сменилась культурой, основанной на радикальной инклюзивности, единстве-в-разнообразии, свободном сотрудничестве, партиципаторной демократии и личной самореализации.

Это мир децентрализованных эко-городов, трёхмерной печати, вертикальных ферм, прозрачных солнечных панелей вместо окон, формы одежды и дизайна с элементами как новых технологий, так и дикой природы, яркая космополитическая эстетика. Технология больше не используется для эксплуатации природного мира, она используется для автоматизации ненужного человеческого труда и восстановления ущерба, который был причинён в нефтяной век. Solarpunk предпочитает поликультурное этническое и видовое разнообразие в грядущем обществе так, чтобы каждое существо, наделённое сознанием могло актуализировать себя в человеческой социальной среде, и свободно экспериментируя, и получая при этом необходимую поддержку от общества. Соларпанк руководствуется преобладанием духа сострадательного рационализма, когда наука и здравомыслие не воспринимаются как противоположности воображения и духовности, а позволяют открывать друг в друге новые горизонты.

Для этого здесь и сейчас, предвосхищая создаваемый мир, все эти ценности воплощаются посредством научно-фантастической и фэнтезийной литературы, искусства, моды, кинопроизводства, музыки, игр и набора идей, которые будут воодушевлять соответствующие политические, экономические и экологические активности.

 

Solarpunk-литература, вероятно, будет описывать персонажей из (в прошлом) угнетенных или маргинализованных групп, в новых условиях соларпанка живущих значительно более свободно, справедливо и без страха. Это исследование нового мира модификаций тела, изменений половой и видовой идентичностей, новых форм технологий, как всё это будет сталкиваться с остатками старого мира, а также исследование потенциальных проблем, которые обязательно возникнут в новых социальных сферах. Solarpunk искусство — это смесь мультимедийных технологий и традиционных ремёсел, смешение таких казалось бы несовместимых вещей, как: аниме, модерн, афрофутуризм, коренные американские традиции и мода эпохи короля Эдварда. И всё это в совмещении с элементами нынешнего мира позволит переосмыслить давно существующие персонажи, стили и тенденции в совершенно новом контексте. Смешивая разнообразные эстетические стили сразу нескольких культур, соларпанк провозглашает триумф гибридности, когда проблема частной собственности всё ещё имеет особое значение — “taking” (присвоение) вместо “partaking” (использование, принятие участия) доминирующими культурами ресурсов подчиненных культур.

 

Solarpunk — благополучная сборка лучшего мира

Не удовлетворяясь тем, что диктат завтрашнего дня управляется авторитарными государствами, хищными корпорациями и опустошенной биосферой, соларпанк — это эко-футуристическое движение, которое пытается найти выход из катастрофы, создавая такие модели будущего, в которых большинству людей действительно захотелось бы жить, вместо описания тех моделей, которые нам просто стоило бы избегать.

Для такого будущего будет характерно разрешение разногласий между человечеством и природой, технология будет использоваться для человеко- и природно-центрических целей, а общество, основанное на иерархии и конкуренции, будет сильно уступать организованному на основе свободы, равенства и сотрудничества. Цель состоит в том, чтобы служить убедительным контр-примером к материальным и идеологическим установкам, которые до сих пор удерживают человечество в ловушке авторитарности и уничтожения окружающей среды, где, как выразилась Маргарет Тэтчер, «альтернативы нет».

В политике соларпанк тяготеет к традициям децентрализма, связанных с такими мыслителями и активистами, как Пётр Кропоткин, Уильям Моррис, Эмма Голдман, Льюис Мамфорд, Пол Гудман, Э. Ф. Шумахер и Мюррей Букчин. Они отвергали ложный выбор между Сциллой рыночного капитализма и Харибдой государственного социализма. Вместо выбора между грубым индивидуализмом и удушающим коллективизмом, они выбирали общество, которое примиряет здоровую индивидуальность с общинной солидарностью.

Политика соларпанка заменила бы централизованные формы государственного управления децентрализованными конфедерациями самоуправляющихся общин, каждая из которых управлялась бы различными формами прямой и партиципаторной демократии, со множеством видов горизонтально структурированных общественных объединений, занимающихся судебными, экологическими и социальными проблемами такими способами, которые были бы направлены на максимизацию как личной автономии, так и социальной солидарности.

«Экономика общин» в стиле соларпанка предпочитает рабочие кооперативы, сети обмена услугами, пулы общих ресурсов и контроль инвестиций местными сообществами, нежели спекуляции и централизованные плановые системы. Цель экономики будет переориентирована с процесса массового производства, торговли и промышленного «роста» на производство для индивидуального использования и рост био-психо-социального благосостояния людей и планеты. Производство будет тяготеть как можно ближе к месту потребления, с долгосрочной целью — относительной самодостаточности в товарах и производстве. Децентрализованные формы технологий будут использоваться, чтобы помочь сделать труд и работу более результативной и приятной — использование нейросетей в производственном процессе, а также, где это возможно, полная автоматизация унылой, грязной и опасной работы. После выхода из экономики дефицита, с достижением локальной самодостаточности и повсеместной автоматизации труда, вполне может оказаться возможной отмена денег, как лишнего посредника, в процессе распределения ресурсов.

Культура solarpunk будет стремиться к растворению всех форм социальной иерархии и господства — будь то на основе класса, расы, пола, сексуальности, способностей или видовой принадлежности, к растворению власти отдельных личностей или сообществ, властвующих над другими, так, что это увеличит совокупную свободу всех, образовывая при этом необразованных и включая в общество ранее исключённых.

 

Как можно увидеть, всегда существовали альтернативы, но массовое сознание браковало их ярлыком «утопия». Но действительно ли утопизм так плох? В одном случае, да. Само слово, придуманное Томасом Мором — это латинская фраза, которая означает «не-место» (ou-topia), а также «хорошее место» (eu-topia); подразумевая, что место настолько хорошее, что оно не может существовать. До и после этого, были многие попытки различных утопистов создать совершенные миры, в которых не было бы никаких реальных проблем, но такие проекты, как правило, были тоталитарными или централизованными обществами с планируемой экономикой, где было мало личной свободы.

Тем не менее, уже предпринимались попытки разработать модели будущего общества, которые не были бы безукоризненными сценариями «конца истории», но при этом пытались бы устранить структурные ограничения личной независимости и насильственного неравенства между людьми. Подобные утопические провидцы смешали дух надежды с духом практичности. Утопия — это последняя традиция, на которой соларпанк основывается. Только он утопичен не в смысле желания создать «идеальный» мир без каких-либо проблем — ou-topia (несуществующее место), но он утопичен в аспекте воображения лучшего мира, который вдохновит людей на его создание в реальности — eu-topia (хорошее место).

Соларпанк рассматривает утопию, как постоянный процесс приближения к идеалу, при этом никогда окончательно не достигая «света в конце туннеля». Solarpunk признает, что его утопия полного социального освобождения и экологического благополучия никогда не сможет быть достигнута на все сто процентов. Но теперь, по крайней мере, есть новые видения будущего, с помощью которых возможно постепенно делать нынешний мир немного более похожим на утопии соларпанка.

Оскар Уайльд однажды сказал: «Не стоит и смотреть на карту, раз на ней не обозначена Утопия, так как это та страна, на берега которой всегда высаживается человечество. А высадившись, оно начинает осматриваться по сторонам и, увидя лучшую страну, снова поднимает паруса. Прогресс — это реализация утопий.»

 

solarpunkanarchists.com/2016/05/27/what-is-solarpunk/

 

У меня есть серия новелл в похожем стиле, под названием «Мир Превозмогания Трудностей»

Но я считаю что без Последней Мировой Войны, глобальных программ евгеники и генетической модификации, использования атомной энергии, психиатрических служб с полномочиями тайной полиции и конечно уничтожения всех несогласных с помощью Огромных Боевых Человекоподобных Роботов соларпанк не построишь…

 

writercenter.ru/projects/darklady/list/author/936/page1/

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль