Так получилось, что я заглянул вконкурс детского рассказа, который два раз в год проводит замечательное издательство «Настя И Никита» (с недавнего времени — сообщество издательств «Настя» и «Никита» ).
Работ пришло много. очень много -так что сотрудникам издательства надо ставить памятник при жизни. Одних рассказов 50 штук, а ещё 116 сказок, 22 назидательных познавательных очерков и 30 повестей. И всё им пришлось читать, и всего за полтора месяца.
Я не такой герой, потому на повести даже не замахивался, сказки и познавательные истории читал вообще выборочно. Но рассказы прочитал, и о некоторых, на мой вкус стоящих — хочется поделиться.
Но перед этим грустно должен констатировать одну вещь. Всем известно, что писать для детей -сложно. Вот только многие авторы делают из этого странный вывод: сложно, потому что дети маленькие и глупые, ничего не понимают. И следствие из этого- пиши попроще, а на такую ерунду как композиция, соответствие слога и стиля персонажу и прочие глупости можно не заморачиваться. Вот и попадаются работы урезанные, без финала, без начала. Попадаются истории, где пятилетняя девочка говорит как тётка отдела кадров со стажем работы в 20 лет… ну и так далее.
Такие работы я даже не хочу упоминать. Причём особенно обидно за истории, которые вроде неплохим слогом написаны — но вот это чёткое требование завершённости, целостности — от центрального стержня до финала — у них хромает на все 4 лапы. Особенно заметно это в рассказах про приключения животных — там зачастую сплошное умильное сюсюканье, мол, пушистики и так понравятся.
Не включу в свой обзор и сказки с познавательными историями. Сказки читал выборочно — и стоящих мне, так получилось, не попалось ни одной. Картина в них с композицией куда удручающей, чем в прозе — видимо принцип «и так сойдёт». Поучительные истории варьировались от ужастно канцелярских до сносны (в той половине, что успел прочитать). Нет, есть более-менее… но именно так.
А вот в рассказах очень даже замечательные работы попадались.
Холоденко И. Плыви, Плыви, Кораблик . работа просто изумительная. Цельная, выверенная от и до, в каждом слове. Взрослый, который хочет исправить свою ошибку давнего детства. Целая жизнь в одном рассказе.
Венедиктова Ю. Любовь и конопушки. Это дети. Может чуть старше, чем пытается показать их автор — но дети. Со всеми своми радостями, страхами и горестями. С надеждами — уже почти взрослыми — но ещё дети.
Чернышева Н. Женька Полесов с Тепловозной улицы А в этом рассказе уже подростки. Ещё не юноша и девушка, ещё на грани детства. Написано очень хорошо. Герои не сбегают в дебри Амазонки, не строят проекты на миллион — они просто живут. Вместе. Честно, интересно, они дружат и помогают. Побольше бы таких рассказов — чем-то Крапивина напомнило.
Семенкова Е.Ю. Мы снова друзья тоже весьма симпатичные детские рассказы. В них просто дети — живут, мечтают, ссорятся и мирятся — потому — не просто дети.
Белоусов В.Н. Слабые крепления Хороший рассказ. Тёплый. Чувствуется в нём ребёнок — именно девочка лет десяти, героиня. Такая, какая она есть. Вдвойне было обидно, что остальные два рассказа, которые автор выставил на конкурс — откровенно слабые и неудачные, со всем букетом ошибок.
Михайлова Н.В. Рассказы Лекарство от хитрости. Хорошая, лёгкая и теплая история. Детская — и чувствуется в неё ребёнок, я словно рядом с мальчиком прошёл его радости и горести.
Ткаченко Л. Волшебная палочка для Алладина Это несколько объединённых в один рассказ историй. замечетельных историй. От души — и по слогу, и по содержанию. Немного казённая похвала вышла — но рассказ очень хороший.
Сорока С.Н. Оставьте Гошу в покое! Тоже симпатичный набор маленьких историй. Может не ткой пока выверенный, как у лучших авторов. Есть и задиры, и недочёты. Но почитать все равно вполне стоит.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.