Ссылка на конкурсное произведение.
С творчеством Мари я знаком. Правда, с более поздними версиями. Писал на ККП-2016 рецензию на «Адарию», читал отрывки из текстов на сессиях. Тексты Неи для меня читабельны и понятны, естественно, захотелось ознакомиться и с ранней книгой автора.
Для начала несколько общих слов. Не многие авторы имеют способность подбирать слова в тексте так, чтобы сохранять ритмический рисунок повествования, чтобы смысл фраз не был размыто-небрежным, а компактным, доносящим до читателя действо, что отображает словами автор. Проще говоря, читаешь и понимаешь, а не вынимаешь из своих мозгов иголки кактуса. Так вот, Нея обладает способностью писать внятно, причем, по моему мнению, у неё это получается лучше, когда она описывает реалии, а не «вламывается» в фэнтезийные миры.
Теперь о книге «Безумный рай».
Не скажу, что начало меня вдохновило. Исхожу из своего жизненного опыта, и что вижу в тексте:
— главная героиня 18–летняя красавица с внешностью фотомодели. Это, по словам её матери. Ну, для матери свои дети всегда самые красивые. Героиня не отвергает утверждения родительницы, хотя знаю, что женщины почти всегда недовольны своей внешностью.
По моим наблюдениям, по-настоящему красивая женщина ведет себя уверенно по жизни, сколько бы ей не было лет. То есть, с того момента, когда она начинает видеть и понимать, что действительно красива. А в тексте я вижу потерявшегося в жизни подростка, которая не знает, что ей в жизни надо. Парнишка моложе героини на два года для неё лучший друг. Это сомнительно. В таком возрасте девчушки больше обращают внимание на мужчин постарше, что собственно и происходит: напористый, но слегка занудный Алексей врывается в её жизнь. Мало того, через пару дней знакомства настаивает на свадьбе. Что тоже сомнительно. Успешный менеджер, да в двадцать пять лет, и сразу жениться?!
— любопытство героини к призраку выглядит на «бац». Увидела из окна, потом побежала за призраком с помойным ведром(пакетом), да в тапочках.
— офис показан сборищем малолетних работников, ну только у Маши неизвестен возраст, хотя соседку-учительницу не обделяют указанием её лет.
— героиню хотят все персонажи мужеского полу, что с ней знакомятся, ну, за исключением директора фирмы. Даже сосед снизу, подавая ей руку у помойки, наверное, тоже её хотел.
То есть, ощущение такое, что как только Роберта покидает свой дом, то её тут же хотят все мужики. Вот только непонятно чего хочет сама Роберта, поскольку живет, как флюгер под непредсказуемым ветром.
Вот рефлексии героини в «линии» с Марком, в которых к Марку четко обозначено непостоянство.
я наткнулась на послание Марка. Сколько раз просила не присылать записки на рабочий адрес!
«Привет, Берта! Очень соскучился, хочу увидеться. Сегодня зайду к тебе в 7».
Даже не спрашивает, можно или нет, зайду, и все!
Марк придет через двадцать минут. Если пробок не будет, должны успеть, не хотелось, чтобы он видел, как я выхожу из машины. А может, это к лучшему, перестанет ко мне приставать.
Он молчит, пытливо вглядываясь в мое лицо. Светло-карие глаза так близко, понимаю, что соскучилась. По его беззаботной болтовне, по иногда проскальзывающей детской наивности, по волнующим ощущениям прикосновений, которые заставляли меня мучительно вздрагивать и отталкивать его, не позволяя себе лишнего.
и устало вздохнув, сухо парировала:
— Не собираюсь перед тобой отчитываться.
Господи, ну почему, почему мое тело так дрожит от этой близости?! От его прикосновений мутнеет рассудок, и горячие волны плещутся где-то в районе солнечного сплетения.
— Отпусти, — глухо выдохнула я и из последних сил уперлась руками ему в грудь. — Все равно у нас ничего не получится. Я не смогу переступить через это, как бы ни хотела!
В 11 главе произошло нечто необычное. Арли и Роберта в разговоре затронули тему… даже не знаю, как её назвать. Пусть будет: «воспитание добра».
К моему удивлению наши с Автором взгляды на это схожи. И да простят меня читатели рецензии, не могу удержаться, чтобы не порассуждать немного на эту тему.
— так говорит инопланетянин Арли и я с ним согласен в принципе. Разум человека нематериален, и способность живого существа контролировать инстинкты не может взяться ниоткуда.«Во многом она схожа с Землей. Все люди потомки одной древней цивилизации, расселенные по разным планетам. Каждое из таких поселений пошло по своему пути развития. Некоторые далеко опередили вас.»
— а вот с этим я готов поспорить. И главный вопрос – а как эти индивидуумы взаимодействуют между собой? Вселенная поделена на зоны влияния?«Есть высокоразвитые индивидуумы, которые регулируют все, что происходит с людьми во всех уголках вселенной.»
И здесь непонятно – у зоны есть светлая сторона?«Зона, как увеличительное стекло, высвечивает все скрытые пороки, все глубинные свойства личности. Только низменные черты. Особенно ее темная сторона.»
И, наконец, кульминация рассуждений:
В словах инопланетянина, по моему мнению, довольно много противоречий. Общий посыл ясен, но Автор больше оперирует субъективными понятиями, слегка путая читателя. Особенно в последней фразе. Как зло может быть со знаком плюс?«Изначально в человеке нет зла как такового. Не существует жестокого младенца. Все зависит от среды, в которую он попадает. С рождения человеческая душа… нацелена на добро. Но для выживания особи и вида, так же существуют такие… черты, как себялюбие, соперничество, инстинкт самосохранения — если в процессе роста ребенка они приобретают уродливые формы, культивируются и воспитываются неправильно, тогда в душе человека разрастаются корни зла. Главное, на что… ориентирована твоя душа, как она воспитана.
На Земле процветает жестокость, зависть, равнодушие… Вы убиваете не только друг друга, но и планету, на которой живете…
Зло понятие двуликое. Не всегда со знаком минус.»
Попробуем коротко разобраться – математически. Установим, что добро – хорошо, а зло – плохо. Без каких-либо подробностей и ситуаций. Наверное, никто из нас не скажет, что зло – это хорошо… Просто – зло, просто – плохо…
Значение «хорошо» идет со знаком «плюс», значение «плохо» со знаком «минус».
И в тексте инопланетянин объясняет 18-летней девчонке, что «зло» может быть и со знаком «плюс»! То есть, «зло» — это хорошо. Я так не считаю.
Зло – это всегда «плохо». Это всегда «минус». Но… иногда, чтобы победить «зло» мы вынуждены делать «плохо».
И потом мучиться этим.
«Зло, как правило, не дремлет, и, соответственно, плохо понимает, почему вообще кто-то должен спать», — изрек когда-то Терри Пратчетт.
Автор в рассуждениях Арли, по моему мнению, выдает желаемое за действительное. Если бы младенцы рождались с прицелом на «добро», то мы бы давно жили в мире и счастье. Человек, я думаю, рождается с инстинктами – самосохранения, себялюбия, равнодушия. Из которых и вытекает жестокость, соперничество, зависть. В процессе взросления ребенка и воспитания родителями, средой обитания, окружением в его разум заходит противопоставления этим инстинктам. Однако вспомним поговорку – «добро мы редко вспоминаем, а зло мы помним всегда». Особенно, если «зло», по выражению Арли, имеет знак «плюс», и не мешает ему торговать наркотиками в своем мире.
Все это, думаю, и мешает героине в самые нужные моменты сделать осознанный выбор и сказать «нет!».
Вот за что я не люблю такие романы, так это за то, что Автор через героя читателя… обманывает. Нет, не специально, а неосознанно. Вернемся к фразе. Первая часть –«Какая-то здравая часть меня вопила: «Скажи, нет!», другая мучилась в сомнениях, разрываясь между жалостью, благодарностью и защитой собственных чувств и интересов.»
— то есть другая часть не здравая.Какая-то здравая часть меня вопила: «Скажи, нет!»,
— и здесь спокойно можно написать правду, например, вот так –« другая мучилась в сомнениях, разрываясь между жалостью, благодарностью и защитой собственных чувств и интересов.»
… но мои инстинкты не хотели отпускать Алексея. Как же я в одиночестве? Мне нравится его забота, его умение зарабатывать денежку, его машина. Да и тело у него ничего… Маме он понравился, опять же… жаль, что нельзя сделать так, чтобы он был рядом только тогда, когда я сама захочу. А то будет маячить передо мной каждый день туда-сюда… »
И не то, чтобы я это выдумал, но по прочтении четырнадцати глав у меня именно такие ощущения.
Мне стало понятно, что героиня не ищет ощущений «драйва» от приключений, она просто ищет свою Любовь. Но вот в этот момент она не понимает, что такое любовь. Это еще и отношения двух людей. Ты можешь быть верной, честной, преданной и заботливой, но это не гарантирует ровным счетом ни-че-го… И Алексей этого тоже не понимает.
И Любовь находится аж в 28 главе —
Собственно на этом можно было поставить точку.«Никто, никогда не вызывал во мне такую бурю эмоций. Я не знала, что вообще можно испытывать столь сильные чувства, как они охватывают, заставляя трепетать каждую клеточку тела, лишая воли и рассудка. Это приводило меня в безумный восторг, но также заставляло испытывать смятение и страх. Страх перед человеком, который имеет такую власть надо мной, смятение от тех реакций тела, разума и души, которые он вызывал во мне.»
Тип женщин, который являет собой героиня можно охарактеризовать так – крайне эгоистичная особа, не умеющая и не желающая слышать других. Но её эгоцентризм, как ни странно, происходит от «ничего не знаю», то есть от абсолютного отсутствия разума. Да и где ей набраться разума-то?! В книге её постоянно кто-то спасает от чего-то, даже утопиться не дали как следует. А так она постоянно «под заботой» — мамы, Алексея, Арли, Мэта, и, теперь – Ноэлла. Рокерский опыт не в счет.
По большому счету героиня из себя ничего не представляет. Её чувства мыкаются, как и её желания, и мне показалось, что и любовь свою она нашла не потому, что это осознанное чувство, а потому, что так ей захотелось. И об этом говорят все её поступки до 28 главы.
Почитав еще с десяток глав про всяческие попадания героини, наконец, я увидел некий философский аккомпанемент:
«Вас могут лишь направлять, создавать предпосылки, но решение всегда принимаете вы сами. Поэтому выбор есть всегда. И от вашего выбора зависит многое. Так как девушка проявила волю к самопожертвованию, мне разрешено помочь вам справиться с ситуацией.»
Где-то я читал уже эту фразы?! И даже вспомнил где! Причем почти слово в слово.«Смирение, друг мой, добродетель. Не забывай об этом. Вы должны верить в разумность и необходимость событий, происходящих с вами.»
Хорошо, что этими фразами религиозные постулаты закончились, иначе я бы просто закрыл книгу и забыл о ней. А продолжилось вполне разумным реалистичным утверждением:
Прочитал…«Никогда не показывай … свою ревность. Это значит, что ты не доверяешь ему.»
Подведем предварительный итог. Для кого эта книга – думал недолго. Вот вариант:
Книга, как инструкция для мужчин под названием «Как надо себя вести, чтобы девушка от тебя потеряла голову». Мужчинам очень рекомендую, особенно юношам, которые думают головой, а не другими частями тела.
А) Чтобы расстаться с девушкой безболезненно веди себя с ней, как Алексей.
Б) Чтобы сохранить с девушкой «дружбу» веди себя с ней, как Мэт, или как Арли.
В) Чтобы девушка сама прыгнула к тебе в койку, веди себя с ней, как Ноэлл.
Ничего нового для себя я в книге не увидел, только подтверждение того, с чем уже не единожды знаком. И текстом я доволен, мне даже не нужно спорить с Автором по какому-либо поводу.
Итог.
Все поведенческие мотивы героини описаны довольно точно. Подросток, ничего из себя не представляющий в реальном мире, ищет для себя мир нереальный. Конечно, выдумывая себе всяческие знаки и иное предназначение.
Что могу от себя посоветовать Автору.
— Убрать все философские изречения в тексте. Они выглядят чужеродно, по моему мнению. Их можно заменить такой жесткой правдой, от которой у читателя захватит дух.
— Как-то немного переиначить ревность Омаэ. Уверяю вас, не надо на объект вожделения героини вешать толпу ревнивых и могущественных поклонниц. Это сократит вторую часть книги и сделает текст «реальней».
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.