Шани. Рецензия на роман Влада Ларионова (Мааэринна) "Кто сказал "Война?"
 

Шани. Рецензия на роман Влада Ларионова (Мааэринна) "Кто сказал "Война?"

+26

Ссылка: Кто сказал «Война»?

 

И все начатое в добре завершится лихом, и слезы бесчисленные прольете вы.
(вольная цитата из «Сильмариллиона»)

 

Этот роман нужно читать только вместе с продолжением, «Цветами и снегами Поднебесья». иначе слишком горько в финале. Да и может ли быть иначе, если в книге рассказывается о грехе гордыни и самонадеянности, о предательстве и разрушенных надеждах? И все это — без малейшего луча света. Точнее, тот луч, что остается, слишком слаб, чтобы разогнать сгустившуюся тьму. И кто он такой, увечный кнезич Ярмил — второстепенный герой, обольщенный в прологе рассказами о золотом просвещенном Орбине? Но ведь только Ярмил демонстрирует рост, тогда как остальные, так или иначе, идут к падению.

 

В основе романа — сюжет, с завидной регулярностью повторяющийся в истории. Высокоразвитая цивилизация слишком долго упивалась сознанием собственного превосходства над другими народами, что не заметила, как дни ее величия остались в прошлом. Но сразу принять новую реальность такой, какая она есть, решается лишь один Озавир Орс. Остальные герои, вплоть до запоздалого прозрения в финале, пребывают в слепоте.

 

Пожалуй, главное достоинство произведения — реалистичность характеров. Здесь нет классического для жанра деления на строго положительных и безусловно отрицательных персонажей, нет обаятельных злодеев, нет и закрашивания всех персонажей одинаково черной краской, превращения их в одинаковых циников и мерзавцев. Все герои романа — по сути неплохие люди. Даже главный антагонист, беспринципный интриган и домашний деспот Геленн Вейз не исчерпывается набором своих нелицеприятных качеств, раскрываясь и как любящий отец, и как рачительный хозяин, и как по-своему патриот.

 

Что уж говорить об Озавире Орсе, самом светлом персонаже романа! Вот только и он не свободен от недостатков. Общий для орбинцев грех гордыни толкает его на необдуманные поступки, в конечном итоге приводя к гибели и его самого, и его семью.

Единственное «но»: сейчас линия Орса кажется незавершенной. Сцена казни — это ведь и момент его триумфа, но в рамках романа какого-то зримого подтверждения этого морального торжества не наступаетр. Да, есть переоценка прежних представлений и у Айсинара, и у Гайяри, но к каким-то зримым результатам это не приводит. Остается Ярмил, но о кнезиче в эпилоге сказано слишком мало, чтобы делать какие-то выводы. Поэтому по Озавиру хочется какого-то итога — в этой книге или в продолжении.

 

Точно так же для меня осталась подвешенной в воздухе и линия Гайяри. Да, по мере развития сюжета видно, как Вейз-младший меняется, следуя в направлении, которое когда-то позволило бы ему стать практически точной копией Вейза-старшего. Пиковая веха на этом пути — предательство сестры и спор с отцом, когда Гайяри даже не бунтует — в открытую высвобождается из-под его власти. Но что к чему были отношения с Лолией и самое главное — тайное обучение магии? Разве что дополнительными штрихами к портрету, потому что завершения у них нет. А идея этой линии та же, что у Айсинара и Геленна, — о благих намерениях, которыми вымощена дорога в ад. И еще о том, что за предательство, пусть даже совершенное из лучших побуждений, однажды придется платить.

 

Нарайн и Салема. В отличие от остальных героев, расплачивающихся за собственные неправильные выборы, эти двое — исключительно жертвы. Особенно Нарайн — от него в этих обстоятельствах вообще ничего не зависело. И в финале трагедии ломается он тоже закономерно, из замкнутого книжного мальчика превращаясь в перебежчика к врагу, а после, уже за рамками романа, — в убийцу и чудовище.

А вот Салема… Ее линия — иллюстрация, как плохо быть послушной домашней девочкой. Конечно, наивность, легкомыслие и поверхностность не знающей жизни Салемы — не столько ее вина, столько беда: такое воспитание, такой характер. И все же, будь она хоть немного самостоятельней и решительней… но тогда это была бы совсем другая героиня. А в этой – сполна приходится платить по счетам за чужие и свои ошибки без скидок на смягчающие обстоятельства. Как и бывает в жизни.

 

В художественном отношении роман — один из сильнейших на конкурсе. Автору — удачи и спасибо.

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль