Доброго времени суток.
Есть романы–существительные – логичные и прямые — те, в которых выверено каждое слово. Есть романы-глаголы – быстрые, шумные, переполненные действием и конфликтами. А есть романы-прилагательные.
В многочисленных советах начинающим писателям иногда встречается такой: исключайте прилагательные, безжалостно выпалывайте их, и, упаси Господи, больше одного на предложение. Прилагательные замедляют текст, прилагательные – вода. По моему скромному мнению — фигня это.
Прилагательные – это цвета, прилагательные – это чувства, прилагательные – это красота.
“Круг замкнулся” – роман-прилагательное. Весь Теплый Мир, от каменных Городов и до дремучего Леса наполнен красками и чувствами, тайнами и преданиями. Так же, как и герои. Так же, как и язык романа – на мой взгляд, самый плотный и насыщенный из тех, что я пока прочел на конкурсе.
Что можно сказать о нового о стиле текста после трех рецензии? Насыщенный? Да. Цветастый? Да? Образный? Да. Я бы добавил: текст идеально подходит под содержание. Фиал — один из тех авторов, что умеет нарисовать картинку, так чтобы она передалась читателю. Это дорогого стоит. Скажу честно, я хотел бы уметь писать так. Не писать так, а именно уметь. Вам кажется я захвалил автора? Отнюдь. Далеко не всем понравится подобная плотность, кому-то текст может показаться слишком ярким. Слишком прилагательным.
У романа камерный мир. Избалованный эпическими сагами читатель не найдёт здесь далеких стран с зубодробительными названиями, экзотического бестиария или заковыристой магической системы. Города без названий, Степь, Лес и недостижимое Море, в которое впадает Река, Что Течет На Запад (обладающая признаками рек мертвых). Подобная, я бы сказал, архетипиная, география отсылает нас к представлениям о географии у древних народов и даже первобытных племен, для которых горы были просто Горами, а лес – Лесом.
В одной прошлых рецензий, я прямым текстом писал, что отношусь к категории читателей, о которых говорилось выше — люблю проработанные миры, проработанные сеттинги. Но Теплый Мир ничуть меня не смутил – как и в случае с текстом, он работает на задумку и сюжет. Большой насыщенный сеттинг здесь не нужен и мог бы только навредить общей атмосфере. Однако, ради справедливости отмечу, что хоть Город и предстаёт обычным фентезийным городом, то с Лесом всё куда интересней. Фиал рисует нам лесной народ не как очередную кальку с эльфов, а как довольно оригинальный социум. Пацифизм, интересная система управления, магическая связь с Лесом и его обитателями – всё складывается в занятную и необычную картинку.
Сюжет романа просто начинён разнокалиберными конфликтами. Начиная от любовного треугольника и кончая поисками веры и границ свободы. С каждой главой конфликты становятся всё более острыми, решения более трудными, а удавка судьбы всё туже сжимает шеи героев. Столкновение города и природы усугубляется вопросами веры. Кому-то из рецензоров вспомнились походы крестоносцев – мне тоже. Но не войны на Ближнем Востоке, а походы Тевтонского Ордена в леса Прибалтики. Если Ваш Бог – любовь, то почему-же ваши клинки обнажены? Подобный вопрос будет задан в романе ни раз и ни два.
Буду откровенен, я привык, что авторы женщины зачастую жалеют героев. Да, можно поиздеваться над гг, но в меру, так чтобы не навредить, не перегнуть палку. А потому жестокость Фиал по отношению к персонажам стала для меня неожиданностью. Если поначалу Стелу и Белянке приходится поступиться малым, то к финалу автор раз за разом ломает героев об колено. Персонажи всё больше запутываются в долге и вере, лишаются близких людей и плодят врагов. Что делать с подобным узлом противоречий? Попытаться распутать или попросту сжечь? Легкого выбора автор не оставит, и если вам показалось, что дела героев пошли на лад – знайте, вскоре автор приложит их ещё сильнее.
Подобный подход к обращению с персонажами мне особенно импонирует. Больше страданий – больше сострадания от читателя. Если знаешь, что автор готов убивать героев, то и проживаешь за них куда больше. Помните историю Иова? Так вот, история Белянки чем-то напомнила именно её – Фиал лишает героиню почти всего, заставляет пройти по краю, да и у вроде бы оптимистичного финала горький привкус гари.
Подробно обсуждать каждого из героев не буду — в конце концов, многое было сказано до меня и повторяться не вижу смысла. Обобщу. Персонажи, как основные, так и второстепенные автору определённо удались – умение создавать качественную картинку никуда не делось, герои вышли живыми и цельными. Как и настоящие люди, они не злые и не добрые, у каждого своя правда, свои ошибки и свой путь. Основной фокус смещен на жителей деревни, рыцари, в большинстве своём, так и остались лишь грозной персонификацией Города. Но на одном из них мне хотелось бы остановиться.
Я люблю героев-антагонистов, отрицательных персонажей. Искушение измазать их более чем велико. Сделать глупыми, злобными картонками, на фоне которых, герои будут казаться куда лучше, чем они есть. Рокот не такой. Мне даже сложно назвать его отрицательным персонажем. Скажу больше: среди героев романа он наиболее последователен, и, я даже не побоюсь этого слова, адекватен. Рокот исполняет свой долг, и исполняет добросовестно. Он честен с собой, честен с окружающими, обладает довольно черным чувством юмора, да и вообще, я бы не отказался взглянуть на ситуацию со стороны его фокала. Герой получился интересный и неоднозначный. Единственное чего мне не хватило – некой финальной сцены с ним. Неважно был бы Рокот наказан или прощен, но… нарыв должен был лопнуть. А так он просто уходит.
Я всё хвалю, да хвалю, наверное, пора запустить негатива.
Рани. Я не понял эту героиню. Да, прописана так же хорошо, как и остальные. Да, ей сопереживаешь, её жалеешь. Но я какова была её цель? Зачем она? Рани — листок на ветру, гонимый обстоятельствами. Фиал, вот представь, что её бы не было в сюжете. Не спас её Стел. Поменялась бы фабула коренным образом? Не думаю. В конце концов, свиснуть стержни мог и сам маг. Почему Рани присоединилась к походу? Только из-за чувств к Стелу? Как по мне, логичнее выглядела бы месть Рокоту. Как-то так.
И-т-о-г-о.
“Круг замкнулся” — безусловно качественный и читабельный роман, полный запахов, красок и вкусов. Текст яркий и насыщенный. Сюжет бойкий и напряженный. Мир может не прийтись по вкусу тем, кто любит эпические саги по типу ПЛиО, но мне зашел нормально. Однозначно рекомендую к прочтению как мальчиками, так и девочками.
До новых встреч.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.