Бас Александр. Рецензия на роман Аф Морган Лидии "Крейстонский монстр"

+22

Всё тут

 

Что это было?

Ответ на этот вопрос я так и не смог найти.

Выбор книги был для меня очевиден (поскольку из двух других доступных одна в привате, а второго автора я уже читал и вкусы наши расходятся (а на себя рецки писать нельзя, увы :-D)). Потому я даже не стал ничего читать о книге, а сразу полез качать.

Как давний фанат Шерлока Холмса, Англия в выборе места действия меня порадовала. Начало посвящено описанию некой семьи, как у них принято чинно говорить и т.д. Поскольку до окончания конкурса оставалось всего-ничего времени (книжку я начал читать позавчера), читал я быстро, тщательно запоминая все детали (что меня поначалу даже обрадовало, когда позже вдруг началась детективная ветка).

И так, нам рассказывают про семью, в которой принято говорить аки в «Шекспире», и уже давно. И сын в ней родился такой же, очень воспитанный и разговаривающий так же, за что естественно огребал от сверстников, но вместо нытья пошёл в качалку и вскоре огребать начали они. А вскоре родилась и дочь. Ей пришлось сложнее, ибо хотелось вписаться в коллектив, и потому она притворялась среди сверстников обычной.

Внимательно читали? Запомнили? А теперь забудьте. В дальнейшем ничего из этого не будет иметь значения. Родители вообще ни разу не появятся в произведении, а о сыне будет только несколько упоминаний мимолётом и коротенькая сценка. И даже в этих упоминаниях и сценках говорить он будет отнюдь не шекспировским языком. Зачем нам всё это рассказывали осталось для меня загадкой. Ради одной сцены дочери (её, кстати, зовут Вишня (я имею в виду Черри, конечно))? И ради этого вводить кучу левых персонажей, рассказывать про них? А как по мне это просто трата времени читателя.

Короче, из-за своего поведения Вишню сдают в дом для особенных (не в смысле тронутых, а богатых), вдали от всех, практически курорт. Там она знакомится с пачкой новых персонажей, из которых один важен для сюжета, а вторая мимокрокодил. Остальные так, для мебели, как и родители Вишни.

Тем временем повествование прыгает на другого персонажа. Эти прыжки, кстати, поначалу выглядели довольно странно и пару раз сбивали с толку, поскольку их может быть несколько штук на одну страницу. В общем, новый персонаж — Лорд Монстр Крейстон. Что из этого имя, а что фамилия, я не совсем понял. Монстр вроде как является фамилией, таким прозвищем в древности наградил один лорд своего оруженосца, и оно стало фамилией. Но, с другой стороны, замок называется обиталищем крейстонцев, что явно говорит, что фамилия — всё-таки Крейстон. Наверное, я просто чего-то недопонял.

Как бы то ни было, Монстр только вернулся из «университета», а на деле — оттарабанил пять лет в спецвойсках НАТО. С одной стороны, можно придумать, зачем нужна эта маскировка. С другой — она вообще никакой роли не играет в сюжете и сделана просто потому что. Ну, служил он, и что? Как это сыграет в повествовании? Да никак. У него всё равно будет поведение любовной истерички, обычное для любовных романов, военная подготовка ни разу в книге ему не пригодится, и никакие призраки прошлого угрожать ему не будут. Ещё одна лишняя ветка, которая будет периодически всплывать по ходу повествования просто упоминания для.

В общем, возвращается он со службы с двумя друганами, самогонщиком и братом Вишни. После побывки, брат Вишни собирается уезжать, но тут обнаруживается пропажа камня Монстров — семейной реликвии, которая внезапно обнаруживается в багажнике брата. Тот психует, злится на розыгрыш и объявляет, что с этого момента он в поместье друга ни ногой, пока не найдут шутника.

На секундочку.

Эти трое — служили в спецвойсках. Пять лет. Наверняка прошли огонь, воду и медные трубы. И тут эта истерика.

У меня дядя служил в Афгане в спецвойсках, когда там была заварушка. Отслужил два срока. И людей сдержаннее него я встречал считанные разы в жизни. Он практически никогда не повышал даже голос, не говоря уж о чём-то более, и даже в пьяном виде это не менялось. Потому что железная дисциплина и самоконтроль, это то, чему учат в таких войсках в первую очередь. Без этого ты в первой же операции помрёшь сам, и товарищей погубишь. Я уж не говорю о том, что подобная служба сплочает людей крепче некуда. Ты доверяешь товарищу свою жизнь, день за днём, в каждой операции.

И тут нам показывают эту истеричку, обидевшуюся из-за подобного розыгрыша. А позже нам покажут и Монстра, который начнёт крушить свой кабинет, потому что ему видите ли Вишня не пишет две недели. Короче, скорее это спецвойска были прикрытием, а на самом деле они действительно учились в универе художествам, причём учились фигово.

Как бы то ни было, действие снова переносится на Вишню. Ей пришла пора выбирать направление в школе. Брат подбивает выбрать археологию, родители — экономику, и она, не долго думая, выбирает и то, и другое. Конечно же, преуспевает она в обоих направлениях. А ещё она красавица, не сомневайтесь даже.

Монстр тем временем в унынии, ибо поместье в упадке и надо что-то решать, и он устраивает конкурс. Кто придумает лучший план по возвращению со дна, тому он выпишет премию, и рассылает его условия по Англии. В конкурсе, понятное дело, побеждает Вишня, но брат не дремлет, и узнав, куда её зовут, отговаривает сестру *lol_stena* Конечно, Монстр же так и не нашёл виновника розыгрыша! Как можно отправлять к такому человеку! Подумаешь, они прослужили вместе пять лет, и он наверняка не раз спасал брату жизнь, разве это делает его надёжным человеком!?

Короче, Монстр получает отказ, не верит в это и тут же бросает все свои упадочные дела, чтобы услышать его лично.

Приезжает он в школу как раз на выпускной, там происходит ещё несколько ничего не значащих сценок, чьи последствия отражены только в нескольких диалогах далее и не более того, и он уезжает домой, а Вишня отправляется работать мальчиком на побегушках у двух профессоров археологии.

Проходит ещё какое-то время, у Монстра умирает старинный друг и слуга, которого мы видели всего несколько раз и на которого нам глубоко наплевать. Да и Монстру, судя по всему, тоже. Он устраивает переписку с Вишней, ибо тоска-печаль, да и поместье надо же кому-то со дна вытаскивать.

А тем временем в городке случаются убийства. Убивают двух не шибко умных девушек, с низким уровнем социальной ответственности. Все сразу начинают обвинять лорда, ибо не нравится он им, да и улики отчасти указывают на него. А тут ещё и Вишня с археологами приезжают на его земли за раскопками…

Далее, где-то с трети книги, идёт как бы детектив, что стало для меня приятной неожиданностью. Я уж было обрадовался, что не зря я всё это запоминал, но куда там…

Возникло такое ощущение, что я читаю фанфик (хотя читал я всего один — Гарри Поттер и методы рационального мышления). В том смысле, что персонажи возникают просто так, отметиться, что они есть. Их история, характер и прочее не играет никакой роли для повествования. Отсюда ощущение, что где-то они были важны, но я этих событий не знаю, и потому мне на них плевать.

Были надежды, что в финале всё объяснится, что нам всё это показывали и рассказывали не спроста, что всё это — пригодится в сюжете. Но…

Немного мимо темы

Есть на ютубе обзорщик фильмов, бэд комедиан. И есть у него такое понятие — ружьё Бондарчука. Оно как Чехова, но не стреляет. И вот после книги у меня такое ощущение, что она вся целиком — одна пушка Бондарчука

Но получилось так, что практически вся книга представляет из себя ком отдельных зарисовок. Почитаешь одну, две — вроде всё понятно и логично. Но как только нужно их связать — получается какой-то трэш.

Вот представьте. Показанное время — современность. В небольшой местности объявляется маньяк, убивает двух девушек. Последствия?

Гостиница набита репортёрами. Логично? Да.

Жители в страхе. Логично? Да.

Появление важных шишек из Скотланд-Ярда? Нет их.

Нормальное расследование ими же? Нет его.

Такое ощущение, что несмотря на современный мир, эта местность существует в какой-то параллельной реальности. Потому что в нашем мире, объявись такой маньяк, тут же приехали бы эксперты, оградили прессу, разрешив печатать только то, что можно, провели нормальную экспертизу и т.д. и т.п.

Да что там, даже когда у полиции появляется кровь убийцы, никто не спешит провести тест ДНК, ссылаясь на какую-то «дороговизну». Вы о чём вообще? Посёлок небольшой, кровь каждого жителя наверняка имеется в больнице. Проверить её и сопоставить результаты — пару дней делов. А даже если этой самой крови нет — её можно взять. При том уровне паники, который царит среди местных жителей, они бы в очередь выстроились, лишь бы доказать, что маньяк — не один из них.

Но куда там, они даже с кровью Монстра, по всей видимости, не удосужились её сравнить, потому что сделай они это — сразу всплыло бы, что убийца — его родственник. И вот на таком вот — построено всё. Логичные события перемежаются лютым трэшем, в который поверить не получается при всём желании, что напрочь убивает всю детективность. Потому что нельзя выстроить логичную цепочку, когда убийца — ненормальный. А именно так в конце-концов и оказывается.

Хотя о том, кто убийца, становится ясно едва только случается избиение немца. Я начал подозревать его и раньше (хотя я подозревал не его одного), но после этого всё очевидно. Единственное, что хромает на обе ноги — мотив. А без него вся внятность событий летит в тартарары, и окончательно сжигает все связи в произведении.

Хотя Англия и славится своим спокойствием, неторопливостью, в тексте этого практически нет. События мельтешат, одно наползает на другое, создавая иллюзию действия. Но действие — это то, что влияет на сюжет, а тут таких событий — раз два и обчёлся. Да и персонажи не тянут на англичан в десятом поколении. Простолюдины-то ладно, но лорды? Этот Монстр, отслуживший пять лет и являющийся потомственным аристократом? Одну половину текста он сдержан, зато вторую мечется аки ненормальный. Про англичан есть один прекрасный анекдот, весьма к месту, как мне кажется.

Он самый

Английский джентельмен сидит у камина, курит трубку и читает газету, вдруг врывается слуга и с порога кричит:

— Сэр! Темза вышла из берегов, пол города уже плавает! Вода со страшной скоростью продолжает прибывать! Сэр! Пока не поздно нужно бежать!!!

На что ему джентельмен отвечает:

— Джон, спокойнее. Начните всё сначала и доложите так, как это должен делать благовоспитанный английский дворецкий!

Джон выходит из комнаты и закрывает дверь…

Через 5 минут Джон распахивает дверь и объявляет:

— Темза, Сэр!

Тут такая вот сдержанность есть только в отдельных, очень редких моментах.

Пару отдельных замечаний по тексту. В среднем по одной-две очепятки на главу, читать они не мешают. Кроме нескольких особенно ярких. В одной к Монстру приставали, прося повторить имя, мол, как это он запомнил его с первого раза, странно это. И Монстр повторил. Вот только в первый раз сказал как-то-там-Анжела, а во второй — как-то-там-Анджела, что выглядела забавно, учитывая, что проверяли память Монстра. И когда прозвучала фраза ближе к концу «как вы это говорите — ксерокопию»*lol_stena2* Не говорят так нигде, кроме русскоязычных стран. Это у нас первые копировальные аппараты были Xerox, ксероксы, отсюда и пошло «отксерить». А в Англии, я уверен, прекрасно знают, что это — всего лишь фирма, а действие называется — скопировать (и в начале текста тоже был ксерокс, ага).

Ещё было бы интересно узнать, как работает механизм, который поднимал и опускал камень, закрывающий путь в подвал, созданный сотни лет назад. В деталях. Меня всегда радует, когда я вижу такое в тексте и мне всегда интересно, как это устроено? Или о том, как хорошо проветриваемое помещение не накапливает пыли(это неподалёку от оврагов и зыбучих песков, ага). Я бы хотел себе такой зал. Но это, наверное, часть мистики *DONT_KNOW*

Есть ещё миллионы деталей, к которым можно прикопаться. Вроде тех, как мол обследовали немца и не поняли, что он притворяется с больной ногой? Вроде доктора описали как высококлассного специалиста. Или зачем эта ветка с подругой Вишни, что стала репорёром-металлистом, и потом внезапно стала собой после одной встречи? Но если начать разбирать книгу, выяснится, что тут 95% всех событий происходят просто «Патамушта», и нужны, видимо, для раздутия размеров. Потому что герои ничего не преодолевают, с ними практически ничего не происходит, они просто живут, живут, а потом бац — и женятся.

Уже после прочтения книги я полез на страничку с текстом, и увидел, что это мистика, хоррор и любовный роман. Ну, я не знаток мистики от слова совсем, да и хорроры меня редко цепляют. Но даже я, далёкий от ЛР, могу сказать, что книга подходит ей слабо. Я вообще не могу определить жанр книги. Наверное, больше всего подойдёт «Поток сознания». Потому что события происходят, забываются, происходят следующие, а о прошлых уже не вспоминают, и зачем они были написаны — непонятно.

В общем, мой вывод — книга откровенно ни о чём. Зачем была написано — непонятно. Какую несёт мысль — тоже не ясно. Чему она учит? Да ни чему не учит.

И да, ещё одна мелочь. В синопсисе следует раскрывать сюжет книги. В том числе, и кто убийца, да.

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль