Авиенда: Рецензия на произведение Фиал "Круг замкнулся"
 

Авиенда: Рецензия на произведение Фиал "Круг замкнулся"

+33

Фиал. Круг замкнулся

 

Этот роман про Тёплый мир с первых же строк погружает в свою атмосферу. И уже начинается предчувствие тайн и загадочного тепла, которое незримо где-то рядом.

«Ветер скользит по золотистым колосьям ковыля, взлетает к скалам севера.

Лес молчит в преддверии нового круга.

Теплый мир дышит.»

  Сразу скажу общее впечатление – роман мне понравился своей серьезностью и идейностью, а также огромной душой, вложенной в мир и в героев, и любовью, которая ощущается в тексте. Ещё во время упражнений и отзывов в Клубе я почувствовала, что у нас с автором много общего в видении мира и в понимании некоторых вещей. И вот несмотря на несколько спотыкающих моментов глобально я на стороне автора, потому что — родственная душа. Скорее всего рецензия выйдет довольно субъективной. Но по порядку.

В первую очередь обращает на себя внимание язык повествования. Пожалуй, с таким красочным, но в то же время очень эмоционально насыщенным и непривычным стилем сталкиваться мне раньше не приходилось. При этом текст очень ёмкий. Всего пара штрихов – и перед глазами возникает целая картина города со своей атмосферой. Звуки, шорохи, запахи, цвета и краски окружают и вовлекают в самую глубину происходящего. Порой даже возникало ощущение, будто смотрю на мир через объектив любопытного оператора, который вроде снимает главные события, но то и дело отвлекается и фокусируется на съемке мелких деталей: пылинок или выпуклых капель воды.

Поначалу язык может показаться простым: короткие, легкие предложения, но он вовсе не прост. Когда-то я даже писала, что для меня эффект от чтения сродни погружению в транс, в котором может теряться некая прозрачность и ясность, но зато до предела нагнетаются эмоции. Порой, однако, мне не хватало личности самих героев, которые, так же как и окружение, делились на мелкие части и вплетались в дышащий Тёплый мир. Немного сюрреалистично выходило, поэтому язык лично для меня один из тех самых спотыкающих моментов.

Мир рисуется понятный, не возникает никаких сложностей с тем, что и где происходит. Хорошо передана разница Городов, в которых почти не осталось природного тепла, и пугающего горожан Леса, полного силы и древней, изначальной магии. Вообще тема тепла, как кто-то замечал в комментариях, во многом напоминала и экологические проблемы современного общества, хотя на мой взгляд автор хотел сказать нечто более сложное.

Сюжет цепляет и интригует с первых глав. Сразу подаются яркие образы в высших точках их конфликтов: братья-близнецы – правители города и маги, затеявшие смертельно опасный эксперимент, молодой ученый Стел и одна из моих любимых героинь — девушка Рани с раненной душой (однако говорящее вышло имя), которая хочет покончить с собой. Завязка показалась интересной и в дальнейшем чтении я почти отключила режим критика и шла уже как простой читатель.

Сюжет раскручивается динамично, показывая параллельно несколько линий: события Города, подготовка рыцарей к походу в Лес и жизнь Белянки – юной лесной ведуньи, главной героини романа, девочка-без-судьбы, как говорит ей старшая ведунья.

Все действующие герои индивидуальны и, хоть описаны по большей части штрихами и крупными мазками, весьма образны и ясны. Но порой мне все-таки не хватало внешности как некой цельной картинки: автор подчеркивал только некоторые черты в описаниях, отчего несколько раз было ощущение улыбки Чеширского кота, висящей воздухе в отдельности от остального человека. Однако это чисто субъективно восприятие и моя любовь к прозрачности в изображении, поэтому не в укор автору.

Каждый из героев имеет свой характер, свои сильные стороны и свои слабости, которые и пытается преодолеть. Яркое впечатление оставила для меня линия Стела, связанная во многом с вопросами веры. Ученый, привыкший с детства верить в Единого бога, отправляется в путешествие, в котором встречает веру совершенно иную, на первый взгляд чужую и непонятную, но на самом деле очень близкую. Эта линия напомнила мне даже историю Ательстана из сериала «Викинги» (упс, реклама), которого я нежно люблю и чьи эпизоды я смотрела с большим интересом.

Как говорит одна моя знакомая, идеальный роман должно иметь три уровня конфликта:

1. Конфликт личностный и межличностный

2. Конфликт социальный

3. Конфликт экзистенциальный (вопросы бытия)

Я согласна с таким утверждением, оно мне близко, поэтому линия Стела и его личный поиск веры — третий уровень конфликта — нашли живой отклик в моей душе. Видимо это то, что тревожит и меня.

Кроме прочего в романе ярко выражены и социальный конфликт (Город и Лес, рыцари и лесные жители) — даже можно сказать, что это ведущий конфликт романа. Ну и конфликт отношений и внутренние конфликты автор раскрывает ничуть не хуже.

Думаю, что читателем будет интересно следить и за другими героями. И в первую очередь за Белянкой, чья любовь подвергнется убийственному испытанию предательством. Юная ведунья меняется на протяжении всего романа, из доверчивой и нерешительной девушки она становится настойчивой, а в конце и отчаянной героиней, которая потеряет слишком, казалось бы невыносимо много. Её внутренний конфликт между тем, как считается «правильно» и тем, как подсказывает поступить сердце, ведёт Белянку к противостоянию всему, что было привычным и родным, на чем она росла и чему верила. Этой героине хочется сопереживать – так мастерски и так правдоподобно передает автор минуты её наивысшего счастья и после — раздирающую её на части боль. В этого персонажа, безусловно, вложено очень много души.

Боевая и мальчишеская Рани, сломленная и ожившая; издевательский, циничный Рокот – вместе с тем цельный, неоднозначный и очень яркий антигерой; молодой вождь и лидер Стрелок, привлекательный и гибнущий так трагично; брат Белянки и верный до смерти своей вере и своей родине Ловкий; сестра-предательница Ласка, и в тоже время единственная кто понял и поддержал отчаявшуюся Белянку, когда весь мир был против неё – все они живые, во многом настоящие и неоднозначные герои. Герои, которые ошибались и пытались исправить свои ошибки. Герои, которые менялись на протяжении романа, чему-то учились, что-то понимали.

 

Из минусов могу упомянуть разве что небольшую натянутость или наигранность диалогов в некоторых местах и временами авторские уши в виде идей всего романа, которые высказывались слишком в лоб. Впрочем, это было так незначительно и редко, что почти не мешало чтению.

И ещё раз глобально — мне понравилась идейность романа. Он давал поводы поразмыслить над такой интерпретацией мироустройства, которое схоже с моим пониманием/видением, но имеет какие-то особенности. Хочется думать после прочтения и о том, как мы относимся к «ушедшим на запад», может мы и правда жалеем себя, а правильно ли это? Думать о вере и о том, что все боги едины, какими бы именами их не называли. Автор говорит о том, что временами нужно «отпускать» и жить дальше, как бы это не казалось больно и невозможно. Кажется, что роман о смерти, но вместе с тем он гораздо больше о жизни.

Финал, в котором разыгрывается парадокс: чтобы всех спасти, надо всё сжечь – выглядит тем не менее единственно правильным, особенно для героини, у которой ничего не осталось. Все сцены с огнём, это полубезумное единение с огромным Лесным Пожаром написано ярко и страшно. И видения последней главы, её воспоминания Белянки о потеряных родных людях написаны с таким чувством, что трогают до глубины души.

Единственное, что в финале показалось уже избыточным – сам эпилог про продолжение жизни, которое и так подразумевается догадливыми читателями. Ну, на мой взгляд.

После прочтение финала осталось ощущение выжженной земли и простора, который теперь раскинулся перед двумя героями, разными и похожими одновременно. И хочется верить, что дальше их ждёт что-то новое, что-то живое, что может подарить новый смысл жить. Жить. Даже когда не видишь больше смысла. Не сдаваться, бороться, прорываться к солнцу и свету.

«Больно. Но когда больно — нужно дышать, глубже дышать. Глубже дышать и бросаться грудью на острие, чтобы оставаться живой и настоящей.»

И так хочется узнать, куда же она приведёт потом этот мир, девочка-без-судьбы?

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль