Роман здесь: writercenter.ru/blog/final/boris-bogdanov-deratizaciya.html
Социальная научная фантастика в классической традиции. Мне этот текст напомнил советские книжки в сером тканевом переплете с красными буквами на обложках.
«Дератизация» — продолжение романа «Убить гауляйтера». Антиутопия. История о борьбе человечества с разумными инопланетными ящерами, опередившими людей на пару тысячелетий.
На других планетах динозавры не вымерли. Развились в разумных, построили цивилизацию и вообще молодцы. Вот только к людям относятся, как к деликатесу или домашним зверькам (иногда одновременно). Часть людей ничего не хочет об этом знать, часть – смирилась, кто-то пытается бороться.
Мне не хватило пояснений о событиях первой части. Почему Жана не сожрали? Как из девочки-аутиста вырастили суперкомпьютер? Почему съели Марику и как сохранилось ее сознание? Будет намного понятнее, если добавить перед текстом введение с ключевыми моментами, как «ранее в сериале».
Огромный плюс романа – несколько серьезных философских вопросов. Что останется от человека, если искусственно срезать верхнюю часть пирамиды Маслоу? Что такое разум? Так ли важно, в какой «коробке» твое сознание? Как выглядит счастье? Ну и классика – стоит ли благо цивилизации смерти твоих соратников?
И тонкой нитью – до чего может довести зоошиза. За это автору отдельное спасибо.
//А самое большое спасибо за отсутствие темы: «Любовь побеждает всё». Эта идея задрала настолько, что одно ее отсутствие очень меня радует//
Роман соткан из серии небольших эпизодов. Автор показывает картину с разных сторон, глазами разных персонажей. Создается сложный, многогранный мир, в котором смещены акценты.
Вселенная показана скупыми штрихами, но фантазия читателя мгновенно ее дорабатывает, для этого есть все нужные детали. Ни обо что не спотыкаешься, все логично и обосновано.
Особенно – изменения в восприятии реальности героями книги.
Нет больше «Бога» и «Черта», есть «попечители». Они заменили все высшие силы. «Попечитель тебя задери» — очень четко описывает слом человеческого сознания. Ответ на вечный вопрос – кто правит вселенной – получен на семантическом уровне.
Еще один способ показать смещение разумности – секс, низведенный до физического удовольствия и размножения. Самый сакрализованный за историю человечества процесс взаимодействия стал просто «угоден попечителям».
Люди стали скотом и животноводами. Роли по воле ящеров могут сместиться в любой момент. Текст пронизан тоскливой беспомощностью разумного, вынужденного ходить на поводке и отдавать детей в питомцы. Но, помимо тоски, есть мрачная решимость сделать все, чтобы спасти человечество от участи животных.
Роман эмоционален, но без надрыва. Это не про «попереживать», это про «подумать».
И есть над чем.
Дальше – часть, от которой, может быть, будет польза. Или нет.
1. Кто все эти люди?
Огромное количество героев размывает фокус. С одной стороны, они дают объемную картинку мира. С другой – путаешься в куче народу, непонятно, «кто на ком сидел». В случае сложного текста – лучше остановиться максимум на трех фокальных персонажах (психология восприятия), а для объемности оставить кратенькие вставки про остальных. Как, например, получилось с описанием составляющих Алину личностей.
Или (привет Джорджу Мартину!) давать длинную, полную, развернутую историю про каждого важного персонажа. Но тогда и эпопея понадобится соответствующая.
2. Но как?!
Одно из сюжетообразующих событий – подчинение Марикой сознания ящера Бранча. Первая победа людей над попечителями в этой книге. Важнейший момент.
Это должна была эпичная война разумов. Поединок воли. Дуэль сознаний. Попечители, судя по их умениям управления психикой человека, уж про свою-то психику должны знать вообще всё. Высшая степень осознанности. Победить такую тварь могла только экстраординарная личность, с волей уровня Екатерины Медичи, Жанны д’Арк, Чингисхана, Александра…
И?
Драка где?
Неужели подвиг Марики достоин всего-то одного предложения?
3. Бессмертие?!
Алина умеет переписывать сознание людей в машины. Это технология попечителей? Или она сама ее придумала?
В любом случае – это бессмертие. И если это хитрые ящеры так умеют (а, похоже умеют – Бранч же переписал Марику), почему у них не получилась история по Миреру, описанная в «Доме Скитальцев»?
На мой вкус, в тексте не хватает лаконичности сюжета – но это, скорее, следствие недоработанной фокальной полифонии. Если зачистить эти хвосты, получится хорошая, крепкая социальная научная фантастика.
В целом – аффтар, пеши есчо. Стремление заставить читателя включить голову перекрывает вообще всё остальное.
Ну и как-то так. Разбавить пафос:
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.