Алекс Зарубин. Рецензия на роман Аф Морган Лидии «Крейстонский монстр»
 

Алекс Зарубин. Рецензия на роман Аф Морган Лидии «Крейстонский монстр»

+27

Итак, мы имеем редкого здесь, на ККП зверя. вот он..

 

 

Классический детектив, в лучших традициях сэра Артура и леди Агаты. В классических же провинциальных английских декорациях, с классическим набором персонажей, схем и условностей. Больше всего напоминает старые советские киноленты, с теплыми пледами, вежливым Ватсоном, кривой трубкой, панелями темного дерева на стенах, начищенным чайным сервизом, и — за окном — с Англией, наскоро сделанной из советской Риги. Замшелый камень, невысокие домики, серое небо и люди, которым некуда торопится. «Картинко» условная, отражающая больше тайные мечты заеденных советским бытом киношников, чем реальную Англию времен старой вдовы.

 

Еще сильно похоже на Мэри Поппинс — уж больно упрощен и выхолощен мир в угоду сюжету. К тексту, вообще, просится эпитет «милый». Юная мисс Ливси, трогательная в своей родовой тяге к правильным предложениям. Одинокий и чопорный лорд, которого даже долгая работа «искусствоведом в штатском» не научила загибать матом и думать о себе. Заросший мхом старый замок, с портретами на стенах и курительными трубками на полке камина. Герои второго плана такие же — правильноразговорчивые, незлобивые, милые люди. Даже злодей, как и положено по канону — до последнего момента не обнаруженный — так же мил в своем раскаянии. Эх… Душевный такой мир, спокойный и тихий. Вот только… Чем классические английские детективы хороши — «большой» мир там всегда стоял за краем сцены, детали прорывались, делая мир живым и видимым. Посыльный — отставной колониальный ветеран, словно зашедший передать привет Холмсу от Киплинга. Стайка мальчишек за шиллинг переворачивающая город вверх дном. Тихий, почтенного вида джентльмен, со складом трофеев на каминной полке. И ты ды… Тут, увы мир текста замкнут в себе, будто туман съел весь мир за стенами Крейстон-хилла.

 

По тексту ходит и сует повсюду свой нос журналистка с говорящей именем- фамилией Марта О'Нил, на дворе семидесятые, лорд Крейтон в молодости служил «искусствоведом». Но почему-то никто не вспоминает ИРА. Будто однофамильцы склочной журналистки и тезки ее начальника ведут отстрел гордых бриттов не здесь, за проливом, а где-то на другой планете. Еще и немецкое имя — ой, какой мог бы сюжетный ход получится. Вот полтекста ломал голову — как? откуда? Но увы… Другой немец, мило путающий слова и весь текст говорящий с невообразимым акцентом… Резонный вопрос: «дядя, ты на штази не работал?» Ой, как он крутился на языке, но так и не был задан. Вот это мне странно, да и жалко немного, да. Выданный Лорду Крейтону “конторой” диплом кафедры искусствоведения оказался милой шуткой а не серьезным сюжетообразующим фактом. Жалко, да… И еще много чего остается — пожимать плечами и вздыхать об упущенных возможностях.

И так далее… Ладно, ворчливый я в этом сезоне. В итоге мы имеем классический детектив, угадайка в классических же, сильно условных декорациях. Хороший, иногда вычурный язык, стиль приятный, немного сюрреалистический, с кучей отсылок и радующих глаз аллюзий, вроде того же диплома…

 

Персонажи — слово «милые» просятся и к ним. Лорд и юная Черри получились на славу, есть яркие находки вроде немецко-ирландской журналистки, но, в целом, остальные проработаны небрежно. Имя- фамилия, кое какие речевые обороты и все — ни истории, ни характера. В разговоре сливаются, так, как будто родовая любовь рода Ливси к правильным предложениям заразила всех в тексте. И еще их много, да. В итоге — в голове каша.

 

Другой серьезный вопрос — к композиции. В тегах стоит кроме «детектива» еще и «любовный роман» и, такое чувство, что его туда честно пытались приделать. В итоге безбожно затянутое и хаотичное начало, через которое было довольно тяжело продираться. Хаос локаций, людей, разговоров — въезжать в ритм было тяжело, нить поймать удалось далеко не сразу.

Зато потом, когда детективная линия пошла — текст резко стал восприниматься лучше. Появилась основа на которую интересно нанизывать “мясо” догадок…

Классический, хороший финал.

Довести бы до ума композицию — была бы вещь.

Спасибо …

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль