Уже не раз сталкивались с проблемой поиска произведения, отвечающего неким более подробным параметрам, чем то, что у нас есть в «Категории произведений». И не раз это обсуждали, как это должно выглядеть и как работать.
Предлагаю начать с той, что нашел на Фантлабе.
Форма
Фантастика (Мир основан на материалистических постулатах)
— «Твёрдая» НФ
— Гуманитарная («мягкая») НФ
— Космоопера
— Киберпанк
— Планетарная фантастика
— Таймпанк (Моделирование мира, стоящего на технологическом уровне какого-либо из прошлых веков, но с сильным развитием этих технологий)
— — Стоунпанк (Аналог каменного века)
— — Сандалпанк (Аналог античности)
— — Клокпанк (Аналог эпохи Возрождения)
— — Стимпанк/паропанк (Аналог мира, где вовсю используется пар)
— — Дизельпанк (Мир, уровня 20-50-х годов XX века)
— Хроноопера (Путешествия во времени)
— Постапокалиптика
— Роман-катастрофа
— Утопия
— Антиутопия
Фэнтези (Мир основан на магических/божественных постулатах, населён сказочными, мифическими жителями)
— Эпическое фэнтези (Много героев, глобальность событий)
— Героическое фэнтези (Один или несколько героев, акцент на их приключения)
— Городское фэнтези (Место действия — среда современного города, причем атмосфера города играет важную роль)
— Dark Fantasy (Мрачный мир, герои отрицательные, минимум положительных персонажей, атмосфера безысходности)
— Технофэнтези (Смесь магических и обычных технологий в одном мире, или в разных, но имеющих доступ друг в друга)
— Science Fantasy (Магия является научной дисциплиной, существуют маг. законы, маг. носители, магия систематизирована и преподаётся)
— «Дотолкиновское» фэнтези (Произведения в стилистике авторов, работавших до Толкина, например Лорда Дансени)
— «Классическое» фэнтези (Произведения, написанные прямо в духе «Властелина колец» с использованием всех штампов, как то наличие эльфов/гномов, борьба великого добра и зла и т.п.)
— Артуриана (Использование мотивов легенд о короле Артуре)
— Анималистическое (Главные герои — животные)
— Мифологическое (Мифология не просто используется автором, а является сюжетообразующей, т.е. вокруг мифа построено всё повествование)
Магический реализм
— Классический латино-американский
— Современный
Мистика
Хоррор/Ужасы
— Готика (Таинственные приключения, семейные проклятия, заброшенные замки и т.п.)
— — Классическая (Готика XVIII — начала XIX веков)
— — Современная стилизация
— Истории о привидениях (И необъяснимых явлениях)
— Классический мистический хоррор (Упор делается на случайное столкновение человека с четко отделенным от него сверхъестественным злом, натуралистические подробности практически отсутствуют)
— Лавкрафтианский хоррор (Предчувствие ужаса и туманные намеки преобладают над конкретными описаниями, подчёркивается беспомощность человека перед лицом неведомых и чуждых сил)
— Сплаттерпанк (Особо экстремальный и кровавый хоррор)
— Зомби-хоррор (В центре сюжета глобальное нашествие зомби или просто живые мертвецы)
— Современный психологический хоррор (Противостояние добра и зла в душе человека, темные тайны подсознания, выживание. Источник ужаса может быть не только сверхъестественным, но и природным или техногенным)
Сказка/Притча
Детектив
— Классический детектив
— Нуар
— Полицейский детектив
Боевик (Главное в книге — описание динамичных сцен, т.е. перестрелок, драк, взрывов и т.п. В повествовании преобладает зрелищный, внешний компонент)
Триллер (Сильная психологическая линия, описание чувств и переживаний, которые испытывает герой. Боевые сцены присутствуют, но акцент на них не ставится)
Любовный роман
Исторический роман
Сюрреализм
Постмодернизм
Реализм
Психоделика (Нечто странное и безумное)
Общие характеристики
Авантюрно-плутовское
Антивоенное
Военное
Ироническое
На основе игровой вселенной
Новеллизация фильма
Пародийное
Приключенческое
Производственное (Покорение, освоение чего-либо)
Психологическое
Религиозное
— Христианство
— — Православие
— — Католичество
— — Протестантизм
— Язычество
— — Славянское
— — Скандинавское
— Ислам
— Буддизм
— Конфуцианство
— Зороастризм
— Даосизм
— Иудаизм
С использованием мифологии
— Русской/Славянской
— Скандинавской
— Индийской
— Античной
— Арабской
— Кельтской
— Европейского средневековья
— Китайской/японской
— Североамериканских индейцев
— Инков/майя/ацтеков
— Египетская
— Народов Междуречья (Шумерская, вавилонская и т.п.)
— Народов Африки
— Разработанная автором оригинальная мифологическая система
С множеством интриг
Сатирическое
Социальное
Феминистское
Философское
Эротическое
Юмористическое
Место действия
Наш мир/Земля
— Россия/СССР/Русь
— Европа
— — Северная
— — Южная
— — Центральная
— — Западная
— — Восточная
— Азия
— — Ближний Восток (Израиль, арабские государства и т.п.)
— — Центральная Азия (= Средняя Азия: Монголия, Западный Китай, Пенджаб, северная Индия, северный Пакистан, северо-восточный Иран и Афганистан)
— — Восточная Азия (Китай, Япония, Корея и т.п.)
— — Южная Азия (Индия и её соседи)
— Америка
— — Северная
— — Южная
— Африка
— — Северная
— — Центральная и Южная
— Австралия
— Арктика/Антарктида
— Мировой океан, моря
— — Остров вдалеке от континентов и цивилизации
— — В открытом океане (Действие происходит на поверхности океана или моря, на плав. средстве или без него)
— — Подводный мир (Действие происходит под поверхностью океана, моря, и/или на дне океана)
— Не найденные (вымышленные) континенты, земли, страны (Атлантида, Гиперборея, Лемурия и т.д.)
— Не определено
Альтернативная история нашего мира/Земли
— Россия/СССР/Русь
— Европа
— — Северная
— — Южная
— — Центральная
— — Западная
— — Восточная
— Азия
— — Ближний Восток (Израиль, арабские государства и т.п.)
— — Центральная Азия (= Средняя Азия: Монголия, Западный Китай, Пенджаб, северная Индия, северный Пакистан, северо-восточный Иран и Афганистан)
— — Восточная Азия (Китай, Япония, Корея и т.п.)
— — Южная Азия (Индия и её соседи)
— Америка
— — Северная
— — Южная
— Африка
— — Северная
— — Центральная и Южная
— Австралия
— Арктика/Антарктида
— Мировой океан, моря
— — Остров вдалеке от континентов и цивилизации
— — В открытом океане (Действие происходит на поверхности океана или моря, на плав. средстве или без него)
— — Подводный мир (Действие происходит под поверхностью океана, моря, и/или на дне океана)
— Другая география (География Земли частично или полностью отличается от известной)
— Не определено
Вне Земли
— На орбите Земли
— Планеты солнечной системы и их спутники
— Астероиды, кометы и окраины Солнечной системы
— Ненайденные (вымышленные) планеты (Фаэтон, Противоземля, Трансплутон и т.д.)
— Открытый космос (Действие происходит вдали от планет и/или звёздных систем)
— Планеты другой звёздной системы
— Другой мир, не связанный с нашим
— Параллельный мир/вселенная
— Виртуальная реальность
— Вторичный литературный мир (Герои оказываются в известных книгах, или просто само действие происходит в мире, созданном другим автором)
— Загробный мир (Рай, Ад, Седьмые Небеса, Вальхалла, Танатос и т.д.)
Время действия
Дочеловеческие времена
Каменный век
Древний мир
Средние века
Позднее средневековье / Эпоха возрождения
Эпоха географических открытий (15-16 века)
Новое время (17-19 века)
20 век
21 век
Близкое будущее
Далёкое будущее (Космические корабли, бластеры и т.п.)
Очень далёкое будущее (Люди, как боги; люди уже не совсем люди и т.п.)
Неопределенное время действия
Сюжетные ходы
Бессмертие
Вампиры
Вторжение «Чужих»
Генетические эксперименты, мутации
Договор с нечистой силой
Жизнь после смерти
Звёздный ковчег
Изобретения и научные исследования
Искусственный интеллект
Квест (В поисках чего-либо)
Клоны и клонирование
Контакт
Ксенофантастика (Психология и внутренний мир инопланетных рас)
Мессия
Наши в другом мире
Наши в прошлом
Нетрадиционная ориентация героев
Обмен разумов, перемещение разума
Пираты (В классическом понимании термина)
Полая Земля, путешествия под землю
Последний человек/люди на Земле
Приключения в микромире
Прогрессорство («Подтягивание» отстающей цивилизации до нужного уровня)
Пророчество
Реликты (Люди или иные существа из прошлого в нашем времени)
Робинзонада
Роботы
Сверхъестественные способности, супергерои
Спасение мира
Спецслужбы (Разведка, контрразведка, тайные спецоперации)
Становление/взросление героя
Стихийные бедствия, природные катаклизмы
Терраформирование (Приведение климата планеты в состояние, пригодное для обитания)
Тёмный властелин
Умирающая Земля
Линейность сюжета
Линейный (Последовательное повествование)
Линейный с экскурсами (С отвлечённым повествованием о прошлом, будущем, с воспоминаниями и т.п.)
Параллельный (Несколько сюжетных линий)
Линейно-параллельный (Схождение/расхождение сюжетных линий)
Хаотичный (Беспорядочный ход событий)
Условно-альтернативный (Ключевая точка в сюжете делит повествование на разные варианты дальнейшего хода событий. «Всё могло быть по-другому, если бы...»)
Возраст читателя
Любой
Детская литература
Подростковая литература
Для взрослых (осмысление произведения требует некоторого жизненного опыта и малоинтересно молодой аудитории)
Только для взрослых (произведение содержит сцены сексуального характера, насилия, жестокости и т.д.)
Конечно, дополнения приветствуются. Только стоит учесть, что на Фантлабе, вроде как, самая полная база авторов и книг. Соответственно и деление, предложенное здесь, также, на сколько это возможно, полное.
Работать это может по той же схеме, что работают «Категории произведения» и, собственно, подобное унифицирование призвано, чтоб одно и тоже не описывали по разному.
А то, у нас одних Россий и Украин по пять и больше штук
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.