Я не идеал, если что. Но много лет в сети, правда, на других сайтах, набила много шишек, так что могу поделиться собственными наблюдениями и размышлениями. И это лишь мое мнение))
1) не понравилось ваше произведение? Не спешите ругаться и отчаиваться. Может, у вас с этим конкретным читателем разные вкусы или различный читательский опыт. Даже если этот читатель отличный критик и отличный автор… ничего это не говорит. Помню, как на моих глазах отличный автор поругал автора сказки за «нелогичный сюжет», хотя подобный сюжет штамп и в сказках встречается повсеместно. Кто виноват, что мы с рецензентом разные сказки читаем? Не автор, точно. Будьте критичны к критике, но в то же время не забывайте, что критик может быть искренним… а все равно ошибаться.
2) прежде чем бежать менять, подумайте. Помните, что автор это вы, а не кот Васька или дядя Федя. Ни в коем случае не меняйте что-то через силу, лучше не будет. Ни в коем случае не беритесь за изменения, если пока не знаете, как это сделать. Например, вам сказали, что у вас плохой ритм. А вы его еще не чувствуете и… толку от того, что вы побежите его изменять не будет никакого. Возьмите на заметку, оставьте на потом. И не трогайте вы сцены, не надо, если не «видите» их нового варианта.
3) если в сообщении читателя есть хоть что-то полезное, поблагодарите. Если знаете, что читатель сто пудов осилил ваше произведение или хотя бы его часть, поблагодарите. Если он ходит к вам регулярно, тоже не забудьте благодарить и запоминать. Вообще не забывайте сказать спасибо, даже если человеку прочитанное не понравилось. Он же читал. Ответив «сам дурак» вы рискуете тем, что отпугнете других читателей или рецензентов, у которых тоже есть к вам вопросы. Они, увы, редко будут разбираться, чего это вы там вспыхнули, они просто увидят, что автор… гм… не очень мил и адекватен;
4) на счет отзывов. Научитесь хладнокровно разделять тон отзыва от его смысла. Вам важен смысл. А бывает так, что доброжелательный читатель смысл подаст такой, что хоть ты вешайся, а грозный критик скажет нечто очень даже полезное.
5) если читатель что-то понял не так или прочитал не так, а вы это видите, не спорьте. Не навязывайте ему свою точку зрения. Даже если на странице пять написано, что героиня с каштановыми волосами, а читатель эту строчку пропустил, не увидел, потребовал описания… не говорите, что читатель идиот. Можете ответить на вопросы, можете указать, мягко, что где-то что-то понято не так… но помните, ради Бога, что все мы люди. Может, как раз на этой строчке человека кто-то отвлек? Или сонный он был, читал в 12 часов ночи? Или вы настолько плохо расставили акценты, что читатель этого просто не увидел? Пробежитесь еще раз по тексту глазами и, если это вам кажется необходимым, углубите непонятые акценты;
6) постарайтесь, чтобы ваши читатели и критики общались между собой в ваших произведениях так же, как вы общаетесь с ними — т.е., по возможности доброжелательно, с уважением друг к другу и к вам, без конфликтов. Мягко не позволяйте вас агрессивно защищать, это отпугнет новых читателей, не позволяйте себя и без причины унижать, чтобы другие не пришли вас защищать. Старайтесь сгладить углы и, ни в коем разе, не будьте сами зачинщиком поножовщины. Вы же у себя дома не позволяете гостям мебель ломать?
7) не используйте ответных аргументов типа — маме понравилось. Даже «редактору понравилось» не аргумент, тем более, на СИ, где и изданные книги ругать не стесняются. Общайтесь конкретно с этим читателем на основе конкретно вот этого произведения. Даже изданные авторы с кучей тиражей частенько вежливы со своими читателями, а вы точно их лучше?
8) ни в коем разе не используйте в ответе перехода на личности — ты идиот, сам такой, придурок, ни черта ты в тексте не понимаешь и т.д. Вас оно не красит. Даже если вам оставили комментарий, не красящий комментатора;
9) не ставьте условий. Типа — не правьте мне ошибок. Ну поправят, ну исправьте в тексте, поблагодарите, и что? Не говорите, что у меня орфография хромает, я и сам это знаю. Вы автор, работайте над этим. Попросите поборника грамотности указать на ваши хотя бы самые распространенные ошибки. Глядишь, чему-то научитесь. Не просите не лезть в сюжет, пусть себе помечтают, пофантазируют. Вам жалко? Может, после их разговоров вы найдете лучшее решение? Может, поймете, что пошли по не той дороге? Увидите, как они на самом деле видят ваших героев. И вообще… сами вы рамок не любите, когда работаете, почему ставите рамки, как писать отзывы своим читателям и критикам? Ну хорош он в критике стиля, ну так воспользуйтесь. Хорошо видит подачу — воспользуйтесь. Начитан и скажет вам сто и одну книгу, где есть что-то похожее? Воспользуйтесь, сходите и почитайте. И т.д. и т.п. Поблагодарить не забыли? Улыбнуться? Пригласить еще? Вот и отлично.
10) не требуйте от читателя грамот, подтверждающих его классификацию, сеть уравнивает всех. Не говорите во всеуслышание, что вас имеет право критиковать исключительно тот… и по списку. Помните анекдот о мужчине, который искал идеальную женщину? Это про вас. Тот, кто будет соответствовать вашим требованиям, как правило, до вас не доберется. У него своих любимых, зрелых авторов хватает. Это не я плохая, это жизнь такая.
11) не позволяйте себе садиться на голову. Помните, даже если к вам пришел умный критик и авторитетно приказал поправить, а потом ходит и интересуется, сделали вы это или нет и возмущается, что не сделали… вы имеете полное право вежливо напомнить, что произведение ваше, что вы не хотите отвлекаться от романа, над которым работаете и вообще на данный момент не считаете нужным вносить именно вот эти поправки. Помните, вы никому и ничего не должны. Разве что, самому себе. Творчество дело тонкое и по принуждению работает плохо.
12) помните, что вы сами устанавливаете свой план, темп работы, то, над чем будете работать и это те вещи, которые решать вам, в которые другие вмешиваться не могут, могут лишь попросить внести коррективы и высказать пожелания. Потому не обвиняйте читателей, что дали некачественный текст, потому что вас просили, это не совсем оправдание. Я понимаю, что временами лень, неписец, муза хвост прищемила, еще хуже реал заел… но это не повод давать черти знает что и какие-то недоделки. Уважайте своего читателя, тогда он будет уважать вас. Работайте на совесть, не выдавайте текст «абы отвязаться», только при этом подходе возможен нормальный авторский рост. Иначе будете топтаться на месте, а вам оно надо? Вопрос другой, если у вас блок и вам из него надо насильно выйти. Выходите. Авось распишитесь и будет ок.
13) не мучьте себя размышлениями — почему меня все ругают, почему меня все хвалят или, что не лучше, почему хвалят соседа по разделу? Да, бывают люди, которые это делают неискренне, только проблема в том, что пытаясь их понять или, еще хуже, вычислить, вы только испортите себе нервы и наживете ненужную подозрительность. Разбирайтесь с каждым комментарием по принципу — похвалили, хорошо, корону не чистим, самомнение не растим, поругали — вешаться не идем. Берем из каждого комментария рациональное звено, смотрим, насколько он полезен, благодарим и идем дальше. Хорошие комментарии позволяют нам работать с большим вдохновением, плохие — позволяют не задирать нос. Всего нужно… в меру. Большей частью авторы не гении и не совсем уж ничтожества, а где-то посередине, ближе к первому или второму, их тексты большей частью «вкусовщина». Потому отзывы должны быть (и это нормально) разные. Если же комментатор по каким-то причинам был неискренен, это дело его совести, репутации и, по сути, его проблемы. С теми, кто ставит единицы и плохие оценки и вовсе понятно — я лично очень редко встречала тексты, которые такой оценки однозначно заслуживают. Не думаю, что вас текст в их число входит, а вы? Если думаете, то почему пишете? Если не думаете, то почему берете в голову?
Если вдруг вас хвалят, а за спиной смеются… простите, это о вас плохо говорит? Точно? Вот именно. А какого черта вы беспокоитесь о чужой репутации, забейте и творите себе дальше. Вам своих тараканов не хватает, вы еще и в чужих разбираетесь? А откуда у вас столько времени? А почему тогда на «проду» не хватает?
14) если вам приспичило и вы все же сомневаетесь в том, говорит ли вам данный человек правду, прислушиваться к нему или нет, не бегите читать его тексты и кричать «если ты так пишешь, то как ты смеешь меня учить»? Помните, квалификация критика может не зависеть от его авторских способностей… это несколько иные понятия. Чтобы понять, какой он критик, присмотритесь к тому, что этот человек читает, с кем дружит, кого ругает и кого хвалит. Если вы пишете романы про и для дам, а в фрэндах у данного человека сплошняком суровые мужики, и хвалит он исключительно боевку, если почти в каждом топике и комментарии он ругает дамскую литературу… дальше вы сами поняли. Есть смысл его читать, его слушать и, тем более, расстраиваться и, не дай Боже, ругаться? Он не ваш читатель, незачем тратить на него время.
Однако, помните, что и в словах такого читателя может быть доля истины;
15) ни в коем разе не задавайте вопросы — писать ли мне этот роман дальше? Может, не стоит? Может, я бездарность? Будьте хоть немного более самостоятельны, честное слово. Никто, слышите, никто не решит такие вопросы за вас, а если вы позволите это решать, то вас повалит на колени первая же серьезная критика. Да и что вы хотите услышать? «Пиши» от сердобольных ребят или ироничное «ни-ни» от более жестоких? А кто к вам еще придет? Принимайте решения и отвечайте за них сами;
16) и еще капельку об ответственности. Не вините читателей и критиков, если что-то по их желанию или подсказкам поправили и в результате испортили. Опять же — ваш текст, вы за него в ответе. Никто иной. Не создавайте себе кумиров, их в творчестве, к слову, не бывает и быть не может. Вы хотите быть подражателем или писать свое? Если свое… то давайте думать сами;
17) помните, ваши мысли читают не все, между строк улавливают немногие и никто, по сути, не обязан понимать на сто процентов то, что вы написали. Помните, что под всех не подстроишься, всем не угодишь. Помните, что на сто одинаковых мнений найдется сто первое отличное, и это нормально. Помните, что развернутый комментарий требует от читателя и критика работы, осмысления текста, пусть даже это осмысление неправильное, но для вас старались. Вам пытались что-то донести. Помните, что все не обязаны быть правы, думать как вы и… вообще все сводится к одному — все люди разные. И вы не обязаны со всеми соглашаться, всех любить, но… выслушать и подумать над словами читателя же можно? Если только человек не пришел с единственной целью — вас смешать с землей. Но таких, давайте уж честно, не так и много. У меня за много лет в сети таких было… всего лишь пара;
18) и все же читатель это мнение со стороны. Верьте мне, в 90 процентах все же полезное. Если вам не нужен взгляд со стороны, то зачем вы выставляете свои произведения на сайтах? Дописывайте с стол и штурмуйте издательства. Авось и получится (без иронии), у некоторых получается;
19) помните, для кого вы на самом деле пишете. Вот именно, для читателей, а не для себя любимого. Потому да, это вам, как ни странно, большей частью необходима ответная связь, а не читателям. Они могут прочитать и забыть, отзыв это уже их время, потраченное, как ни странно, на вас.
20) тем не менее… если к вам пришел критик или читатель даже с большим разбором, вы ничем ему, по сути, не обязаны. Если это автор, можете его отблагодарить тем же. Но уж точно не обязаны чем-то помимо «спасибо». А именно… отвечать длинными сообщениями и защищаться, если вы сами того не хотите, а так же бежать править текст, если вы не считаете нужным или не в состоянии это сейчас сделать. Вы свободный человек и делаете, то, что хотите делать. Потому вы в праве прекратить дискуссию, если она для вас бесполезна или выходит за рамки приличия. Вы имеете право идти писать дальше, а не писать простыни с ответами кому-то только потому что этот кто-то считает, что вы обязаны это делать. Не делайте себя заложником собственной вежливости… не жуйте кактус. Уважайте не только своих критиков и читателей, но и себя. Но и о пунктах выше… не забывайте.
21) о дискуссиях. Кстати, если есть настроение и желание, лучше все же подискутируйте, но осторожно, с читателем и критиком о ваших текстах. Это дает очень многое, даже если читатель ваши тексты до конца не осилил или пришел с острой критикой. В особенности если это роман. Объясняя другим, вы сами поймете лучше логику своего произведения и даже, возможно, придумаете пару новых мелочей для прорисовки характера персонажей и мира. Парадокс.
22) последнее… не опускайтесь до «ты меня похвалил, я тебя похвалю», «ты меня поругал, я тебя поругаю» (не путать с «ты мне написал отзыв, я прочитаю, продумаю и напишу тебе ЧЕСТНЫЙ отзыв»). Вам не кажется, что делая подобное, вы только теряете время? Вам точно нужно мнение таких «читателей»? Вам точно надо тратить на такую ерунду время и нервы?
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.