Об однозначных и неоднозначных литературных героях / На играх МП и просто размышлизмы / Филатов Валерий
 

Об однозначных и неоднозначных литературных героях

0.00
 
Об однозначных и неоднозначных литературных героях

Новые книги я перестал читать где-то в 2000 году. Теперь изредка перечитываю старые и на разных конкурсах в литпорталах читаю, вернее, последние 5 лет стараюсь читать произведения сетевых Авторов. Так вот. Мое мнение: порядка 90 процентов сетевых произведений читать просто невозможно. И не потому, что с грамотностью беда, а потому, что читать не о чем. Идея произведения напрочь отсутствует, сюжет выстроен на ничтожной проблеме, которая в реальной жизни решается в банальном пятиминутном разговоре.

Все нижеследующее я написал, прочитав статью «Герой?» в блоке «Авторы Рунета». Автор статьи размышляет на тему «однобокости» героев литературных произведений. И тут же подвергается критике. Мол, однозначные герои современной литературе не нужны, потому что… цитирую —

«… человечество давно уже развилось до такой степени чтобы понимать, что абсолютных добра и зла не существует.»

Так ли это?

Понятно, что поступки человека зачастую зависят от обстоятельств и места пребывания. Что на каждый поступок найдется много факторов, влияющих на мотивацию. Но… человек — существо разумное. Каждый поступок — это выбор. Выбор между «правильно» и «неправильно», между «хорошо» и «плохо», между «добро» и «зло». Да, ничего абсолютного не существует, но добро и зло в абсолютном виде, думаю, присутствуют.

Рассмотрим пример. В качестве зла возьмем насилие. Я не представляю, каким образом насилие может идти во благо. Например, насилие над женщиной. Во всяческих формах. Я долго раздумывал, но ничего путного на ум не пришло. Так, чтобы аргументировано насилие несло зачатки добра.

В качестве добра можно рассмотреть банальный перевод старушки через дорогу. Помочь старой женщине перейти автостраду и при этом стырить у неё кошелек, я считаю, такой поступок рассматривать — смысла нет. Это даже не сделать добро во имя зла. Это просто издевательство. Которое является абсолютным злом во всех проявлениях.

Напрашивается некий вывод.

Внутренний мир человека формируется при воспитании, среде обитания и набранном жизненном опыте. Человек сам для себя выбирает каким ему быть. С одной стороны — насладиться лицезрением симпатичной девушки, а потом перевести старушку через дорогу. Или изнасиловать девушку, а потом, при обращении: «Вы не поможете мне перейти дорогу?» — ответить: «Топай сама, старая перечница!».

Я считаю, что задача литературного произведения показать именно полярность добра и зла. И вот тогда человечество в своем развитии будет прогрессировать, то бишь — развиваться.

А как развиваться, если не знаешь оценку своему поступку? Ведь развитие предполагает достижение определенной цели. А цель имеет граничные условия. Даже в наш капиталистический век различные шарлатаны предлагают людям ставить цель определенную — не стать богатым, а заработать, допустим, миллион. Потом повышать планку. Потом еще, и еще.

Литература, особенно художественная, имеет свою особенность. Неважно, какую вы предпочитаете — фантастическую, романтическую, ироническую. Важно, что литература дает человеку возможность думать. Не размышлять, а именно думать. И постепенно, думающий человек, получая жизненный опыт, становится умным. Не эрудированным, и напичканным знаниями, а умным. Способным оценить проблему и найти способ её решения. И тот, кто находит способ решения, удовлетворяющий все стороны конфликта — гений.

Теперь представим неоднозначного героя, который не выбрал ни одну из сторон, и жизненных принципов у него нет. Поскольку они ему не нужны. Ведь абсолютного добра и зла нет. И принять какую-либо сторону конфликта у него нет возможности. Ввиду абсолютного непонимания происходящего, ведь оценка двояка — и хорошо, и плохо. И как герою поступить? А никак. Но это уже не литература, а описание мыслительных мучений с кучей вопросов себе. На которые у героя просто нет ответов. Получается постоянный выбор постоянных мучений.

Однозначный герой, или как принято сейчас его называть — «картонный», таких мучений не испытывает. Руководствуясь выбранной стороной и своими внутренними принципами, он уверенно идет к поставленной цели, умудряясь при этом манипулировать героями неоднозначными. Они для него, как бы странно это не звучало, расходный материал. Это следует из обыкновенной логики событий и поступков.

Однозначный герой может оступиться, может совершить ошибку. И найдет в себе мужество признать её и ответить, или исправить. Неоднозначный герой сможет только переложить ответственность на чужие плечи… он никогда не виноват.

  • У неба взял Бог синеву... / Самсонова Анастасия
  • Лес / Уна Ирина
  • Валентинка № 67 / «Только для тебя...» - ЗАВЕРШЁННЫЙ ЛОНГМОБ / Касперович Ася
  • У каждого свой путь к мечте (Армант, Илинар) / Мечты и реальность / Крыжовникова Капитолина
  • Перунов Дар / Малютин Виктор
  • Отрывки из дневника ("былое не перечеркнешь") / Борзов Кирилл
  • Потеряшка / Ищенко Геннадий Владимирович
  • Любовный почти круг. Vomitory Reflection / Сто ликов любви -  ЗАВЕРШЁННЫЙ  ЛОНГМОБ / Зима Ольга
  • Хоспис / Юрий Гальперов
  • Лешуков Александр - САДОВНИК / Истории, рассказанные на ночь - ЗАВЕРШЁННЫЙ ЛОНГМОБ / Чайка
  • Глава 12 / Выбор есть всегда. Начало пути / Бут-Гусаим Евгения

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль