Пока я писала фэнтези и фантастику, никто из читателей не пытался мне указывать, как и что писать, или спрашивать, зачем я пишу. Наверное, потому, что читатели исходили из предпосылки, что это — литература развлекательная, о вымышленных мирах, а соответственно и спрос с автора не велик. Написано интересно, динамично и красочно, гладким слогом – и замечательно.
Совсем другое дело, если ты пишешь о современности и о мире, в котором мы живем. У каждого из нас есть об этом мире свое представление/мнение и, вполне естественно, часто это представление/мнение не совпадает с моим. Думаю, с этим тезисом все могут согласиться.
Однако есть читатели, которые настойчиво пытаются убедить меня в том, что:
— я описываю не ту реальность, которую они видят, то есть какую-то неправильную реальность
— я описываю явления, которые не следует описывать и вообще упоминать в литературе
— литература – это учебник жизни, а я учу людей плохому
После того, как подобные комментарии и отзывы достигли некоей критической массы, я решила вместо того, чтобы отвечать одно и то же на каждый, изложить мои размышления о целях и задачах литературы в этой статье (чтобы потом просто давать на нее ссылку ).
Дабы не ходить вокруг да около, начну сразу с корня проблемы, а именно с последнего высказывания, которое часть читателей понимает очень буквально. Они считают, что, если, например, человеку попадется в руки книга о педофиле, то он подумает: «Ого! О педофилии можно говорить открыто. Даже книги писать. Значит, ничего плохого в этом нет. Пойду-ка я и стану педофилом» (это почти дословная цитата из высказывания читателя). Слово «педофил» тут можно заменить «геем», «наркоманом», «самоубийцей» и т.д.
Посыл тут такой: литература должна учить людей прекрасному, доброму и вечному и всячески избегать проблемных тем, ибо они – зло и только плохому научат, тем более если читатель юн и психика у него еще не окрепла (тут мы говорим о молодежи от 18-ти и старше, если что, потому что на моих книгах будет именно эта возрастная маркировка).
Если честно, меня обычно бесит, когда мне пытаются указать, что и кому я должна, вне зависимости от ситуации. Но тут соглашусь, положение издающегося автора действительно обязывает. Оно внутренне обязывает меня в том смысле, что я – возможно – могу повлиять на чье-то мировоззрение, заставить размышлять о затронутых в книге проблемах, подтолкнуть к поиску собственных ответов на острые вопросы. Подчеркну: заставить задуматься и подтолкнуть к поиску собственных ответов. Потому что я уверена: книга – это не кашка, которую закладывают младенцу в рот. Если это кашка, то это не моя книга. Книгу вроде «Путешествия с дикими гусями» не проглотишь, не задумываясь. Ее нужно жевать, возможно, долго, и, возможно, на вкус она будет горьковатой или соленой. А такой вкус нравится не всем, но он и не должен всем нравится.
Если принять тезис «литература – учебник жизни», то нужно принять и то, что жизнь – она разная. В учебниках истории дети и студенты читают не только о создании и расцвете империй, о культурных достижениях древних цивилизаций, о великих научных открытиях. Они читают и о войнах, об эпидемиях, о казнях и пытках, о геноциде. Невозможно в книгах писать о добре, забывая о главном его оппоненте – зле. Я имею в виду не какое-то инфернальное Зло в виде черта срогами, а зло, которое есть в любом человеке, в каждом из нас. Иногда зло трудно распознать. Оно прекрасно овладело искусством прятаться под маской добра. Оно – непревзойденный мастер лжи и обмана, и лучше всего человеку удается обманывать самого себя.
Противостоять злу возможно, только поняв, что оно – зло. Сорвав с него маску. Но для этого сначала нужно повернуться к нему лицом. Нужно преодолеть свой страх. Иногда нужно заставить себя смотреть и научиться видеть.
Я надеюсь, что мои книги могут помочь читателю в этом.
Мне вообще не очень нравится это утверждение: «Литература – учебник жизни». Ведь если берешь на себя роль учителя, то как бы утверждаешь, что знаешь больше других, что ты умнее, мудрее, дальновиднее. Но ведь на самом деле это не так. Писатель – такой же человек, как все остальные. Он не может знать все. У него есть свои слабости и недостатки.
Поэтому мне больше по душе аналогия «литература – зеркало жизни». Когда мы смотримся в зеркало, мы не можем попросить его показать только красивое в нас, скрыть прыщи на подбородке или морщины. Собственно, мы встаем перед зеркалом именно для того, чтобы увидеть себя такими, какие мы есть. Мне кажется, с книгами также. В своих книгах я пытаюсь показать жизнь во всей ее красоте и уродстве. Я не замазываю прыщи и морщины, не исцеляю язвы. С этим может что-то сделать тот, кто находится по другую сторону зеркала. Если захочет смотреть. Если увидит. Если найдет в себе силы сделать то, что отражается в зеркале, чуточку лучше и красивее.
А что думаете вы о целях и задачах литературы?
Что литература для вас: учебник жизни, зеркало или что-то иное?
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.