Внезапное прочтение знакомого стиха.
 
Лерой Сергей

Внезапное прочтение знакомого стиха.

+15

Горе от ума.

Александр Сергеевич Грибоедов — русский поэт, прозаик, драматург, дипломат, лингвист, историк, востоковед, пианист и композитор.

Иногда пытливость ума заводит в такие дебри, куда не следовало бы и соваться человеку, дорожащему своим душевным покоем. Некоторые вещи лучше не знать, если только это не тешит ваш приобретённый цинизм. Цинизм свойствен людям, которых жизнь била тем, что было им по-настоящему дорого. Человек, стоящий грудью за кого-то, стоящий против всего мира, за спиной которого только тот единственный человек, единственная душа во всей Вселенной, за которую он без раздумий отдаст всё… И вдруг получающий удар в спину. Страшно не то, что он умирает. Страшно, если при этом он выживает, закалённый битвой со всеми демонами – внешними и внутренними. Не стоит выживать после такого. Но если уж так случилось – он учится с предельным цинизмом относиться ко всему, что видит. Имеет право. Поскольку в первую очередь с цинизмом и насмешкой он относится к самому себе, к своим душевным порывам – уж он-то знает, к чему они его привели. Так и почему вы думаете, что к другим он будет относиться иначе, чем к самому себе?

Это выражение еще принято называть Золотым правилом нравственности. По сути, это общее правило, известное с древности. Оно есть в религиозных и философских учениях Запада и Востока. У правила есть несколько вариантов формулировки:

1. Относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе;

2. Не делай другим того, чего не хочешь себе.

Это   правило есть в христианстве, в Новом Завете ее неоднократно повторял Иисус Христос (Евангелие от Марка, от Матфея, от Луки). В исламе это правило есть в «Сунне» как одно из изречений Мухаммеда. Есть оно и в индуизме: упоминается оно в Махабхарате.

В китайской философии его сформулировал Конфуций в знаменитых «Беседах и суждениях».

Трактовать, мне кажется, его надо однозначно: относись к окружающим так, как хочешь, чтобы относились к тебе. Не делай плохого, если не хочешь, чтобы делали плохое тебе.

Но, как правило, к другим он относится лучше, чем к себе, поскольку другим он даёт шанс и на ошибку и на её исправление, только предупреждая о том, что не стоит безрассудно и доверчиво относиться к чувствам и людям, словам и клятвам.

К чему я всё это? Помните стих Бориса Леонидовича Пастернака «Свеча горела»?

 

Мело, мело по всей земле

Во все пределы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

 

Как летом роем мошкара

Летит на пламя,

Слетались хлопья со двора

К оконной раме.

 

Метель лепила на стекле

Кружки и стрелы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

 

На озаренный потолок

Ложились тени,

Скрещенья рук, скрещенья ног,

Судьбы скрещенья.

 

И падали два башмачка

Со стуком на пол.

И воск слезами с ночника

На платье капал.

 

И все терялось в снежной мгле

Седой и белой.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

 

На свечку дуло из угла,

И жар соблазна

Вздымал, как ангел, два крыла

Крестообразно.

 

Мело весь месяц в феврале,

И то и дело

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

 

Великолепный стих, правда? Такой изысканно-романтический, нежный, чувственный…

 

Мело, мело по всей земле

Во все пределы.

 

Какой масштаб в нескольких словах, как живо встают перед глазами великие заснеженные просторы, правда?

 

Как летом роем мошкара

Летит на пламя,

Слетались хлопья со двора

К оконной раме.

 

Вспышка ощущений летних и зимних, знакомых всем, понятным, не противопоставленным друг-другу, а объединённым в единое, оставшись при этом совершенно разным.

 

На озаренный потолок

 

Вообще гениально. Не «освещённый», а…

 

Ложились тени,

Скрещенья рук, скрещенья ног,

Даже вполне естественное «сплетенье рук, сплетенье ног» выглядит пошлостью по сравнению с этим «скрещением», переплетающимся с последующим:

 

И жар соблазна

Вздымал, как ангел, два крыла

Крестообразно.

 

Гениальность поэтов старой школы в том, что плотскую любовь, простой секс, (покоробило это слово после всего, что было до этого, да?) они могли описать так, чтобы это было просто, понятно, естественно, знакомо, плотски и в то же время – настолько нежно и красиво… Словно художники обозначая тонкими, но чёткими штрихами всё, что нужно, всё, что предшествовало, укладываясь в реализм происходящего, не разрушая магии душевности:

 

И падали два башмачка

Со стуком на пол.

 

Красиво, правда? А теперь вспомним, что звучит рефреном через весь стих?

 

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

 

Тем, кто не хочет разрушать романтику всего предыдущего душевного великолепия, дальше лучше не читать. Потому что дальше знание человека, жадного до этого знания, находящего много чего, чего и находить-то не стоило, благодаря цинизму, приобретённому по результатам прожитых лет обращающему внимание на то, что люди счастливые просто обходят вниманием.

Свеча горела на столе. Это сейчас свеча – элемент романтики, маленький ненавязчивый огонёк, очерчивающий крохотный круг света для двоих, отрезая от них окружающей тьмой весь остальной мир. А во времена Пастернака, во времена, предшествующие ему, о чём он знал, свеча могла служить элементарным мерилом времени. Они сгорали за определённое время, если были изготовлены именно с этой целью. И пользовались спросом. Например… у проституток, которым клиенты оплачивали полчаса, час… Пока горела свеча. Ведь просто влюблённым свет свечи ни к чему, когда приходит время тактильных ощущений…

Горе от ума – это когда ты понял то, что лучше было бы не понимать. А если ты ещё и воспринял это не как очередную информацию, а как печальное осознание изнанки жизни, реальной, непридуманной, лишённой романтического ореола и одетой в него снова лишь талантом одного человека, тогда в силу вступает другое.

Книга, откуда происходит выражение «Во многой мудрости много печали» – называется книгой Екклесиаста.

В конце ее первой главы мы читаем:

«И предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость: узнал, что и это – томление духа; потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь».

Царь Соломон – автор этих строк, обладал и мудростью, и знанием.

Мудрый человек печален.

Всё вышесказанное может быть спорным, поскольку является личным мнением одного человека, а, как известно – сколько людей, столько и мнений.

Обязательно послушайте романс на эти стихи в исполнении Николая Носкова.

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль