Знатная Жемчужина

Пишем про космос (монотрактат на тему литературного мастерства в области космической научной фантастики и космооперы)

+8

Смотрю тут многие проводят какие-то мастерклассы. Думаю и я попробовать.

Итак, актуальная и востребованная тема про космос. Как про неё писать?

Как сказали небезызывестные братья Стргацкие — пиши или про то, что очень хорошо знаешь, или про то, чего не знает никто.  

Вот этим и будем руководствоваться в своём написании интересной фантастики про космос. Не смотря на научные открытия, достижения, множество теорий, можно считать в приближении с поправкой на то, что основной ЦА (целеелевой аудиторией) будет обыватель среднестатистический обыкновенный, не обременённый знаниями, эрудицией и областью профессиональной компетенции, можно считать, что про космос как раз таки не знает никто. Не, ну спецы, фанатики научпопа и прочие очкарики, конечно, знают, но они не читают худлита, и особенно не читают его по своей собственной специальности, ибо мозоль на глазах от величайшего количества ляпов, которые эти самые спецы замечают невооружённым глазом даже будучи пьяными, и даже не смотря на то, что на этих самых глазах уже мозоль.

Так что давайте перейдёмте к нашей теме дальше. Что обыватель знает про космос? Да вот уже как говорилось — ничего. Вернее, он про космос знает исходя из своих обывательских представлений и своего обывательского опыта в условиях гравитационного и магнитного поля планеты Земля.

 

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБЫВАТЕЛЯ О КОСМОСЕ НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА ДЖОРДЖА ЛУКАСА

 

То есть, обыватель знает, что все предметы падают вниз. И если посмотреть мультфильмы Джоржа Лукаса, такие компьютерные с убогой графикой, то там есть такие сценки: кораблики идут строем. При том, хоть вокруг и как полагается для космоса — чернота со звёздами… Кстати да, обыватель про космос знает этот штамп — что космос — чернота со звёздами, так что будете про ето писать — штам этот не меняйте, а то вас обвинят в психологической недостоверности описания космоса… Но блин… Короче вернёмся к нашим корабликам. Короче они все движутся на фоне черноты со звёздами, но все сосредоточены в одной плоскости, как будто они плывут по поверхности моря в безветренную погоду. Не на парусах, естественно, потому что без ветра парус не работает… Но обыватель, он же ваш читатель, вряд ли о таком задумывается, если он припёрся читать про космос, а не про морскую тематику и проблематику. Ну в общем, для тех кто задумывется — пусть будут корабли на винтовой тяге. В общем, движутся они себе так медленно, как утюги по гладящемуся белью, строями и рядами, рядами и колоннами.

И тут по одному кораблику попадает что? Правильно, космический бластерь.

И что мы дальше видим? Во-первых, мы видим такой аккуратненький взрывчик, как дымное облачко. Такой взрывчик возможен только в условиях воздушной атмосферы вокруг кораблика, именно воздух тормозит выбросившиеся в ходе взрыва частицы, заставляя их своарчиваться в такие вот клубы, как клубы дыма. Во-вторых, загорелся огонь на корабле. Но это объясняют фанаты Лукаса тем, что в салоне корабля был воздух, вот он и поставляет кислород для химической реакции горения бронированной обшивки космического горабля и других его негорючих частей, и частей, обработанных противопожарными средствами. А в-треьтих, кораблик начал медленно так тонуть вниз. Где в космосе низ, спросите вы? Ну если бы была рядом планета, а корабли бы шли по её орбите — то всё просто, низ там, где планета, и направление низа всегда направлено к центру этой планеты. А если планеты нету, то направление низа отсчитывается как противоположное от того направления, куда сориентированы кабины космических пораблей. А вообще у космических кораблей же тоже есть низ и верх внутри корабля, вот где у корабля низ, там и у нас ориентировочный низ. В общем, попадает бластер в корабль откуда-нибудь сбоку, а корабль накренивается так, как будто в нём пробиась дырка, образовалась течь и набирается в трюм вода, а потом с медленной скоростью затанывания судна в условиях океяна, он начинает вниз куда-то там медленно так уплывать, как будто его в морском бою подбили.

Вот такой вот простой пример обывательского представления о космосе, который наглядно нассматривать на примере творчества известного американского кинорежиссёра Джорджа Лукаса.

В общем, говоря о Джордже Лукасе, у него невозможно не учиться тому, как надо правильно писать про космос.

Лукас сам прекрасно знал, что в космосе не распростряняются звуки, но сам использовал в космосе всевозможные гудения и грохоты.

Половине его, Лукаса, Целевой Аудитории (ЦА), это той половине, которая большая половина, вообще по барабану есть ли в космосе звуки, главное, чтобы в кине спецэффекты были покруче. Второй половине аудитории, которая уже поменьше, не всё равно, но они стараются подвести под эту погоню Лукаса за зрелищностью и слышищьностью, научный обоснуй, дескать, при взрывах и выстрелах в космос выбрасываются частицы газа, и это именно в них и распространяются звуки. Ну прямо точно так же, как ударная волна в земной атмосфере, словно эти выбросившиеся из салона корабля или малюсенькой бомбочки газы способны на большом радиусе (это несколько километров и более, область, в которой рассредоточены космические корабли и воображаемая кинокамера) создать такую же газовую среду, идентичную по своей плотности и акустическим характеристикам земной атмосфере. Есть ещё и третья половина ЦА Джорджа Лукаса, совсем маленькая — те, которые понимают, что звуки в космосе не распространяются, что обоснуй тут никак не подвести, потому что если, положим, что-то взорвалось и ударило по обшивке корабля, на котором летят герои, или на котором находится воображаемая кинокамера, то звук должен быть другой. Эта третья половина всё это понимает, но прощает ляпы, потому что фильм классный. А существует так же и четвёртая полвина ЦА, которая как раз плюётся, ругается, плачет, колется, но жуёт кактус. И с упоением выискивает эти ляпы, и вообще ловит кайф от вылавливания ляпов. Тем не менее, это тоже ЦА, которой до Лукаса не пофигу, то есть Лукас своего добился — внимания, призвания, славы и почёта. Значит, все его методики художественного отображения космоса работают и выполняют свою цель — цель привлечения зрительского внимания.

Но важно тут то, что Лукас — один из очень и очень знаковых («один из» — не путать с «единственный») основоположников обывательского представления о космосе. И его успех состоит в том, что он своё художественное представление в космосе очень удачно вписал в обывательское представление о звуках, а так же о понятиях низа и верха, о понятиях взрывов и возгораний, и о кораблях. Касаемо представления обывателей о кораблях — если присмотреться, то, как бластер попадает в корабль, и как на нём потом что-то взрывается и горит — это ж прямая копипаста с морского боя, особенно если считать, что корабли по-старинке сделаны из дерева, то там очень даже есть чему гореть!

 

ЧТО ЕЩЁ ОБЫВАТЕЛЬ ЗНАЕТ О КОСМОСЕ. ЦИФРЫ, МАСШТАБЫ И РАССТОЯНИЯ.

 

Обыватель неминуемо и неизбежно переносит свои представления о житейской действительности и в те области, которые подчиняются совершенно другим законам. Так, представление о современной экономике и транспортной коммуникации Земного Шара обыватель легко переносит, страшно сказать, аж на всю мета-вселенную! То есть, смотаться до другой галактики для обывателя — это что-то совершенно аналогичное чем сгонять в другой город. Это потому, что многие обыватели на самолётах летают редко, но часто ездят на маршрутках.

Так и появляется понятие меж(угу, угу, вы не ослышались — МЕЖ!!!)галактической торговли, и плевать, что галактика имеет диаметр порядка стольника тысяч световых лет, а до ближайшей галактики (Магелланово Облако) 163 тысячи световых лет! Не, ну туда можно гонять и продавать там какую-нибудь марихуану, потому что у местных там своя марихуана не растёт, это связано… Да-да… С климатическими условиями, они в другой галактике сильно другие, чем в отдельно взятой климатической зоне планеты Земля. А ещё там другие полезные ископаемые, ну и вообще всякий хайтек куда выгоднее толкать дикарям именно из другой галактики, и желательно, чтобы она была вообще где-нибудь за горизонтом видимой области Вселенной, не, нуачо? Туда сгонять — это ж как на маршрутке прокатиться — будет стоить червонец или полтиник… Хотя сейчас запуски спутников и космических кораблей обходятся в миллиарды долларов, но это сейчас, а там же будущее наступит, и галактическое топливо, позволяющее преодолевать такие огромные расстояния в приемлемые сроки, будет стоить сущие копейки. Как и технологии, позволяющие совершать такие перемещения. Всё будет рентабельно и цель будет стоить затрачиваемых на неё средствов.

Опять же представление о космических кораблях у обывателя — именно как у кораблях. Обыватель ассоциирует их именно с кораблями, а не с самолётами, хотя с самолётами космические корабли имеют больше общего.

И да, возможно где-то там в галактике, находящейся за пределами горизонта Вселенной, нет каких-то полезных ископаемых, которые есть у нас, а нашинская марихуана очень подходит для живущих там инопланетян… В общем, реально там инопланетяне живут, а не такие же люди, то большой вопрос, но обо всём по порядку.

Сначала от расстояний перейдём к цифрам, говоря уж о ценах и рентабельности космических путешествий. Часто в космооперах можно встретить заяву, типа «колонизированы все звёзды в этой галактике». Это при том, что их порядка 200 миллиардов! Или обыватель уверен, что раз на Земном Шаре проживает шесть миллиардов людей, то несколько миллиардов планет — это тоже не так уж много. Как и несколько миллиардов галактик. И все они заселены и освоены (даже те, которые состоят из голого камня и голого железа, а на всех космических булыжниках открыты космические ларьки и казино), и более того — большая часть планет принадлежит одному (!) космическому феодалу, который успевает во всех этих своих владениях ещё рулить и разбираться, наводить порядки и отслеживать обстановку.

Разумеется, если одна галактика (все 200 миллиардов планет) — это уже фактически одно целое космическое государство, или одна волость, то торговать остаётся только с соседней галактикой, иначе экономика внутрегалактического натурального хозяйства без внешних связей и загнётся-то… Поэтому как тут без межгалактической торговли?

И да. Говоря о цифрах, следует так же заметить, что обыватель уверен, что квадрантов может быть больше четырёх (вероятно, счтёт идёт наматывающимся по спирали кругам), а октантов — больше восьми. Ну как и согласно примеру выше, где мы рассматривали четыре половины, при том, все они были не равного между собой размера.

 

НАСЕЛЕНИЕ И ЯЗЫКОВОЙ БАРЬЕР, ГАЛАКТИЧЕСКАЯ ПЕРЕПИСЬ НАСЕЛЕНИЯ

 

Обыватель точно знает, что вся галактика уже заселена. Это могут быть в отдельных случаях инопланетяне с европейскими чертами лица, но с несколько изменённой формой черепа (например остроконечная выступающая вверх макушка), или с интересной растительностью в виде щупалец вместо усов и волос. Что у этих инопланетян растёт под мышками и в интимных зонах — лучше не пытаться себе представить, и да, возможно, оно с присосками, чтобы во время полового акта лучше удерживать партнёра. Именно поэтому землянам интересно вступать в половые связи с подобными существами, и да, они генетически-совместимы.

Большую часть населения галактики всё равно представляю люди, которые либо всегда и везде были, либо экспансия по двумстам миллиардам солнечных систем прошла легко и быстро, а вообще, чего вы хотите, это же будущее, может быть, как раз и прошло достаточное количество лет, чтобы люди успели везде расселиться. А вообще, говоря по секрету, авторам-основоположникам этого жанра тяжело реалистично описывать всяких вымышленных существ, поэтому с людьми, включая тех, у которых вместо волос щупальца с присосками, они просто выходят из положения, режиссёрская находка это. Но обывателю не обязательно об этом знать, обыватель всё равно настроен читать про антропоморфных существ, потому что их проще понять и прочувствовать.

На худой конец сойдут и звероморфы, как в диснеевских мультиках про Скруджа МакДака, главное, чтобы обыватель сразу смог это ассоциировать с чем-то для себя знакомым. И да, если используются зверомофные инопланетяне — то помните, что каждому животному основоположники художественной литературы обычно сопоставляли свой человеческий характер — козёл — сволочь, осёл — тупица, котик — милашка, лисичка — хитрюшка, собака — слепая преданность до фанатизма и т. п., а инсектоидные формы — большей частью совершенно однозначные злодеи и враги общества.

Но на планетах помимо разумных форм, должна быть ещё флора и фауна. Животные и растения на других планетах отличаются от наших, но биологически делятся на те же царства (животные, растения, грибы, бактерии, вирусы), и на те же типы (позвоночные, насекомые), типы делятся на аналогичные классы (амфибии, рептилии, млекопитающие, птицы), хоть птицы на этой планете могут иметь четыре крыла, четыре ноги и два клюва, растущие вместо ушей, а вместо клюва — одно ухо, отличаться умом и сообразительностью, но всё равно это будет именно птица, биологически родственная птицам с Земли. Потому что Земля — это у нас точка отсчёта и мерило всех вещей с точки зрения рядового обывателя.

Но вернёмся к разумным существам. Такого понятия как языковой барьер быть не должно. Иначе Вас неправильно поймут. Обыватель привык, что на Земле либо существуют какие-то знания по тому, как с одного языка переводить на другой, либо есть переводчики — простые или электронные. Аналогично в космосе все существующие языки или давно уже изучены, или есть какой=то прибор, который без проблем переводит с любого на любой, потому что умеет мгноверно, благодаря какой-то там нехитрой математике по паре слов просчитывать весь язык, а или может читать напрямую мысли и переводить их на язык того, кто держит в руках этот прибор. Уж мыслят-то все одинаково, от высших позвоночных до мыслящих мхов, даже если у них по-разному устроены нейронные сети и по-разному кодируются нервные импульсы.

 

МЕЖПЛАНЕТНО-МЕЖГАЛАКТИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ

 

Что для себя должен помнить каждый автор:

1. Расстояния не помеха для связи, даже если это радиосвязь;

2. Мощность радиосигнала на источнике радосигнала примерно такая же, как и на любом из его приёмнике, хоть и волна имеет сферический фронт распространения, и должна бы затухать пропорционально квадрату расстояния от источника.

То есть со связью на любом конце галактики проблем быть не должно.

 

Если только не помехи. При том, природа помех в космической связи загадочна и необъяснима. Они возникают внезапно, когда того требует сюжет. Так же на тех планетах, на которых это надо по сюжету, связи нет. На других — есть. А ещё про то, что существуют средства связи, герои могут просто забыть, если того надо по сюжету.

 

КОСМИЧЕСКИЙ КРИМИНАЛ

 

Тут всё как на земле. Пираты (куда без них...), контрабандисты, космические гопники, охотники за головами. Романтика, короче.

 

РЕЗЮМЕ

 

Короче говоря, если пишете про космос, имейте в виду, что для обывателя он должен выглядеть чем-то знакомым, как знаком ему его микрорайон. А ещё, не забывайте, что обыватель смотрит ящик и знаком с такими фильмами как «Звёздные Войны» и «Пятый Элемент», и свои представления о действительности он черпает именно оттуда.

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль