Доброго дня.
Жителей обеих столиц, избалованных присутствием «звезд» разной величины и спектра в шаговой доступности, эта тема вряд ли заинтересует. Поэтому, как ни жаль, но они могу отойти от наших голубых экранов и спокойно заняться своими делами. Для всех же остальных, следящих за афишами в своем городе – несколько впечатлений. Вдруг те же персоны приедут и к вам, а вы не готовы? Думаю, такой обмен впечатлениями был бы полезен для понимания, стоит ли тратить время и деньги на ту или иную «звезду» (в этой связи в конце поста у меня будет вопрос, может, кто посоветует).
Октябрь начался ударно. Не скажу, что роскошно по впечатлениям, но разнообразно по направлениям творчества: вокал, поэзия, изобразительное искусство — две заезжие гастролерши и один местный художник. Но по порядку.
Севара Назархан
Для убежденных презрителей телевидения en masse скажу – в большинстве случаев поддерживаю и разделяю эту модную нынче позицию. Однако случается, забегаю на какой-нибудь из ТВ-проектов. Так случилось с проектом «Голос» 2012 года, на котором, собственно, и блистала эта исполнительница, работающая на английском, французском, русском и узбекском языках в различных жанрах: соул и джаз, этника и рок, дрим-поп и кавер-версии на эстрадную классику.
Справку не даю – все есть в И-нете.
В «Голосе» она запомнилась двумя песнями:
«Живой» концерт под названием «Письма, слова и фразы» впечатление оставил теплое – зал был полон, публика от 25 лет и старше. Вокальные данные исполнительницы, работа музыкантов (особенно тамбуриста), смесь восточной и западной культур – выше всяких похвал.
Группы «Ялла», Бутусов, Окуджава, Ляпис Трубецкой, БГ и другие – подбор текстов, на мой вкус, неплохой, хотя и странноватый, как будто исполнительница поет просто то, что ей нравится, не заморачиваясь на концепцию программы, конъюнктуру и прочие «мелочи».
Не понравилась, пожалуй, только манера общения с залом: слишком много разговоров о любви к зрителю вообще и «к каждому в этом зале». Это нормально, так все делают, но не все при этом путают название города, где проходит концерт (то, что Красноярск с легкой руки генерала Лебедя путают с Краснодаром, мы уже привыкли, но с Екатеринбургом — это новость. Хотя, какая, в сущности, разница? Провинция…))
Выставка Алексея Иванова
Немного не по теме (не гастролер же), но уже «до кучи» поделюсь. Фото ужасные, извините.
Заслуженный честный художник, мировой или в рамках страны известности не имеет, но среди «своих» признан и уважаем. Приятно удивила разноплановость его работ в плане выбора тем, техник, стиля. Атмосферный цикл с растрепанными старыми домами и церквушками и тут же – сказочные сюжеты. Увы, не могу передать впечатлений иначе, чем через эти, с позволения сказать, снимки, сделанные в условиях плохого освещения на телефон – пока бабушка-смотрительница отлучилась). И казалось бы – о чем говорить и зачем? Выставка не передвижная, местечковая, но… Не знаю. Просто ощущение от пустых залов старого, нуждающегося в реставрации Дома художников, запаха масляной краски и олифы, гипсовых фруктов и пыльных холстов… объемов полотен, вписанных в объемы комнат… почему-то это всегда производит впечатление остановки во времени, того самого – «постоять и одуматься».
Ну, немножко фото. Одно из того самого «растрепанного» цикла.
Сказочно-детская «Большая рыба» и Языческие боги» (вспомнился рассказ Бунингит «Две молитвы»)
А это Пьеро и Арлекин (еще раз прошу простить качество). Необычное видение классических образов – как будто на современных мальчишек надели карнавальные костюмы, а образы эти вдруг возьми и совпади с их внутренним состоянием. Пьеро напомнил Большого Мольна из одноименного романа, рецензия на который была размещена Евгением Берманом не так давно в «Читальном зале».
И только вернувшись домой, обнаружила еще одну странно-нелепую приятность от похода на выставку – билет из прошлого на выставку настоящего. Прилагаю))
И, наконец, главное впечатление – ВЕРА ПОЛОЗКОВА
«Культурная героиня поколения». Дарит своим творчеством амплитуду впечатлений от самого негативного негатива, до восторженного обожания. Истина, как всегда, где-то посередине. На мой провинциальный взгляд, мощна она чрезвычайно, и от безусловного «да!» ее стихотворчеству меня останавливала только ощутимая в нем нота чисто женской истерии (так казалось). Так бывает у людей, не обделенных темпераментом, но сильно сомневающихся в себе – они все время искусственно раскачивают себя, накручивают и подводят в восприятии самых простых вещей к обострению и той самой истерике. Но поэту, наверное, можно (быть может, необходимо).
Впрочем, впечатления эти, рожденные только чтением ее стихов, просмотром выступлений в сети на живом выступлении были перечеркнуты. Она адекватна, трогательна, чуть иронична, у нее достаточно вкуса, чтобы не сваливаться в откровенный цинизм и – самое главное! – она обладает умение выхватывать нужные слова из пространства, обнажать скрытые смыслы простой фонетики. Хрупкая, романтичная и ранимая девушка на сцене (обнять и плакать) в ходе программы вдруг выросла в своей силе, укрепилась в мудрости – и заполнила собой зал. Это очень странное впечатление, но выразила я его верно: поначалу ты слышишь шорохи, видишь соседей, ты здесь и сейчас, а потом окружающее исчезает, и остаются слова, спокойный голос, интонации без наигрывания, музыка, слабый свет со сцены. Было ощущение «наконец-то собеседника» и ком в горле. Глубокая тишина, полный зал и приставные стулья – в наше-то время собрать аудиторию на стихи… Впрочем, внешние эффекты тоже были, но очень уместные и деликатные: две гитары и много всяких странных инструментов типа тибетских чаш, музыки дождя, ветра и чего-то еще. Были видеокадры – абстрактные, малосюжетные, но выразительные: природные фактуры, капли, вода, небо, лица.
Говорила с залом мало: практически только поздоровалась и попрощалась. И действительно, о чем еще говорить, если все – в стихах?
Вкусов своих никому не навязываю, но по-хорошему рекомендую: будет возможность – сходите на Полозкову. Даже если с деньгами затруднительно – найдите (хотя билеты стоят вполне умеренно). Это заряд на долгое время.
Несколько стихов, даже не выбираю, просто наугад:
Бернард пишет Эстер: «У меня есть семья и дом.
Я веду, и я сроду не был никем ведом.
По утрам я гуляю с Джесс, по ночам я пью ром со льдом.
Но когда я вижу тебя – я даже дышу с трудом».
Бернард пишет Эстер: «У меня возле дома пруд,
Дети ходят туда купаться, но чаще врут,
Что купаться; я видел все — Сингапур, Бейрут,
От исландских фьордов до сомалийских руд,
Но умру, если у меня тебя отберут».
Бернард пишет: «Доход, финансы и аудит,
Джип с водителем, из колонок поет Эдит,
Скидка тридцать процентов в любимом баре,
Но наливают всегда в кредит,
А ты смотришь – и словно Бог мне в глаза глядит».
Бернард пишет «Мне сорок восемь, как прочим светским плешивым львам,
Я вспоминаю, кто я, по визе, паспорту и правам,
Ядерный могильник, водой затопленный котлован,
Подчиненных, как кегли, считаю по головам –
Но вот если слова – это тоже деньги,
То ты мне не по словам».
«Моя девочка, ты красивая, как банши.
Ты пришла мне сказать: умрешь, но пока дыши,
Только не пиши мне, Эстер, пожалуйста, не пиши.
Никакой души ведь не хватит,
Усталой моей души».
***
Взрослые – это нелюбознательные когда.
Переработанная руда.
Это не я глупа-молода-горда,
Это вы
не даете себе труда.
Назидательность легкая, ну, презрительная ленца.
Это не я напыщенная овца,
Это вас ломает дочитывать
до конца.
Потому что я реагент, вызываю жжение.
Напряжение,
Легкое кожное раздражение;
Я свидетельство вашего поражения,
вашей нарастающей пустоты.
Если она говорит – а кому-то плачется,
Легче сразу крикнуть, что плагиатчица,
Чем представить, что просто живей,
чем ты.
Я-то что, я себе взрослею да перелиниваю.
Заполняю пустую головку глиняную,
И все гну свою линию,
гну свою линию,
металлическую дугу.
Я же вовсе не про хотеться да обжиматься,
Абсолютно не про кокетство, не про жеманство,
Не про самоедство, не про шаманство –
Даже видеть этого не могу.
Я занимаюсь рифмованным джиу-джитсу.
Я ношу мужские парфюмы, мужские майки, мужские джинсы,
И похоже, что никому со мной не ужиться,
Мне и так-то много себя самой.
Потому что врагам простые ребята скальды
На любом расстоянии от кости отделяют скальпы,
Так что ты себя там не распускал бы,
Чтобы мне тут сниться, хороший мой.
***
Уж лучше думать, что ты злодей,
Чем знать, что ты заурядней пня.
Я перестала любить людей, —
И люди стали любить меня.
Вот странно – в драной ходи джинсе
И рявкай в трубку, как на котят –
И о тебе сразу вспомнят все,
И тут же все тебя захотят.
Ты независим и горд, как слон –
Пройдет по телу приятный зуд.
Гиены верят, что ты силен –
А после горло перегрызут.
Передаю эстафету впечатлений кому-нибудь. Не жадничайте, делитесь!
И, кстати, вопрос:
В ноябре к нам приезжают Сурганова и оркестр с программой «Игра в классики» — хиты и новые вещи в струнной аранжировке. Что вы думаете, это того стоит? Я не фанат, но она активно читает и интерпретирует Бродского, а кроме того, переложение современных вещей в струнных аранжировках… Наверное, интересно.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.