Ещё издательское. До кучи
 
Вагант

Ещё издательское. До кучи

+22

Взято отсюда: lit-era.com/blogs/post/1649

Это, как написано, мнение человека из издательского бизнеса, некоего Виталия Леонтьева.

Моё имхо — в первом комментарии.

____________________________________________

Виталий Леонтьев:

 

«В этом году стукнуло ровно двадцать пять лет, как я работаю с книгами — сначала в „Книжном обозрении“, потом в издательстве. И менять область работы не хочу, категорически. Хотя объективно рынок вроде почти мертв… Но почему-то в него верится. Не в издателей, так в читателей, которые, в общем-то, никуда не делись. А если и перестали читать — то потому лишь, что слишком уж не тем мы их кормим, совместными усилиями. Авторскими и издательскими.

Мы-то надеемся, что достаточно просто навались кучу всего-всего, а дальше клиент сам разберется. А вот фигушки: привык наш читатель с советских времен к тому. что выбирают за него и подносят на блюдечке самое отборное.

Поэтому сейчас, ребята, рынок нужно резать, чистить и сажать на диету, пока он окончательно не убил сам себя.

Что ж, мой расстрельный список, господа авторы.

… Вот этого мусора на рынке явный перебор:

Поточные фэнтези всех мастей. „Ляпсус, писанули бы вы что-нибудь о Сухаревой башне. Свежая тема — всего сорок очерков за год печатается“. Ребята, на Флибусте мегатонны эльфов, гномов и брачных игр престолов! Не трудитесь добавлять к этой куче еще стопку бумаги: буде возникнет нужда, переведут с английского что-нибудь недорогое и крепко сбитое — тамошние профи на этом собаку   съели. Проще выбрать из 1000000 наименований готового, обкатанного, чем раскручивать ваши потуги. Да, бывают исключения, но на одну, положим, Ольгу Громыко приходится сотни три бездарных штамповщиков.

Конечно, можно присосаться к уже раскрученному другими миру, как было со „Сталкером“: если вы пишете быстро и без капризов, поденщина вам обеспечена на какое-то время (и то не факт — последняя новичковая книжка под патронажем сверхраскрученного Макса Фрая вышла тиражом 1200 копий).

Но стартовать со своим миром с нуля? Практически безнадежно, если у мира нет корешков в кино или играх.

То же и к детским книгам относится: оставьте бедного старика Гарри в покое!

И не обольщайтесь тем, что с файлопомоек качают именно этот шлак. Вам с этого не перепадет в итоге ни денег, ни славы.

- Детективы. Для удовлетворения потребности в тупом мочилове и дешевых „ха-ха, у мена сдохла соседка“ вполне достаточно старых коней, которые не собираются покидать упряжку еще лет эдак 500. Что-то психологическое — пожалуй, только помните: и Ларссен-то выплыл чудом. Да и то посмертно. То. что продается сейчас — уже не чистый детектив, а с сильной примесью других жанров — у кого любовной истории, у кого психологии, у кого — судебного очерка (а это отдельный жанр). Боевик же себя чувствует совсем неуютно — ну достали уже ваши супермены с порванной на груди тельняшкой!

Постапокалипсис. Забудьте об этом жанре, пожалуйста… Хоть лет на пять-десять, потом мода, скорее всего, вернется — реальность способствует.

Если в порядке дискуссии вы мне ткнете в нос томиком какого-нибудь „Этногенеза“ — мол, что за фигню несете, смотрите, продается! — я даже спорить не буду. Разве что уточню, что продукт тут не слишком простой, и не один талантливый дядечка его делал. Кстати, еще вопрос, какая доля успеха тут лежит на маркетологах, а какая — на авторах (супермэтров среди которых, вроде бы не наблюдалось). И да, штучные „Несвятые святые“ продались за год куда больше всех попаданцев вместе взятых (последних, впрочем охотно качают с обменников и поглощают в оптовых количествах забесплатно).

Конечно, вы можете кропать что-то на злобу дня — ну там „Русские витязи против бандеровцев“. Только это надо делать быстро и много, каждая такая ниша вырабатывается за полгода.

Циклы и сериалы. Само по себе это неплохо, но такие вещи сейчас не пишутся в одиночку. Подключиться к какому-то существующего проекту можно, хотя это тоже заслужить. Но сразу заявлять в издательство цикл из 20 томов… Продайте сначала один. Сделайте так, чтобы читатель его полюбил — а потом уже думайте о продолжении. Вообще-то хороший серийный писатель — перспективная профессия, но талант здесь заключается не столько в писучести или буйстве фантазии, сколько в быстрой адаптации к стилю любого готового проекта и к любому жанру. Сможете слету вписаться в чужой мир, не слишком выпячивая свое „я“ — что ж, имени не обретете, но без работы не останетесь. Кстати, на заметку: штучное уже давно продается лучше сериалов.

Боевая фантастика. Это было актуально еще два года назад, но сегодня вокруг нас слишком много взаправдашней войны. Да, по инерции еще читают лубки о подвигах бравых русских витязей в космосе… Но это пройдет со временем.

Сентиментальщина. Точнее, она нужна, но без розовых соплей, вздохов и поиска идеального рыцаря. Не Барбара Картленд, а скорее „Амели“. Да, теоретически должны были пойти подростковые книги вроде Фраермана, но, увы, они в России так и не прижились.

Эротика. И не надо трясти перед носом этими вашими оттенками серого — назовите-ка мне хоть один успешный отечественный проект в этом жанре? Сама по себе эротика в России сейчас совершенно не в моде мужчины находят все необходимое на „Стульчике“, а женщинам подавай большую любовь с большими деньгами. Ну случился разовый взрыв — но, как говорил герой одной из любимых книжек — »Мэнни, это одноразовая хохма".

Эзотерика и философия. Просто бесит, когда любой офис-менеджер начинает корчить из себя помесь Ефремова с Кастанедой! «Эгрегоры», «кармы» и прочий эзотерический шлак идет лесом. Практическая эзотерика вроде Луизы Хэй, Зеланда и Правдиной? Теоретически ниши тут есть, но попробуйте их найти!

«Конспирология». Вообще-то сама по себе тема кассовая, но попробуйте тягаться в этой области со Стариковым… Либо нужно быть очень уж серьезным специалистом в теме, но очередной опус на тему «Как коварные янки убивают Россию» уже не пойдет. Зайдите в тот же «Библиоглобус» — там этим добром забито несколько стендов, а берут всего одного-двух.

Еще раз: все вышеописанное продается, и в каждом из этих сегментов есть свои бестселлеры. Отлично. Рад за авторов. Но предложение в данных нишах в десятки раз превышает спрос.

 

А вот чего, на мой взгляд, в мейнстриме объективно не хватает:

Старые добрые саги на фоне эпохи. Грубо говоря, наша Скарлетт О'Хара, «Американская трагедия» и прочие Форсайты (только не слишком объемные). Фактура-то богатая — 30 лет сплошных вихрей и перемен. Только без бандюганства — про разошедшихся друзей, потерянные корни, поиски… Но легко и от души. Что-то подобное пытался (и неплохо) писать Поляков, что-то было у Тосса. Но этого пока мало.

Социальный роман и «роман-раследование». Только не плакатно, а с реальной психологией. С характерами — ох, как соскучились мы по характерам, неплоским, некартонным! Те же «Несвятые святые» отчасти этим и взяли.

Популярная история. На неизвестные широкой публике сюжеты наше прошлое более чем богато, а на прилавках явный недобор (особенно если сравнить с Америкой, где каждая буковка в их короткой хронологии обросла десятком-другим томов). Есть, как мне кажется, перспективы и у исторического романа — слишком уж давно он был в загоне, а ностальгия никуда не делась… Кто у нас сейчас в этом жанре? Акунин, Мединский, еще пара-тройка имен — все. Что-то свежее очень не помешало бы.

«Злободневка». В этом жанре надо быть особенно деликатным, не бить в лоб. Вот возьмите Крым — его все издатели отработали по-разному. Одни запустили крикливые агитки, которые уже через пару месяцев перестали быть интересными. Другие выдали вполне приятные книги по истории, культуре, сборники легенд, Пройдет время — и их с удовольствием прочтут не только «крымнашевцы», но оппозиционеры… А штамповка о битвах русского спецназа с НАТОвцами пойдет на туалетную бумагу.

Биографии. Пока этот жанр на минимуме (даже Айзексон продался копеечным тиражом по сравнению с Европой и США)… но перспективы у него хорошие: рано или поздно мы пойдем по пути Штатов, где все это на персом месте. Да, выбор у нас гораздо меньше — практически success stories в бизнесе слишком уж отдают криминалом, да и население у нас богатых не любит… Да и биографии современных «звезд» как-то не прижились. Но покопайтесь в истории — сколько еще «невоспетых гениев»! Не политиков — так ученых: спрос на эту тему будет расти. Биографические расследования — отдельный жанр, тут еще конь не валялся.

«Мультимедийные» проекты, легко конвертируемые при необходимости в формат блога, фильма или телепередачи. Это относится к любым жанрам, хотя перспективнее всего, тна мой взгляд, все же нон-фикшн.

Юмор. Но не тупой стеб, а легкий, умный и добрый (хотя и злой сгодится, если талантливо). Не как главное блюдо, а как приправа к другому жанру. Лучше всего он сочетается с чем-то семейно-сентиментальным, но порой и в популярной литературе «стреляет» именно ирония.

«Городская» фантастика — не знаю, как ее назвать точнее. Менее контрастная, более близкая к современности, реальному нашему быту. Городские легенды — что-то в этом роде, без излишней помпезности. Мне почему-то кажется, что давненько не было у нас «Альтистов Даниловых»… И далеко не случайно та же умница Мартынчик так лихо взяла в оборот «Сказки старого Вильнюса»… Хочется ведь набрести на чудо рядом, у своего порога, а не в иных мирах и эпохах, ведь так? Да и Панов где-то близко.

Наконец, просто «теплые» книги (не путать с сентиментальностью). Задушевные, доверительные, как у Андрея Максимова, который может писать на любую тему, от языкознания до педагогики. Уютные, без претензий и без сиропа (умоляю!!!). О простых людях, которым иногда бывает хорошо. А иногда — грустно, но от этого тоже почему-то тепло. Так писал Довлатов, именно этим берут лучшие вещи Фрая… Мы так соскучились по человечному, домашнему. Не по гонкам за деньгами и карьерой, не по разборкам… А по тихим задушевным разговорам, тихой осени с желтыми листьями и дождем… Такие книги лечат.

«Пошаговые»книги в жанре how-to. Без воды, предельно конкретные, заточенные под конкретные жизненные задачи, практически в любой области. Как развестись и не остаться с носом, как писать резюме, как правильно делать ремонт… Только картинок побольше.

— Научно-популярное. Для детей и взрослых — этого явный недобор. Нужны новые Обручевы, Перельманы, Акимушкины, наконец. Особенно внимательно смотрите в сторону научных комиксов — они до нас доползут. Нарисуйте что-то веселое и занятное на тему теории относительности, химических опытов, палеонтологии или истории — этим вся Азия сейчас зачитывается, нам этого тоже не избежать…

И сказки, конечно же. Их не будут брать миллионами, не надейтесь — но самые благодарные и верные читатели — именно у них. Сейчас идет засилье переводнухи, много хорошего, интересного… Но своего, близкого, понятного — не хватает. Особенно для тех, кому за десять, кто уже хлебнул взрослого цинизма, но подсознательно еще верит во что-то. Не смотрите на то, что нынешние дети общаются ВКонтакте исключительно тупыми матюгами и шаблонными мемами — это все напускное. Они учатся этому у нас же…

И еще один совет: смотрите на западные сериалы: уловить настроение аудитории лучше всего именно по ним. Только фильтруйте данные: успех «Игры Престолов» — все-таки разовое явление. А вот Californication, Во все тяжкие, Косяки, Секс в большом городе — это уже тренды, в который относительно легко вписаться. Интерны и Универ — тоже, согласен, только адаптировать эпизодические ситкомы под книжный формат трудновато (на этом издатели споткнулись еще во времена «Моей прекрасной няни»). Я уж не говорю о том, что любители тупых ха-ха не читают ничего в принципе… Но если человека интересует ИСТОРИЯ и ХАРАКТЕР, до него можно достучаться.

Если что и нужно рынку (а не издателям) сегодня, то это не новый Бушков или Донцова. Нужно много Эриков Сигалов. Бенаквист. Тони Парсонсов. Хороших, крепких и позитивных середняков-трудяг — профи, а не любителей со звездной болезнью. Книг похожих на чашечку капучино: пусть и массовых, но с хорошим послевкусием и хоть каким-то индивидуальным рисунком на пенке.

Да, издатели мечтают о серийных бестселлерах — но если что и вытащит рынок из помойки, так это штучная работа.

Индивидуальное, настоящее продается в итоге куда лучше массовых поделок. Книги, подобные «Подстрочнику», будут востребованы годами, пусть и медленно, но стабильно. Очередной же том какого-нибудь боевого сериала отправится в слив уже через полгода.

А если сможете написать что-то по-настоящему свое, индивидуальное, непохожее на других, берущее за душу с первой строчки… Плюньте на все, что написано выше — и пишите дальше. Вы все равно это сделаете, не так ли, несмотря на все советы и предостережения. И пусть не с первого раза, но до читателей вы достучитесь".

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль