С ним в паре работал, а точнее был его учителем один художник, точнее не совсем художник, а больше специалист по художественной ковке. И он рассказал и показал ему, что в Берлине в Трептов-Парке сделали памятник Войну-Освободителю в честь победы и ее увековечивания в памяти. И его тезка солдат Иван Одарченко является главным лицом, прообразом высеченным на памятнике. Газета конечно плохо передавала все грани скульптуры, но основную идею, стиль и мысль кузнецы уловили. Это был Советский солдат, Русский богатырь — Иван, в одной руке он держал трехлетнюю немецкую девочку, а в другой — опущенный меч, который рассекал нацистскую свастику. Сам солдат смотрит в даль.
«Вот это я называю искусством, здесь есть история, идея, мысль, суть, героизм, все! Это на века» — добавил художник.
«А ведь ты прав здесь есть история, даже у меня. Я припоминаю одну историю в Берлине, точнее короткую встречу с немецким ребенком на руках, хотя таких историй мне кажется было много» — разговорился Ваня.
«А кто этот скульптор?» — спросил Иван.
«Евгений Викторович Вучетич» — ответил ему учитель.
“Да-да, я его знаю, я слежу за его творчеством!» — ответил Иван.
«А расскажи мне ту историю в Берлине, пока делаем этот забор?!» — попросил его старший напарник.
«А я тебе, разве не рассказывал?! Ну вот это было ночью, я шел по Берлину, решил пройтись и увидел маленький согнувшийся комочек. Чуть приглядевшись, я понял это ребенок. Она сидела прямо на дороге, на корточках, обхватив обоими руками коленки, голова была наклонена к ногам, я позвал ее, но она не отозвалась, она что-то шептала по-немецки, я не разобрал. Потом яркий свет и на дороге показался танк, наш танк, я тогда сразу подлетел к ребенку и схватил ее. Потом закричал, что есть мочи, что здесь ребенок, остановитесь. Так я остановил танк, который чуть не раздавил бедную девочку. Потом она заплакала и я ей хотел дать что-нибудь съестное или что-нибудь другое, ну ты же знаешь так принято, детей надо угощать, любых, и вообще чужих детей нет! Я порылся в кармане и нащупал маленький металлический меч, он был всегда со мной, как талисман. Возможно благодаря ему и моей вере я оставался жив на протяжении всей войны. Его выковал Алексей, старинный друг моей жены, да и мой тоже. Ты знаешь его, он трудится на ММК. Он сделал точную копию меча псковского князя Всеволода, который был канонизирован Православной церковью еще во времена Ивана Грозного. Причем в лик святых князь был возведен за чудеса, которые случили уже после его смерти. Так, в 1193 году, спустя 60 лет после своей смерти, Всеволод явился во сне одному псковичу и дал указание: — «Объяви всему священному собору, князю, посаднику и всему христолюбивому народу псковскому, чтобы перенести мощи мои от святаго Димитрия во храм Пресвятыя Троицы; ибо там хочу я возлечь». Благочестивый муж осмелился спросить: — «Кто ты, владыко мой, пришедший ко мне смиренному вспомянуть грехи мои? От светлости лица твоего трепещет душа моя; открой мне имя твое святое». — «Имя мое князь Всеволод, во святом крещении Гавриил, — отвечал явившийся, — Господь Иисус Христос предал мне град мой Псков, чтобы хранить его и соблюдать от безбожных Немцев, и в нем хочу пребывать до скончания века сего. Не медли исполнить волю мою». Интересно, что меч на данной скульптуре я заметил, который в руках "Воина-освободителя" точно такой же какой и мой талисман, то есть точная копия меча князя Всеволода» — рассказал Иван, подчеркивая свои глубокие знания в истории, продолжая работать.
(Источник: 7 главных фактов о памятнике Воину-освободителю в Берлине© Русская Семерка russian7.ru).
«А ты в курсе, что в руках Война-освободителя по задумке Евгения Викторовича должно быть современное оружие, то есть автомат, но Сталин решил, что монумент должен стоять в веках?!» — то ли спрашивал то ли утверждал мастер.
«Да, вот это похоже и подтверждает мою догадку и объясняет сходство» — заключил Иван. За разговорами и работой они периодически отвлекались на заказчиков, которые приходили то за готовым заказом, то заказать новую работу.
«Кстати ты отвлекся и не рассказал мне ту историю с девочкой?» — напомнил Мастер, желая узнать историю целиком.
«Ах да, прости, вот этот меч я и подарил той девчушке. Но сейчас я не знаю, где она, как впрочем и что с ней, хочется верить, что цела и здорова, и хранит мой подарок. А ведь она почти одного возраста с моими детьми. Кстати ее звали — Ол. Она мне сказала, когда я ее спросил по-немецки. За годы службы я выучил немецкий, меня учили пленные и один русский солдат. Каждую ночь с ним сидели и учили. Видно не зря все-таки война. Хотя пугает цифра жертв войны. Нет, уж лучше без нее. Я понял многое, одно из них то, что не нужно искать причины, следствия чтобы делать то или то! Нужно просто делать. Например, учиться. И не просто читать, считать и писать. Это само собой расшумевшееся, но и применять это в добром деле. Учить языки, чтобы не только путешествовать и разговаривать с иностранцами, но и чтобы читать зарубежную литературу на подлинном языке, а также писать и переводить русскую литературу на иностранные языки. Продавать за рубеж, тем самым доносить свои мысли другим государствам мирным путем. Это конечно в идеале, но кто сказал, что идеалы не реальны. А еще необходимо изучать другие ремесла, необязательно все, достаточно только те которые нравятся делать самому своими способностями, ведь как сказал Лев Николаевич Толстой, человек рожден для счастья» — говорил Ваня, а под его руками творилось чудо в виде кованного узора для забора детского садика.
«Красиво говоришь, Иван! Да и делаешь тоже ничего, ты растешь, можно сказать уже профессионал. Я думаю, что я тебе уже не нужен. Ты уже можешь все самостоятельно» — дал оценку учитель — «мы опять отвлеклись, как вы все-таки тогда расстались с той девчушкой, ты же ее не бросил одну на дороге».
«Благодарю я уже сам если честно чувствую мастерство. Все стало легче гораздо. Да и быстрее. Правда, я всегда стараюсь совершенствоваться и у меня есть еще идеи. Это значительно сэкономит время и облегчит труд, и сбережет ресурсы. А что касается той встречи то, после того как я ее спас от смерти под гусеницей русского танка и после того как я ей подарил подарок к нам выбежал человек с ружьем, я думаю это ее родственник, потому что она стала вырываться из моих рук к нему, я ее отпустил, тогда она подбежала к нему и что-то стала говорить, я не успел разобрать и перевести, так как это было очень быстро, но я понял одно она ему говорила обо мне и он меня отпустил, не пустив в меня пулю из своего ружья и я ушел, а они ушли вместе» — ответил Ваня.
И Ваня тут же вспомнил всю картину прошлого, ту ночь, дождь, девочку, подарок и того человека с ружьем.
«Это замечательно! Вот ты уже предлагаешь инновации, но давай закончим с этим, а потом предложишь на свежем заказе» — предложил Мастер.
«Да я согласен, на новом будет лучше!” — согласился Иван — «Да, а девочка, что позировала для Война, немка?»
«Да, сначала позировала немка, позже взяли похожую на нее русскую — Свету Котикову, дочь коменданта, скульптуру делали в Санкт Петербурге. Потом частями переправляли в Берлин. А самим прототипом «Воина-освободителя» стал сержант Николай Масалов, который 26 апреля 1945 года во время боя вынес трехлетнюю немецкую девочку из зоны обстрела. Сам герой так вспоминал свой подвиг: «Под мостом я увидел трехлетнюю девочку, сидевшую возле убитой матери. У малышки были светлые, чуть курчавившиеся у лба волосы. Она все теребила мать за поясок и звала: «Муттер, муттер!» Раздумывать тут некогда. Я девочку в охапку – и обратно. А она как заголосит! Я ее на ходу и так, и эдак уговариваю: помолчи, мол, а то откроешь меня. Тут и впрямь фашисты начали палить. Спасибо нашим – выручили, открыли огонь со всех стволов» (Источник: 7 главных фактов о памятнике Воину-освободителю в Берлине © Русская Семерка russian7.ru). Так рассказывал писателю Алексею Голованову для его книги сам Николай Масалов» — рассказал Мастер, показывая свою большую осведомленность в данной теме.
“Выходит герой один, а позирует другой?» — заметил Ваня.
«Не думаю, что Иван Одарченко пройдя войну не совершил не одного геройского поступка, я думаю, он заслуживает быть увековеченным, кстати он участвует в карауле этого памятника, это и понятно» — объяснил учитель.
«Знаешь, я с тобой соглашусь» — сказал Ваня — «а там написано из чего сделан «Войн-освободитель»?» — спросил Ваня.
«Из гранита, бронзы и смальтовой мозайки и все он замечательно соединил в едином образе» — ответил мастер — «кстати, архитектором был Лев Белопольский и еще два помощника помогали Вучетичу и еще знаешь, этот Иван Одарченко не долгое время еще до войны жил у нас, в Магнитогорске. Потом правда вернулся с семьей в Тамбов. И там остался и после войны тоже там. И сейчас там живет или в Берлине на службе, даже не знаю!» — договорил Мастер — “Ты я смотрю доделал, завтра надо им позвонить пусть забирают заказ, красота будет, подожди смотри время та уже без пяти четыре, тебе же вроде надо было детей забирать? Как летит время? А мы даже и не обедали сегодня за разговорами!» — договорил Мастер и показал на часы Ване.
«Блин, куда оно так летит, опять опаздываю я же обещал в четыре, ладно я побежал» — после этого он быстро пошел переодеваться и спустя пять минут уже распрощался и вышел вон.
Он опоздал только на полчаса, ему повезло его подвез знакомый товарищ на запорожце. Но как оказалось он приехал вовремя дети буквально при нем проснулись с сон часа. Они сразу же кинулись к отцу на шею: «Папа привет, мы так тебя рады видеть».
«Да, соскучились с тетей Зоей, со мной сейчас скучно, я футбол не играю, на полу тоже не могу, только в магазин играли, кафе-мороженое и больницу, причем я пациент» — сказала сестра Оли.
«Так вы совсем замучили тетю, ну-ка извинитесь» — сказал папа.
«простите нас, тетя!» — сказали послушно ребята.
«Да, ничего, опыт мне не повредит, но утомилась я, все-таки уже тяжело, кстати, я завтра в больницу с утра анализы, к врачу, если попозже?» — спросила Зоя.
«Нет, спасибо! Завтра я сам с сорванцами посижу, что-нибудь придумаю, а ты береги себя и малыша» — сказал Ваня, когда помогал одеваться детям.
Где-то в пять они уже вышли от сестры и направились к дому.
«А где мы будем завтра? Дома?! Ты не идешь на работу?» — спросил сын Миша.
«Видно, на работу завтра ко мне мы идем вместе» — озвучил Папа.
«Ура!» — послышался дружный вопль в ответ.
«До свидания, тетя Зоя!» — сказали ребята и побежали на улицу.
«Пока, Зоя» — сказал Иван и пошел вслед за ними.
«Ребята, ждите меня, сейчас давайте договоримся?!» — подозвал он их к себе.
«Да, папа, мы тебя слушаем, опять маме сюрприз?!» — говорили они.
«Нет, на этот раз без сюрпризов, просто договоримся с вами, что сейчас сразу домой, без немножко погулять, заходим идем на кухню и готовим маме ужин, потом приходит мама, ужинаем, умываемся, разбираем постели готовимся к завтра и спать, завтра рано вставать» — изложил папа.
«Классный план, папа, а готовить правда будем вместе?» — неожиданно спросил Миша, ловля на слове.
«Конечно, ты что например умеешь делать?» — спросил в ответ папа.
«Папа, а завтра мы опять к тете Зое?» — скромно спросила Маша.
«Нет, тетя Зоя завтра занята ей в больницу, завтра у вас полноценный рабочий день у меня на работе, для этого встаем рано, берем с с собой карандаши и идем» — ответил папа.
Все это время Миша повторял: «я все умею делать, а что толком нужно?»
«Сейчас придем и увидим, только надо быстро вперед мамы придти, идем-идем быстрее» — скомандовал папа, вспомнив армию, службу и войну.
Еще было светло хотя день и клонился к вечеру они удивительно быстро дошли до дома, Миша правда хотел погулять у дома, забыв про договоренность, но папа ему быстро напомнил и он согласился. Когда они пришли мама была уже дома и вовсю уже готовила ужин.
Миша тихонько дернул отца за кофту: «Пап, а пап, наш план провалился».
«Нет, только его часть, другую мы исполним, ну ка марш мыть руки».
И все пошли мыть руки.
«И за стол у меня почти готово» — отозвалась Оля — «всем привет, я освободилась пораньше вот решила порадовать вас вкусненьким, кстати завтра я выходная и мы пойдем гулять!»
«Нет, пап, весь план!» — усмехнулся Миша.
«Привет, дорогая! Это здорово! А я постараюсь завтра не задерживаться» — сказал папа и слегка потрепал Мишу по голове.
«Это было бы хорошо, я хотела бы сходить к маме вечерком, она вчера звала» — сказала Оля.
«Ну, таки и сходим вместе с ребятами» — согласился папа, выйдя из ванны с полотенцем вытирая руки — «ребята, держите полотенце». Он вошел на кухню стол был уже накрыт, приборы разложены, хлеб нарезан и стоял еще графин с компотом.
«Да, и можно их оставить она мне звонила и сказала чтобы я их привела, ей с ними лучше» — сказала Оля — «садись за стол, борщ получился отменный, а еще котлетки и картофельное пюре».
«Мама, мама!» — вбежали на кухню дети и сразу в мамины объятья — “привет, мы так по тебе скучали! О, так вкусно пахнет! Ура! Я чур картофельное пюре буду!» — кричали они садясь за стол.
Дети ловко орудовали ложками, было видно они проголодались. Да, и папа не отставал и даже попросил добавки. Мама изо всех сил старалась перебить грусть и вспоминала слова отца, как то он сказал ей: «где я бы не находился я счастлив, если счастлива моя семья» и она старалась следовать этому совету и быть счастливой. А для этого было необходимо делать счастливыми своих близких, чем она и начала заниматься. Дети поели и убежали играть, а Оля и Иван еще сидели, ели не спеша и разговаривали. Оля рассказывала о своей работе, а Ваня о своей. Оля рассказала что глав врач дал ей отдых так как не уверен в ее нынешнем состоянии и адекватной работе с пациентами, поэтому дал неделю форы. Ваня же рассказал о своем знаменитом тезке, памятнике в Берлине, о его создании, ровным счетом рассказал все что знал о нем.
«Ты тоже хочешь ваять памятники?» — спросила она неожиданно.
«Конечно, бы хотел, но увы таланту у меня нет, а без таланта в этом деле некуда» — ответил Ваня.
«Но ты талантлив в кузнечном деле, создаешь шедевры: заборы, ворота, ограды, скамейки...» — продолжала она.
«Но это разные вещи! Нужно заниматься тем, что твое, что тебе нравится, что ты делаешь изо дня в день с приятной усталостью, то к чему лежит душа — вот кузнечное дело — это моё! Я это и делаю и создаю свои шедевры здесь и не мешаю и не лезу в чужие дела, пусть настоящие шедевры создают истинные мастера своего дела, например в памятниках» — закончил он, убирая грязную посуду со стола.
«А ты истинный мастер своего дела — кузнечного» — гордо сказала она, приступая к мытью посуды.
«Вот ты меня всегда понимала» — добавил он.
«Я же твоя жена, я люблю тебя, мы с тобою столько вместе» — объяснила она.
«Не важно сколько люди вместе, а вот у понимания и любви есть точно связь» — догадался он.
“Знаешь я и вправду была права герой тот кто что-то создает, а не разрушает и лишает жизни, выходит я герой, я родила двоих ребятишек, я восстанавливаю здоровье людей, и ты герой...» — неожиданно размышляла она.
«А ты еще сомневалась! Ты настоящая героиня! А я прежде не был героем, я убил — 108 человек! Лишил их жизни! И две жизни, которые я принес не перекроют те 108 жизней» — сказал он с грустью.
«Да, я согласна, это невосполнимая утрата, но эти двое могут создать других, которые в силах покрыть ту невосполнимую утрату, в конце концов не губи себя, это была война, а на войне или ты или тебя, конечно есть шанс доказать словами что все зря не доводить до смерти, но это редкостный случай, чаще естественный отбор, как у зверей» — переубедила она его — «главное то, что ты осознал свои ошибки и впредь будет все иначе, теперь ты будешь создавать и более никаких разрушений!» — добавила она.
«Да, более никаких, теперь только создание» — ответил он, вытирая посуду сухим полотенцем.
«А все-таки интересно получается с той девочкой и памятником, выходит ты тоже прототип, это и ты, как точно!» — заметила она.
«Там в Берлине, таких подвигов было много, многие русские солдаты спасали немецких детей из под огня, только кто учинял этот огонь» — додумал он.
«Палка о двух концах» — сказала с грустью она — «ты завтра во сколько на работу?»
«Ну, раз ты дома, выйду попозже в восемь, к девяти буду» — ответил Ваня.
«Иди спать, а я уложу их сама, почитаю сказку» — добавила она вытирая руки полотенцем в руках у Ивана.
«Ты просто золотая жена!» — восхитился он — «я пойду только поцелую детей» — сказал он и поцеловав жену вышел из кухни.
Когда он зашел в детскую, дети сидели тихо и мирно играли на ковре в игрушки.
«Ребят, давайте я вас поцелую и пойду спать, а вас уложит мама, она почитает вам сказку, а мне завтра рано на работу» — после этого дети разом подошли к папе и поцеловали его сразу и одновременно в две щеки. Затем он ушел, умылся, разделся, упал на кровать и сразу уснул богатырским сном. Оля зашла в комнату чтобы переодеться и обратило внимание на часы на них было уже 10 часов вечера: «как летит время» — подумала она и тихо бесшумно переодевшись вышла в детскую.
Дети также играли на ковре, как будто бы не замечая времени.
«Миша, Маша, убираем игрушки и ложимся спать» — скомандовала мама.
«Мама, ты забыла сказать помыться и переодеться, а сказку ты нам прочтешь? А спектакль?» — допытывалась Маша.
«Давай помогай брату и расправьте кровати, а потом по очереди в ванную, Маша первая, а после обязательно спектакль-сказка» — сказала она.
Убрали игрушки они ровно за пять минут, потом еще быстрее сняли покрывало с постелей. Миша полез на полку с книгами и за цветным свертком который лежал на столе, а Маша послушно взяв полотенце и пижаму пошла вслед за мамой в ванную.
Мама была уже там и споласкивала ванную. Она быстро и ловко помыла дочь под душем, потом намазала зубную щетку зубным порошком дала ей почистить, а сама показывала на себе на своих зубах, как это делать. Затем проводив дочь позвала Мишу: «Мишка, быстро в ванную уже поздно и не забудь полотенце».
Миша влетел в ванную, как на истребителе причем на одном крыле у него болталась пижама, а на другом полотенце. Мама также помыла и его, дала ему зубную щетку с порошком и стала опять показывать на себе своей щеткой с порошком. Затем они вместе сполоснули полость рта и вышли из ванной.
«Ну и что мы будем читать? Кто что выбрал интересное? Монетка нужна?» — спросила мама.
«Я вот выбрал про рыбку, Маш тебе нравится?» — сказал Миша по джентльменски.
«Да-да! Хочу про рыбку, а вот я нашла рыбку, а еще дедушку и бабушку» — ответила Маша показывая игрушки.
«Ну так вот ложитесь на свои подушечки, а то спектакль начнется уже через минуту» — сказала она им поправляя одеяла то одному, то другому. Потом взяла стул и села за стулом на корточки, так что детям была видна одна ее голова, как в настоящем спектакле с игрушками, которые дала ей Маша.
«Здравствуйте! Дорогие ребята начинаем нас сказ и раскроем в ней указ! Сказка Александра Сергеевича Пушкина «Золотая Рыбка» — сказала она не своим голосом и спряталась за стулом.
Так она и показывала, игрушками, первая уснула Маша не дослушав до конца заключение сказки, а вот Миша готов был слушать и еще одну сказку. Мама не читала с книги так уже давно десятки раз перечитывала ее и уже запомнила каждую букву и смысл.
« Мам, ну давай еще одну?» — просил Миша.
«Нет, уже поздно вон на часах смотри две стрелки уже на двенадцати, значит двенадцать, если папа узнает что ты в это время еще не спишь накажет нас обоих, вон и Машка уже сопит, давай на бочок и спи, а я тебе спою» — уговаривала она его.
«Ну нет я уже не маленький не надо мне петь, ладно спокойной ночи» — после этого мама его поцеловала, поправила одеяло и пошла сама спать. В комнату куда упал на кровать Иван.
Она тоже уснула сразу, так как усталость превысила переживания и светлые воспоминания об отце. Поэтому ночь пролетела быстро. Утро как и всегда наступило неожиданно. Она уже открыла глаза и увидела, что Иван уже ушел и она спала одна. В эту минуту в комнату вбежали дети:
«Мама, мама — ты уже проснулась, ура! И мы проснулись! Теперь погуляем!» — вопили они.
«Сначала надо умыться, одеться, заправить постели, позавтракать, приготовить ужин, а вот потом идем гулять» — сказала мама.
«ну это быстро» — сказал Миша в ответ.
«Мы мигом!» — подтвердила Машка.
«Ну, сейчас мама встает, примет душ и будет вам готовить завтрак, а вы быстро заправлять постельки и переоденьтесь» — сказала она сладко-сладко подтянувшись. Потом встала и кошкой побрела в ванную, делая вид что охотится за детьми: «сейчас я поймаю этих сладких ребятишек» — шутила она. А они с криками восторга ринулись в комнату, в то время как мама шмыгнула в ванную. Когда она вышла с чалмой из полотенца на головедети уже стояли переодетые с полотенцами на плечах и готовились войти в ванную.
«Мама а мы все тебя ждем осталось только умыться и почистить зубы» — сказал Миша изображая старшего брата.
«Заходите, только пожалуйста не толкайтесь и не ссорьтесь места в ванной хватит всем, а я проверю как вы убрали постели» — сказала мама и выходя пропустила детей в ванную, так как проход был довольно узким.
Когда она прошла в детскую то ее удивлению не было предела, постели были гладко застелены, пижамы были аккуратно сложены в шкафу, игрушки красиво расставлены по местам. Тогда она пошла на кухню, чтобы приготовить завтрак, но похоже и здесь был сюрприз. Приготовленный завтрак стоял на столе, заботливо накрытый кухонным полотенцем и еще был теплым.
«Дети завтрак на столе, папа приготовил. Поэтому готовим обед и ужин, и идем гулять в парк!» — сказала мама, радуя детей — «да, мамочка еще сделает себе прическу и переоденется».
«ууууу ну это долго» — промычал Миша, зайдя на кухню.
«сегодня я быстро, я и так хороша у меня сегодня примерные и очень хорошие дети» — сказала она. Дети сели за стол, Оля убрала полотенце и поставила чайник на плиту. Дети побыстрее поели, сказали «спасибо» и побежали играть. А мама после завтрака сразу прибрала стол, помыла посуду и начала приводить себя в порядок: причесаться, приодеться. А потом приступила к готовке обеда, переходящего для некоторых в ужин.
Дети в это время находили себе занятие сами: Маша читала книжку сидя за письменным столом, потому что это было ее самое любимое занятие, а Миша играл в машинки на полу, так как машины — это его страсть.
Тем временем Ваня работал, делая привычное дело. И за этим обычным, но любимым делом у него родилась идея, которую он решил озвучить своему учителю.
«У меня тут возникла идея — начал он — не знаю, можно ли ее как-то осуществить?!»
«Выкладывай идея — это хорошо, что нибудь придумаем вместе» — дал добро учитель и приготовился внимательно слушать.
«На эту идею меня вдохновил памятник Войну-освободителю, так вот сделать бы монумент в виде нашей планеты и двух голубей, мило воркующих на ней. И все это великолепие разместить на Площади Мира у нас в городе. Как тебе идея?» — не уверенно произнес Иван.
“Я бы сказал, что идея хорошая, даже глобальная, но очень дорогая, я боюсь не осилим, даже если нарисуем сами, хороший материал не дешевый и на дороге не валяется, доставать надо, но я думая на бумаге оформить стоит, для памяти, чтобы не забыть» — ответил Мастер.
«Я думал, ты будешь смеяться, идея мне показалась почти бредовой, я попробую сделать зарисовки, макет» — добавил Ваня.
«Поверь мне от бреда до гениальной идеи миг, впрочем как от гения до сумасшедшего» — процитировал тот — «пробуй и возможно это станет твоим предназначением, конечно за исключением твоих детей, которые уже и есть твое предназначение всей жизни».
«Вот и я думаю, нужно что то создать, свое, своими руками головой, оставить после себя след на благо и в память о себе потомкам» — сообразил Ваня.
«Ты прямо читаешь мои мысли, я вот тоже создал, например, эту мастерскую возможно ее вскорости назовут имени меня, по крайней мере я был бы рад» — сказал Мастер — «я смотрю ты закончил почти все заказы кроме одного, пока я копаюсь с этой скамейкой, ученик превзошел учителя!».
«У этой скамьи много мелких деталей, на них и уходит время, а меня забор, реечка к линеечке — поперечина» — сказал Иван.
«а ты меня не успокаивай, старею я старею, забор ты начал делать два часа назад и уже заканчиваешь, кстати я решил я тебе решил передать свое дело, короче ты мой преемник, ты ведь знаешь у меня больше никого нет, только дочь, а она врач, не кузнец, ее муж профессор, так что больше не кому, да внук у меня маленький, знаешь обещай если он заинтересуется этим делом передашь мое дело ему, но не заставляй! Он сам должен решить! Вообще и за своих детей никогда не решай кем им быть, только они сами это могут знать!» — сказал Мастер с горячкой в глазах.
“Я это уже по себе знаю, но я думаю детей нужно знакомить со своим трудом, чтобы они не ошиблись, да и повод для дополнительного общения, которое так необходимо» — сказал Иван. И припомнил свое детство: маму-швею, модельера, отца — банковского служащего, тетю — актрису, партнера мамы. И следом за этим вспомнились беззаботные детские воспоминания.
Мастер умер на седьмом десятке лет, его сердце остановилось прямо в Мастерской. Были большие похороны, приезжали его ученики со всей области и с Москвы, а также родственники из Ленинграда и высокопоставленные лица города. После похорон Иван решил возобновить работу над своей идеей и в свободное от работы время, за обедом в мастерской он делал наброски рисунков. А ночью неожиданно проснувшись в холодном поту присел за письменный стол, и встал только рано утром, когда макет был готов. Дети уже учились в школе поэтому он не стал ложиться и пошел будить детей. Тут и Оля проснулась и принялась за завтрак. Создав данный макет, он решил не откладывать его в дальний ящик, а начать по-потихоньку делать заготовки, кой какие детали. И эта работа, займет его всю оставшуюся жизнь. Поглотит целиком, как когда-то война поглощала миллионы жизней людей, чтобы потом увековечить их имена с помощью искусства. В этом смысле война немного созидательна, но и у искусства всегда есть жертвы. Как и в основе памятника Воину-освободителю есть миллионы жертв жизней, да это страшно, но так и есть. Все ради искусства. Или оставляем детей, жену и пропадаем на работе, ради искусства. Итак, до скончания своего существования в данном теле, чтобы оставить после себя как можно больше следов: памятников и иной работы, конечно продолжателей нашего святого дела искусства творения мира, то есть наших детей. Мы приняли миллионы жертв ради искусства и создали его из камня, железа. У любого предмета искусства есть жертва, поэтому его нельзя уничтожить, это уже история.
Так мирно и в труде текла их жизнь. Не всегда хватало денег на хлеб, но они не унывали запасов крупы хватало и они ели обыкновенную кашу, зато каждый раз разную. Хоть иногда и злость брала вверх и они ругались, кричали друг друга, но спустя время они понимали, что гораздо лучше быть вместе, чем по одиночки злится. И тогда они мирились, и совсем неважно кто делал первый шаг, важно что теперь они опять были за одно и вместе. Ведь никто и никогда не обещал легкой и беззаботной жизни, заботились все и хоть они и не замечали, но вместе им было легче, чем когда они жили по одиночке.
Иван не успевал без Мастера по работе, заказчики были недовольны, работа шла медленно. Он забросил свою ту самую идею и занимался до ночи своими прямыми обязанностями. Потом приходил домой и буквально падал на кровать. На хрупкие Олины плечи легла полностью, помимо основной работы в госпитале, забота о детях. Она проверяла у них уроки, встречала и провожала в школу, кормила, выслушивала и решала их небольшие, но такие значимые для них проблемы. Как то придя домой Ваня увидел, как Оля спала прямо за столом. Тогда он отвел ее нежно в спальню и решил, что дальше так продолжаться не может и решил подыскать себе срочно помощника. Он конечно уже давно подал объявление, но результата не было и только в этот раз он решил действовать по другому. Он вспомнил кто был на похоронах Мастера и тут же пришел на ум друг Мастера. Они вместе учились, припомнил Ваня пока мыл посуду, которую случайно оставила Оля, заснув от усталости. Потом он вспомнил, как его найти и с утра проводив детей в школу отправился в гости.
«Здорово, какими судьбами, Вань» — встретил его Андрей Евгеньевич.
«Здравствуйте, я к вам непросто так и не надолго, а с просьбой» — сразу начал Ваня входя в распахнутую дверь.
«Ну, это как раз понятно, с какой-стати занятому человеку навещать старика» — сказал Андрей Евгеньевич — «я тебя слушаю, чем смогу тем помогу».
«Да, время так летит, некогда, все некогда! Вот кстати я к тебе именно с этой проблемой, мне нужно освободить личное время, а для этого нужны помощники, можно просто ученики, я их сам бы обучил» — начал Ваня.
«Понятно, у меня есть несколько ребят на примете, есть и знатоки и любители кузнечного дела, тебе скольких прислать? Сейчас с работой тяжело, не легко найти что нужно» — быстро ответил Мастер.
«Не знаю, я подумывал о цехе, заказчики увеличились я не успеваю, поэтому наверное присылай всех кого знаешь, кто хочет работать, я им все расскажу если им понравится останутся» — добавил Ваня.
«Ладно, вижу ты торопишься, чай не предлагаю, сегодня же этим займусь, адрес твоей мастерской помню, поэтому завтра можешь ожидать людей, давай беги» — договорил Андрей Евгеньевич.
«Спасибо, так быстро, пока, я действительно побегу, я же один, будет больше времени забегу» — сказал Ваня в ответ, выходя из дома.
«Один не забежишь, забегай с семьей, когда гулять будете, так и вправду забежишь, давай пока буду ждать» — сказал Андрей Евгеньевич и закрыл дверь, а после сказал себе: «Как же забежишь, у тебя семья ты для них время освобождаешь, не для старика же». Ваня уже ушел и действительно не услышал этих слов, но сохранил в памяти обещание заглянуть к нему как нибудь. А сам побежал на работу, разъяренный заказчик стоял уже у дверей ожидая заказ. Но Ваня быстро ему все объяснил и выдал уже приготовленный за вчерашний поздний вечер заказ. В этот день он пришел домой хоть и поздно, но в хорошем настроении с предчувствием скорых положительных перемен в жизни. Теперь у него новый статус — начальник, учитель, мастер. Справится ли он думал он. Оля с радостью поддержала его в этом новом начинании. И дети замечательно учились. Учительница только хвалила их малышей. Поэтому в таком же хорошем настроении он и отправился на работу.
Первый претендент пришел не сразу с утра как рассчитывал Иван, а подтянулся к обеду.
Это был довольно умный и уже взрослый молодой человек с кой какими навыками в профессии. Поэтому он сразу поинтересовался оплатой труда. И Иван не капли не тая раскрыл ему карты, молодой человек недолго думая согласился, но только не на полный рабочий день, ссылаясь на небольшую оплату и они сразу же к первому заказу вместе. Он был не единственный за день в этот день приходили еще трое, но их смущала низкая оплата и большой объем работы. Из всех на первоначально-низкой оплате согласились работать двое, это был первый и последний. Первого, про которого уже кой что здесь сказано звали Николаем, второго Игорем. Он был моложе, но страстно желал научиться кузнечному делу на первых парах даже бесплатно. И Ваня с радостью принял и его. Теперь он припомнил все чему учил его учитель и передаст это своим ученикам. Он им все передал, а в моментах передышки рассказывал о своей жизни, о войне, о мире и отвечал на вечные вопросы. Прошло не мало времени, Оля стала заслуженным врачом с большим опытом, к ней на прием записывались на месяц вперед. Пару раз они всей семьей выбрались отдохнуть на море и столько же раз навестили бабушку в Волгограде, она была уже совсем плоха, за ней ухаживали уже взрослые младшие дочери, сестры Ивана. Мастерская Ивана выросла до немыслимых размеров, около 20 сотрудников трудились там и заказы расходились по всей области. А у Вани и Оли была задача номер один устроить жизнь детей ведь они вот-вот заканчивали школу. С Машей казалось все понятно, ее целиком увлекла медицина она каждый день пропадала в госпитале и подрабатывала санитаркой, а вечером читала книги по медицине. Там же она нашла и подруг и лучшего друга, практиканта Никиту.
А вот о судьбе Миши родители серьезно забеспокоились, особенно отец, ведь он так желал передать свое дело сыну.
«Сын, нам нужно серьезно поговорить» — начал Иван.
«Пап, мне некогда я обещал Валерке, там у него, помочь надо, давай вечером я приду, и мы поговорим» — сказал тот убегая.
«Ну, вот он опять увиливает, друзья, Валерка, как будто Валерка, вся его жизнь, его нужно подтолкнуть к делу» — сказал отец, уже Оли.
«К своему делу, но он не ты! Он это он! Позволь ему распоряжаться кстати, он уже где работает или подрабатывает, кстати пропадает он в гараже этого соседа, друга Валерки, ходила я тут к одной пациентки и случайно встретила» — доложилась мама — «ты плохо знаешь своего сына, правильно поговори только не дави, лучше просто поинтересуйся его жизнью» — добавил она.
«Тебе легко говорить, вон Машка, выбрала твое дело в мед хочет поступить, а кто мое продолжать будет?» — добавил он с горечью.
«Если даже Миша выберет что то другое не расстраивайся у тебя есть, твой ученик Игорь, он тебе как сын, передай ему дело, а для сына главное чтобы он был счастлив, не принуждай, делай что должно, а дальше будь что будет» — сказала Оля.
«Мудрая ты моя, делай что должно, а дальше будь что будет! Точно!» — повторил он, обнимая и целуя жену.
Разговор с сыном был долог и грустен, Ваня понял, что сын вовсе не разделяет его мнения. Но его в ту же очередь порадовало, что у сына уже есть свое мнение и свой план касательно жизни. Он решил стать водителем. Он уже узнал где учат и давно собирался поговорить и рассказать все, поделится и посоветоваться как лучше устроить. Отец от этого был счастлив и с радостью помог все устроить.
И первый раз в жизни они поговорили откровенно. Теперь все стало ясно и они были за одно, и все устроилось. Маша уехала учиться в Челябинск, а Миша учился в городе на водителя. А дело отца продолжал молодой, но талантливый ученик Игорь, у него тоже была уже своя семья. И как то утром перед работой он наткнулся на газету в которой была интересная статья. В ней говорилось, что известный скульптор Яков Белопольский и его команда начали новый шедевр «Родина Мать зовет» вслед за войном-освободителем в Берлине. И стало известно, что стоять он будет в Волгограде. Зная о том, что это родной город Ивана, он скорее заторопился на работу, чтобы быстрее показать газету. Иван был рад узнать о новости и показал Игорю старую и потрепанную газету, где была напечатана статья про монумент Войну-освободителю.
Это не памятник человеческому гению, это памятник человеческой воле, храбрости, мужеству, отваге и преданности Родной земле. Гласила газета верные слова.
"… Пройдут годы и десятилетия, нас сменят новые поколения людей. — читал Иван — Но сюда, к подножию величественного монумента Победы, будут приходить внуки и правнуки Героев, сюда будут приносить цветы и приводить детей. Здесь, думая о прошлом, мечтая о будущем, люди будут вспоминать тех, кто погиб, защищая вечный огонь жизни" — такие пророческие слова будут высечены у подножия Мамаева кургана.
На самом Мамаевом кургане битва длилась 135 дней и ночей. Его вершина была важным звеном в системе обороны города, так как с нее прекрасно просматривался не только сам Сталинград, но и Волга, переправы, заволжье. Вся земля на холме была буквально перепахана снарядами, минами, бомбами — до 1000 осколков и пуль на каждый квадратный метр. Весной 1943-го там даже не взошла трава. В тот год высота 102.0 (ставшее легендарным обозначение Мамаева кургана на военных картах) стала настоящим курганом — на его склонах хоронили погибших со всего города — по щеке Ивана скатилась слеза памяти.
«В начале 1943 г. Сталинград лежал в руинах и был практически мертвым — в городе осталось всего полторы тысячи человек. Но как только фронт отодвинулся от города — туда стали возвращаться жители; и уже к маю количество населения превысило сто тысяч человек. Родина высоко оценила исторический подвиг Сталинграда. Страна желала видеть Город-герой возрожденным, и не просто городом для жителей, а городом-памятником, в камне и бронзе, с назидательным уроком возмездия врагу, городом вечной памяти павшим его защитникам, поэтому было принято решение создать памятный ансамбль из скульптур, а исполнителя выбрать с помощью конкурса.
Итак, Всесоюзный конкурс на лучший проект памятника Сталинградской битве был объявлен почти сразу после окончания войны. Обугленный, искалеченный Мамаев курган простоял таким до 1959 г., и вот наконец-то по проекту Евгения Вучетича начато сооружение грандиозного памятника-ансамбля. Скульптура «Родина-мать зовёт!» — композиционный центр памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы» будет стоять на Мамаевом кургане в Волгограде. И будет самой высокой статуей мира. Работа уже начата в Тимирязевском районе Москвы, на даче, располагается мастерская Вучетича – есть рабочие эскизы: уменьшенный макет Родины-Матери, а также макет головы статуи в натуральную величину».
После чтения они приступили к обязанностям. Для них конечно это уже была рутина, но не менее рутина чем для Евгения Вучетича его творчество, он тоже изо дня в день одно и тоже, но результат и любовь к делу вдохновляли на рутинные действия, которые безумно любил. Вот так и Иван, и теперь уже и Игорь не представляли свою жизнь без мастерской, как без жены и детей.
Строительство монумента продолжалось 8 лет, параллельно с продолжавшейся жизнью наших героев, параллельно с созданием их произведений искусства: всевозможных заборов, скамеек, ворот, изгородей, фонарей и тому подобные полезные произведения искусства. Скульптура Родины-матери возводилась 4 года; а всесоюзного значения торжественное открытие мемориала состоялось 15 октября 1967 г., а у них такое открытие было почти каждый день.
"Этот монумент — дань героическим сыновьям и дочерям советской страны. Здесь, на этой земле, они повернули ход судьбы, заставив ее идти от мрака к свету, от порабощения к свободе, от смерти к жизни. Человечество помнит их как героев-сталинградцев" — сказал на открытии Леонид Брежнев. В тот же день был зажжен вечный огонь в зале Воинской славы, и выставлен почетный караул.
Над площадью Скорби возвышается огромный холм, который венчает главный монумент – Родина Мать. Это насыпной курган высотой около 14 метров, в котором захоронены останки 34 505 воинов – защитников Сталинграда. Поэтому все здесь не случайно, на вершину холма к Родине Матери ведет серпантинная дорожка, вдоль которой расположены 35 гранитных надгробий Героев Советского Союза, участников Сталинградской битвы. От подножия кургана до его вершины серпантин состоит ровно из 200 гранитных ступеней высотой 15 и шириной 35 см – по числу дней Сталинградской битвы. Конечная точка пути – монумент «Родина-мать зовет!», композиционный центр ансамбля, высшая точка кургана. Её размеры огромны – высота фигуры составляет 52 метра, а общая высота всей скульптуры – 85 метров (вместе с мечом). Для сравнения, высота знаменитой статуи Свободы без постамента составляет только 45 метров. Когда строили «Родину-мать» она была самой высокой статуей в стране и в мире. Общий вес Родины-Матери – 8 тысяч тонн. В правой руке она держит стальной меч, длина которого 33метра, а вес 14 тонн. По сравнению с ростом человека скульптура увеличена в 30 раз. Толщина железобетонных стен Родины-матери составляет всего 25-30 сантиметров. Она отливалась слой за слоем с использованием специальной опалубки из гипсолитовых материалов. Внутри жёсткость каркаса поддерживается системой из более чем сотни тросов. Монумент не скреплён с фундаментом, держится силой тяжести. Родина мать стоит на плите высотой всего 2 метра, которая покоится на главном фундаментевысотой в 16 метров, однако его почти не видно – большая его часть скрыта под землёй. Для усиления эффекта нахождения монумента на самой пиковой точке кургана была сделана искусственная насыпь высотой в 14 метров. В ходе строительства монумента Родина Мать в уже готовый проект было внесено множество изменений. Мало кто знает, что первоначально на вершине Мамаева кургана на постаменте должна была стоять скульптура Родины-матери с красным знаменем и коленопреклонённым бойцом (по некоторым версиям, автором этого проекта был Эрнест Неизвестный). К монументу по первоначальному замыслу вели две монументальные лестницы. Но впоследствии Вучетич изменил основную идею монумента. После Сталинградской битвы стране предстояло ещё более двух лет кровопролитных сражений и до окончания войны, до полного Мира было ещё далеко. Вучетич оставил Родину-мать одну, теперь она звала своих детей начать победоносное изгнание врага. Убрал он и помпезный постамент Родины Матери, практически повторявший тот, на котором стоит его Солдат-победитель в Трептов-парке. Вместо монументальных лестниц (которые, кстати, были уже построены) у Родины Матери появилась дорожка-серпантин. Сама Родина Мать "подросла" относительно первоначального размера – её высота достигла 36 метров. Но и этот вариант не стал окончательным. Вскоре после окончания работ над фундаментом главного монумента Вучетич (по заданию Хрущёва) увеличивает размеры Родины Матери до 52 метров. Из-за этого строителям пришлось в срочном порядке "пригружать" фундамент, для чего в насыпь уложили 150 тысяч тонн земли. В резком, стремительном порыве встала на кургане женщина. С мечом в руках она призывает своих детей встать на защиту Родины. Правая её нога слегка отведена назад, торс и голова энергично развёрнуты влево. Лицо суровое и волевое. Сдвинутые брови, широко открытый, кричащий рот, раздуваемые порывами ветра короткие волосы, сильные руки, облегающее формы тела длинное платье, раздуваемые порывами ветра концы платка – всё это создает ощущение силы, экспрессии и непреодолимого стремления вперёд. На фоне небосклона она подобна парящей в небе птице. Скульптура Родины Матери прекрасно смотрится со всех сторон в любое время года: в летнее время, когда курган покрыт сплошным травяным ковром, и зимним вечером – светлая, освещённая лучами прожекторов. Величественная статуя, выступая на фоне темно-синего неба, как бы вырастает из кургана, сливаясь со снежнымего покровом. Это настоящее произведение искусства от мастера-скульптора Е. В. Вучетича и инженера Н.В. Никитина являет собой многометровую фигуру женщины, шагнувшей вперед с поднятым мечом. Эта статуя является аллегорическим образом Родины, зовущей своих детей на бой с врагом. В художественном смысле статуя представляет собой современную интерпретацию образа античной богини победы Ники, которая призывает своих сыновей и дочерей дать отпор врагу и продолжить дальнейшее наступление.
А прообразом скульптуры была Пешкова Анастасия Антоновна, выпускница Барнаульского педагогического училища 1953 года (по другим сведениям, Валентина Изотова). Внутри вся статуя состоит из отдельных ячеек камер, как комнаты в здании. Жёсткость каркаса поддерживается девяноста девятью металлическими тросами, постоянно находящимися в натяжении. Меч длиной 33 метра и весом 14 тонн был первоначально сделан из нержавеющей стали, обшитой листами титана. Огромная масса и высокая парусность меча, обусловленная его колоссальными размерами, вызывали сильное раскачивание меча при воздействии ветровых нагрузок, что приводило к возникновению избыточного механического напряжения в месте крепления руки, держащей меч, к телу скульптуры. Деформации конструкции меча также вызывали перемещения листов титановой обшивки, создавая неприятный для слуха звук гремящего металла. Сложнейшие расчёты устойчивости этой конструкции выполнены доктором технических наук Н. В. Никитиным. Вскоре после открытия монумента обнаружилось, что фамилия скульптора на подписной табличке указана с ошибкой: «Вучетичев» вместо «Вучетич». Почему – неизвестно, расхожая версия: люди, делавшие табличку, хотели указать фамилию и инициалы – Вучетич Е.В. Валентину Изотову же на торжества по непонятным причинам не пригласили – то ли просто забыли, то ли не сочли нужным. Впрочем это уже другая история, а наша история имеет своих настоящих героев. Которые трудятся и работают на свою мечту и во благо своих семей каждый день без устали. Потом приходят домой и отдыхают в кругу семьи, тем более семья Ивана расширилась дочь Мария вышла замуж за того самого практиканта, который к тому моменту уже стал врачом и хоть они живут далеко, в Челябинске, они от этого не перестают быть семьей. Миша же работал таксистом и вот-вот должен был тоже женится. Его же судьба оказалась рядом буквально в соседнем подъезде. Они были знакомы с детства, играли вместе в песочнице и все время были вместе, лучшими друзьями. Поэтому когда выросли они сразу поняли им во век теперь не расстаться, конечно возможно это привычка, но в любом случае уже зрелая любовь, несмотря на молодость. Их любовь преодолела время и укоренилась возросла в каждом из них. Вот она настоящая. И вскоре как они это поняли, Миша сделал предложения руки и сердца в соответствии со своим воспитанием, преклонив колено и голову, протянул руку с маленьким колечком из золоченной проволоки, с очень красиво согнутым в сердечко украшением. И девушка по имени Анастасия с удовольствием приняла предложение, а подхватил ее на руки и завертелся вокруг своей оси. Так женился сын. Зарплата таксиста была небольшой, впрочем как и зарплата учительницы начальных классов, коей она являлась, у них не было собственной квартиры. Да, и родители Миши с радостью предложили жить вместе, в комнате Михаила. И они не стали расстраивать родителей, уходом в общежитие и стали жить вместе. Конечно были трудности, ссоры, скандалы, но и примирение было быстрым, что самое интересное Миша и Настя всегда были заодно, как два партизана объединялись против родителей. Или же совсем редко женщины сражались против мужчин, в этом случае доходило до смешного. Два раза Миша в целях больше заработать и помочь отцу воплотить его идеи в жизнь, начинал работать с отцом в Мастерской, но у него ничего не выходило. Не любимое дело загоняло его в депрессию и в безденежье и ссоры с родителями, так как у него ничего не получалось как бы он не старался, как бы он не упирался. Потом он снова возвращался в такси и как будто все вставало на свои места, там он был как рыба в воде, профессионалом, знатоком. Отец не понимал его и видя все это мама посоветовала отцу сходить на работу к сыну в такси, со стороны посмотреть на него, возможно так он его поймет. Мама как в воду глядела, раз посетив базу таксистов отец все понял: отношение к нему сослуживцев, профессиональный уровень сына и многое другое. После этого все стало на свои места он больше не звал сына к себе на работу, он припомнил слова Своего Учителя и понял о чем он ему говорил. Теперь он точно гордился сыном, особенно когда услышал историю, как он устроился таксистом, ведь это было не просто. Когда он приходил устраиваться начальник сказал, что машин нет. Но увидев каким-то образом потенциал и упорство Михаила начальник решил дать ему шанс. Он дал ему старую разобранную списанную машину, «Волгу», и сказал что если он ее соберет, то будет работать на ней в такси. Миша принялся за работу, это заняло не мало времени, но в итоге машина была на ходу, а он работал в такси шофером. А в выходные помогал ремонтировать машины.
Одно мучило Ивана это идея насчет монумента Мира была не реализована денег и времени не хватало, а ведь заготовки кой-какие были уже сделаны и оставалось немного: совместить и закончить. Конечно он мог передать это дело внукам, но приходилось ждать ведь они были совсем малы. У Маши родилась девочка, а потом и мальчик. И Настя порадовала сильным и крепким мальчуганом, «настоящим будущим кузнецом», подумал Иван про себя, глядя на малыша.
Так как-то на рассвете перед работой Иван и его ученик Игорь пришли раньше всех и Иван решил поведать свою идею, тем самым дать ей наконец ход. Игорю страстно порадовала идея и он решительно захотел за нее взяться. Он решил откладывать из прибыли мастерской небольшие деньги на эту идею: на материалы и приспособления. И поделился этим планом с Иваном, а тот его в свою очередь сразу принял. На том и порешили копить деньги, а уж с накоплениями выбрать время.
Семью Ивана снова посетило горе на этот раз внезапно скончалась его мама. В один осенний день он пришел пораньше домой, его встречала жена дома в руках она держала письмо, в глазах была тревога: «Дорогой, тут письмо пришло Аня пишет, я без тебя не открывала, но мне не терпится, почерк какой-то странный, неровный» — сказала она. Он поцеловал ее взял письмо и посмотрев на него быстро начал вскрывать. Потом они вместе сели на диван и Ваня начал читать вслух. Это было страшное письмо, слезы лились безпрерывно, подступал комок к горлу. Несколько раз в письме Аня просила срочно приехать и Ваня засобирался.
«Поедем вместе» — сказала Оля.
«Конечно, иначе и быть не может, с твоей мамой побудет Маша или твоя сестра, сложно конечно будет, у Маши дети? Можно попросить Алексея с Настей, да и Миша с Настей не откажут я думаю, хоть и Ванька совсем мал?!» — ответил Иван.
«Да, сегодня же поговорим с Мишей и Настей, сейчас придут, а завтра схожу договорюсь с остальными» — ответила Оля и нежно обняла мужа. Больше они не произнесли ни слова, каждый был погружен в свои мысли. Они тихо собирались, а на следующий день Иван поехал в Мастерскую, чтобы предупредить Игоря и дать ему указания, после он двинулся к вокзалу, чтобы купить билет на поезд до Волгограда, да его теперь называли Волгоград, удивлялся Иван. Хотя вот-вот привык к «Сталинграду». Как и планировали Оля и Иван поехали вдвоем, дети остались с бабушкой и со своими детьми. Им пришлось немного под напрячься, ведь родители так хорошо помогали ухаживать за бабушкой и воспитывать детей, но иногда бывают времена, когда приходится рассчитывать только на свои силы. На вокзале их уже встречала сестра Аня, которая написала письмо у нее было опухшее бледное лицо видимо от слез.
Они обнялись все вместе и заплакали, вспомнив ту немую сцену когда их провожала мама на фронт. Дома было тихо, дети Ани вели себя тихо. На похоронах присутствовали все кто хоть как-то был знаком с Ольгой. Вся швейная мастерская, сотрудницы магазинов Надин, она уже не работала и была маленькой сухенькой старушкой, но очень модной. Она тоже пришла на похороны и все время сидела, еле-еле дыша.
«Да, время идет быстро» — заметил Ваня более он не выговорил и слова, подступил комок в горле. В городе они пробыли еще неделю, помогли оправится сестрам. В швейной мастерской они справлялись прекрасно, она выросла до масштабов фабрики плюс открыли еще два магазина. Семейное дело процветало. Девчонки по настоящему любили то, что делали и чувствовали свое предназначение. И тем более знали точно, что это их дело жизни. Пока они были там, в то самое время, а именно 15 октября 1967 года, как уже было сказано в исторической справке, там в Волгограде состоялось громогласное открытие монумента: «Родина-мать зовет!». И Ольга с Иваном там присутствовали. Они склонили голову к памятнику олицетворяя тем самым благодарность своей матери. А Иван осматривая памятник заметил: «Она так похожа на мою маму».
«На нашу маму!» — поправила его Ольга. И оба еще раз припомнили все объятия, встречи и расставания с мамой. В глазах стояли слезы, а сердце на секунду затаилось у обоих. Смотря на монумент он представлял свою мать и она сразу оживала перед ним, она теперь для него вечно жила в этом монументе и пусть ее сердце больше не стучит, а ее душа мирно отдыхает на небесах, мирно наблюдая и ожидая своих детей там.
На следующий день после открытия они засобирались и уже вечером их поезд тронулся в сторону дома. Дома на вокзале их встречали дети с внуками и сердце снова усиленно забилось в привычном ритме. Они сразу же приступили к своим повседневным обязанностям и делам: как врач, мастер кузнечного дела, бабушка, дедушка, сестра, тетя, дядя, дочь и т. д. Все снова встало на свои места. Одно изменилось Оля стала больше уделять времени своей маме, ценя каждое мгновение проведенное с ней. В то время, как Иван уделял время внукам и тем самым помогал детям. Он водил их к себе на работу знакомил со своим трудом, а еще ездили на рыбалку и гуляли в парке.
Свою идею он отложил, нужны были средства на жизнь. Нужно было увеличить зарплату работникам: вот например Игорь стал отцом и ему необходимо было обеспечивать семью, да и самому Ивану необходимо было обеспечивать семью, так как Мишиной зарплаты катастрофически не хватало. Нужно было чем то жертвовать и пришлось на этот раз жертвовать искусством. Ведь когда-то ради искусства принесли в жертву миллионы людей. Он не отчаивался ведь с ним была семья и если посмотреть по другому это не такая уж и жертва, это всего лишь отсрочка. Ведь она в любом случае когда-нибудь воплотится, пусть это сделает не он сам, а допустим его ученик Игорь или же кто-то из внуков, или кто-то из детей и внуков Игоря случайно увидят наброски и заготовки моей идеи. И принесут в жертву свое время жизни ради искусства, так чтобы после кто будет лицезреть произведение научились думать, мыслить и выбирать правильный путь своей жизни и больше никогда не вступать на путь приношения в жертву реальных жизней людей и всех живых существ ради искусства. Да, и пусть это будет уроком, прочтением глупости и всей бессмысленности войны и гибели людей. Учите этому будущие поколения как-нибудь по-другому не прибегая к смерти ради искусства, жизни, мира и любви. Звучит абсурдно: «Война ради мира!». Так учил старшего внука Иван, стараясь донести главное до еще маленького и слабого ума ребенка.
А тем временем, пока Иван и Ольга заботились о будущем и уходящем поколениях, на Ленинградском заводе монументальных скульптур после предварительной проектной разработки начали изготавливать памятник, которому в дальнейшем предстояло стоять в городе Магнитогорске и вдохновлять на труд горожан и гостей совсем еще юного городка. В строительстве главного памятника Магнитогорска принимали участие очень многие организации города, а ученые МГМИ (Магнитогорского Института) — изобрели специальный метод резки крупногабаритного камня, который применили при обработке глыбы для изготовления звезды Вечного огня, являющегося составной частью монумента. Этот памятник назвали: «Тыл — Фронту». Он по праву стал первым масштабным монументом, возведенным в СССР в честь подвига работников тыла. Над самой идеей и реализацией проекта памятника работал известный скульптор Лев Головницкий. Архитектором и руководителем авторского коллектива, создававшего памятник, был лауреат Ленинской премии Яков Белопольский. Это завершающая скульптура триптиха под названием «Меч победы» (трех монументов, объединенных общей темой), в который входит знаменитая волгоградская «Родина-Мать Зовет», и «Воин-Освободитель» из берлинского Трептов-парка. Но почему именно в Магнитогорске будет стоять этот монумент будут помнить потомки вечно. По крайней мере до этого века точно.
Потому что по статистике каждый третий снаряд и каждый второй танк был сделан из магнитогорской стали. Отсюда по проекту и символичность монумента: работник завода, смотрящий на Восток, где находится завод, передает выкованный меч солдату-фронтовику, который направляется на Запад. После этот меч поднимает ввысь на Мамаевом Кургане «Родина-Мать», где фактически произошел перелом в Войне, а затем «Воин-Освободитель» опускает его на свастику, довершив разгром фашисткой Германии.
Однако, несмотря на эту последовательность истории, строился триптих «Меч победы» в обратном порядке. В 1949 году был возведен берлинский памятник, в 1967 году волгоградский (как известно, один из самых больших в мире), и вот сейчас уже магнитогорский. Любопытно, что солдат Иван Одарченко, который послужил прообразом для памятника «Войну-Освободителю» — до войны работал на Магнитогорском комбинате. И это совпадение невольным образом красиво закольцевало всю композицию. Кстати, архитектором магнитогорского памятника был — Яков Белопольский.
Об этом Иван, теперь уже Игоревич, узнал в мастерской прежде чем начать возобновлять реализацию своей идеи. Ему и Игорю приходилось задерживаться в мастерской, внуки делали уроки прямо здесь. Но зато они прекрасно разбирались в химии, в физике, в черчении, математике и рисовании, а за одно и в истории, особенно искусств.
Так они вдвоем смогли изготовить мелкие детали монумента и закупили материал на самую главную и самую крупную деталь: планету «Земля». Теперь осталось придать ей нужную форму и со стопроцентной точностью с границами и формами всех континентов, стран и городов. И таким образом дети знали географию лучше всех в школе. А так как планировалось подписывать страны на родном языке каждой страны, дети эту работу тоже делали вместе с дедом и следовательно знали больше языков в частности алфавитов, чем многие люди в городе. А еще необходимо было подготовить пьедестал для монумента. Работа обещала затянутся так оно и произошло.
Их семью снова настигла утрата, на этот раз бог забрал маму Оли. И Оля сразу изменилась, она больше не могла работать и еле дождалась пенсии. Теперь она консультировала своих еще юных и малоопытных коллег. Конечно она лечила своих внуков, детей, соседей и прочих родственников и друзей, но не работала. Теперь она это делала, чтобы помочь и за удовольствия быть полезным. Не за деньги, а потому что это было ее предназначение, а жила она на пенсию и заработную плату мужа, которые вполне себе работал и абсолютно не собирался на пенсию. Он хотел успеть доделать все важные дела, которые уготовила ему судьба.
29 июня 1979 года состоялось открытие монумента «Тыл — Фронту» в городе Магнитогорске. Это случилось в день рождение города, ему исполнилось 50 лет. Он был почти ровесником Оли и Ивана, можно сказать они взрослели вместе с ним. В город приехали известные люди страны, в том числе и прообраз солдата-фронтовика и война-освободителя — сам Иван Одарченко. На открытие присутствовала вся семья, друзья, соседи Ивана и Оли. Он обнял ее за плечи и они так и стояли обнявшись за плечи. Вспоминая всю свою жизнь и сравнивая жизнь со триптихом. Иван удивился, как похоже он вспомнил: как Алексей провожая их на фронт передал ему тот самый меч талисман, который очень похож на этот, он увидел сходство родины-матери и своей мамы, и опять припомнил, как она провожала и напутствовала на фронт, плача, припомнился и тот случай с немецкой девочкой.
«А ведь и вправду меч остался в Берлине, в Германии, у той маленькой немки, надо же» — подумал Иван и рассказал это жене, осматривая памятник.
«Точно как будто про тебя» — заметила Оля.
“Это история моей жизни, написанная к сожалению не мной, а профессионалами искусства» — добавил Ваня в конец.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.