Командир ПЛА Хапёрский В. Д. также успешно выполнял задачу по поиску и слежению за АВУ ВМС США, но кратковременно, так как поступило приказание ГК ВМФ следовать в порт Камрань Социалистической республики Вьетнам (СРВ), кроме ПЛА в порт Камрань были направлены СКР «Летучий» и ПБ «Магаданский Комсомолец», старшим группы кораблей назначили меня с задачей подготовки и приема главы правительства СРВ Фам Ван Донга с показом ему ПЛА. Задача прямо надо сказать для подводников необычная. Пребывание в Камране было непростым, сложности возникли с обеспечением безопасности стоянки кораблей. Война закончилась, но еще оставались не ликвидированные подводные диверсионные группы, воевавшие против СРВ. По полученной информации примерно в двадцати километрах от стоянки кораблей прятались подводные диверсанты. Мне было известно, что в Камране у большого гидравлического пирса вьетнамскими подрывниками был взорван эсминец ВМС США. Вьетнамцы, рассказывая мне о потоплении корабля сообщили имя подрывника и что в настоящее время он служит на базе обеспечения в звании капитана. Я попросил командование организовать мне встречу с их героем, хотя, если бы они могли предположить последствия этой встречи, то, скорее всего, она не состоялась бы. На встрече я попросил капитана рассказать, как ему удалось взорвать эсминец. Он подробно рассказал и показал, как с помощью бамбуковой трости с пристегнутой магнитной миной погрузился у рядом стоящего хоз.пирса, подошел к эсминцу со стороны берега, прекрипил мину где было назначено, незамеченным вышел на берег и через двадцать минут раздался взрыв, эсминец лег на борт. Он также пояснил, что если подходить со стороны бухты, то на бамбуковой трости будет бурун — признак движения подводного диверсанта. Вьетнамцы реально помочь нам в обеспечении безопасности ничем не могли. Исходя из этого, мною было принято решение — каждому кораблю ежечасно, бессистемно сбрасывать в бухту по противодиверсионной гранате РГД-8, которая подрывалась на глубине 8 метров, с записью в вахтенный журнал корабля. В итоге за сутки каждый корабль сбрасывал 24 гранаты, а все корабли 72. Для возможных диверсантов это было серьезным препятствием. Кроме этого часовым стоящим по бортам кораблей было вменено в обязанности открывать огонь из автоматов АК, по обнаруженным бурунам на воде, но здесь не обошлось без перегибов применения стрелкового оружия, инициаторами, к сожалению, были отдельные офицеры. Через пару дней после начала применения противодиверсионных гранат офицер связи от вьетнамцев обратился ко мне с просьбой не производить взрывы, так как командующий военно-морским районом не может ночью спать. Как оказалось, вьетнамские военные спали на циновках на земляном полу и взрывы им сильно мешали. Я обещал подумать, но отменять не стал до конца стоянки кораблей в порту. Тем более, что наши военные советники в СРВ во главе с героем Советского Союза капитан 1 ранга Виноградов В. Т. в беседе высказали мнение, что в этом районе могут быть подводные диверсанты. В тот период (1979-1980 годы) между СРВ и КНР резко обострились отношения из-за Парасельских островов, каждая из сторон считала их своей территорией, имелись случаи применения военной силы со стороны КНР. В этой ситуации командование военно-морским районом (ВМР) СРВ опасалось налета авиации КНР и бомбежки порта Камрань, поэтому командующего ВМР СРВ интересовал вопрос, будем ли мы применять оружие в случае вооруженного нападения на порт, был дан ответ, что в целях самообороны будем. Такой ответ командующего вполне устраивал, и он пожелал, чтобы мы как можно дольше оставались в Камране. Были сложности и с материальным обеспечением. Наши корабли в 1979 году в Камране еще не базировались, система обеспечения, особенно водой налажена не была. Подстанция подачи воды на пирс была взорвана, потребовались длительные переговоры с вьетнамскими властями, чтобы они разрешили нашим специалистам восстановить станцию по временному варианту. На причальной стенке стояло больше сотни джипов, взорванных при отступлении американскими военными, но восстанавливать их не разрешали. Часть причальной стенки была залита гудроном из разорванных бочек, складированных на стенки, за причалом торчали стены разрушенных коттеджей построенных для американцев. При всем этом дорога до базы обеспечения и аэродрома находилась в отличном состоянии. Проложенная французами из асфальта на базе стекловолокна она была идеально ровной и прочной. Аэродром был выведен из строя, его позже восстановили наши специалисты.
Встреча с главой правительства СРВ состоялась только в марте 1980 года. Фам Ван Донг посетил подводную лодку и очень гордился тем, что первым из иностранных руководителей посетил советскую атомную подводную лодку. В качестве сувенира ему был подарен макет подводной лодки, которую он посетил. На ПБ «Магаданский Комсомолец», в честь главы правительства СРВ был устроен прием, который прошел по настоящему в теплой дружеской обстановке. На память Фам Ван Дог сфотографировался с личным составом кораблей. Ко мне Фам Ван Дог проявил большое внимание, не однократно повторял приглашение побывать у него в гостях. На другой день после посещения кораблей ко мне в каюту внесли спиленную верхушку пальмы, с множеством кокосовых орехов — подарок от главы правительства СРВ. Позже я неоднократно заходил в бухту Бинь-ба и каждый раз офицер связи передавал приглашение Фам Ван Донга побывать у него в гостях. К сожалению, воспользоваться приглашением я не смог.
Главнокомандующий ВМФ дал высокую оценку кораблям участвующих в подготовке и организации приема главы правительства СРВ. Поставленная задача была выполнена с честью.
На этом моя служба в должности заместителя командира 26-й дивизии заканчивалась. Из-за кратковременного пребывания в этой должности я мало что успел сделать для соединения. А история у него была богатая. Об этом очень хорошо и подробно написал вице-адмирал Конев Александр Васильевич в книге «Первый атомоход Тихоокеанского флота «К-45». Люди и судьбы». На этой дивизии Александр Васильевич прошел путь от курсанта до командира подводной лодки «К-45», начальника штаба этого соединения. Являлся непосредственным участником многих событий. Позже он стал заместителем командующего Тихоокеанского флота. В настоящее время Александр Васильевич возглавляет региональный клуб подводников. Будучи человеком энергичным, деятельным и неравнодушным, он много делает для ветеранов-подводников, для сохранения традиций и памяти о пионерах подводного флота.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.